научная статья по теме САРМАТЫ, САРМАТИЯ И СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «САРМАТЫ, САРМАТИЯ И СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ»

© 2015 г.

Вестник древней истории 2015,№ 1, 109-135

В. И. Мордвинцева САРМАТЫ, САРМАТИЯ И СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ

На карте мира, составленной Марком Випсанием Агриппой в I в. до н.э., территория, известная ранее под названием Скифия, обозначена как Сарматия. Поскольку два народа выглядели практически одинаково в глазах представителей античной цивилизации, встает вопрос о причинах смены одного этнического топонима другим. Название «Сарматия» возникло в рамках инокультурной нарративной традиции, поэтому внешним наблюдателем в качестве эпонима для этого региона могла быть выбрана наиболее активная часть варварского населения этого региона, с которой контактировали, вели переговоры, заключали союзы представители греко-римской цивилизации. Скорее всего, этнонимом «сарматы» была обозначена некая элитарная группа, являющаяся субъектом международной политики. Этот вывод косвенно подтверждается письменными и эпиграфическими свидетельствами.

Ключевые слова: сарматы, Северное Причерноморье, политическая элита, этното-поним, археологическая культура.

Сарматы, Сарматия и Северное Причерноморье - неразрывно связанные между собой дефиниции. Северное Причерноморье - понятие, под которым историки античности и археологи обычно понимают побережье Черного и Азовского морей, от устья Дуная на западе до Геленджикской бухты на востоке с основанными здесь греческими колониями1. К прибрежной полосе с очагами античной цивилизации примыкали земли, заселенные варварами, ограниченные с севера, согласно античным представлениям, легендарными Рифейскими (или Рипейскими) горами и Ледовитым океаном2. О глубине проникновения греков на варварскую территорию можно судить по данным географических руководств, упоминающих названия рек, поселений и урочищ, которые греки узнавали в ходе торговых и/или политических контактов с местным населением.

Выделение учеными этой части Понта Евксинского в особый субрегион греческой цивилизации не случайно. Северо-восточная периферия Средиземноморско-черноморского бассейна, «Нашего моря», как называли его древние географы3, с его развитым морским сообщением является одновременно западной оконечностью степного пояса Евразии, по которому проходили сухопутные маршруты. Здесь греки - земледельцы, мореплаватели, торговцы - познакомились с совершенно иным типом культуры - жителями степи, подвижными скотоводами, воинами-всадниками. Культурное своеобразие данного региона выразилось в том, что он стал ареной столкновения культур с разными типами ментальности, которые в ходе контактов и взаимоадаптации фактически соединились в симбиозе4.

Мордвинцева Валентина Ивановна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Крымского филиала Института археологии, Симферополь, Крым.

1 Скржинская 1977, 37.

2 Подосинов 2002, 29.

3 Mela I.1-5, 7, 19. См. Подосинов, Скржинская 2011, 21.

4 Khazanov 1984, 84; Di Cosmo 1999, 38; Крадин, Скрынникова 2006, 49, 59; Ivantchik 2007, 7-13; 2010, 38-40.

Все побережье Понта представлялось человеку античной культуры как одно целое, как далекая периферия ойкумены5, население которой называли в общем «РоШш», т.е. «понтийцы»6. Каждый причерноморский город обладал своей спецификой, и вряд ли северопричерноморские колонии представляли собой в сознании греков некую обособленную территорию внутри понтийского региона. Специфику северопричерноморской территории определяют, таким образом, скорее не греческие поселения, а их варварское окружение, которое в разное время в греко-римской нарративной традиции называли скифами или сарматами, а населенную ими территорию - Скифией или Сарматией.

Ионийские авторы дали этой части древней ойкумены имя Скифия. Ее западные пределы Геродот ограничивал устьем Истра, южные - горами Крыма, восточные - озером Меотида и Танаисом, северные - территорией, занимаемой племенами агафирсов, невров, андрофагов и меланхленов7. Но в более поздней римской традиции практически тот же регион определен как Сарматия. На карте Агриппы конца I в. до н.э., известной через Плиния Старшего, Сарматия и Скифия Таврика занимали земли между Днепром и Волгой, а также Северный Кавказ8. Помпоний Мела (середина I в.н.э.) описывал Сарматию как большую страну, расположенную восточнее Германии, между Вислой и Истром9, земли же к западу от Танаиса он заселял разными племенами, первыми из которых названы скифы10. Клавдий Птолемей (II в. н.э.) разделил Сарматию на Европейскую и Азиатскую части. Он определил границы Европейской Сарматии Сарматскими горами (Карпаты), Германией и рекой Висла на западе, Боспором Киммерийским, Меотийским озером и рекой Танаис на востоке, Понтийским морем на юге, Венедским заливом Сарматского океана и неизвестной землей на севере11. Азиатскую Сарматию он разместил между Европейской Сарматией на западе и Скифией с частью Каспийского моря - на востоке, государствами Кавказа - на юге и неизвестной землей - на севере (Р1;о1. III. 8. 32.). Неустойчивость в определении западной и восточной границ Сарматии в греко-римской нарративной традиции, возможно, отражает динамику этнополи-тической ситуации, фиксируемой в различные периоды истории.

Топоним «Сарматия» является этнохоронимом, т.е. обозначает обширную историческую область, примыкающую к северному побережью Черного и Азовского морей (объект номинации), названную по одному из обитавших в ее пределах народов (признак номинации) в силу существующего к нему интереса (мотив номинации). Известно, что подобные наименования формируются в течение длительного времени в условиях относительной политической стабильности, после чего закрепляются в письменной традиции12. Важно отметить, что название «Сарматия» появилось как экзохороним, т.е. было генерировано в иноэтничной, внешней по отношению к ее обитателям среде, где существовала развитая литературная традиция и были разработаны первые графические карты мира. После того как этот хороним был отображен на римских картах, которые использовались, прежде

5 Подосинов 2002, 29.

6 Ме1а 114. См. Подосинов, Скржинская 2011, 78, комм. 73.

7 Ивтоа. IV. 99-101.

8 Подосинов 2002, 57.

9 Ме1а III. 33.

10 Ме1а II. 2.

11 Ро1. III. 5.1-18.

12 Моця 2011, 10-12.

всего, в политико-пропагандистских и дидактических целях13, в сознании человека греко-римской культуры он стал прочно ассоциироваться с конкретной территорией. Созданные в Римской империи карты, в отличие от словесных описаний маршрутов в периплах и периэгесах, видимо, стали структурировать сознание ее жителей и фактически формировать реальность14. Как и в случае с колониальной политикой Нового времени, древние карты выполняли также задачу разграничения мест обитания народов, указывая их территориальные пределы там, где они находились согласно политической ситуации15.

Обозначение Восточной Европы как «Сарматии» восходит к карте мира, составленной по «Хорографии» римского политического деятеля Марка Випсания Агриппы в конце I в. до н.э.16 У авторов I в. н.э. этот этнотопоним упоминается как уже вполне устоявшийся термин, хотя название «Скифия» для обозначения того же региона никогда полностью не выходит из употребления. Видимо, к I веку до н.э., т.е. перед тем, как топоним «Сарматия» был зафиксирован на графической карте мира, он уже получил признание в устной традиции, поскольку в древности введение новых фактов в научную литературу воспринималось современниками с подозрением, предпочтение отдавалось сведениям, освященным временем и авторитетом великих имен17.

Естественным образом встает вопрос о причинах смены одного этнохоронима (Скифия) другим (Сарматия). Одним из возможных объяснений этого может быть усиление в данном регионе уже существующей или появление новой группы населения, название которой стало эпонимным для всей территории, занимаемой варварскими народами к северу от черноморского побережья.

Поскольку название «Сарматия» возникло в рамках инокультурной нарративной традиции, то внешним наблюдателем в качестве эпонима могла быть выбрана наиболее активная часть варварского населения этого региона, с которой контактировали, вели переговоры, заключали союзы представители греко-римской цивилизации. Скорее всего, этнонимом «сарматы» была обозначена некая элитарная группа, являющаяся субъектом международной политики, объединенная сознанием собственной общности и, видимо, в стремлении мобилизовать вокруг себя большее число сторонников, генерирующая групповые черты и символы18. Интересно, что М.И. Ростовцев, выделяя «сарматские» памятники Приуралья, под сарматами имел в виду «господствующий класс населения»19, хотя это его мнение выражено кратко, без развернутого обоснования.

Этот вывод косвенно подтверждается письменными и эпиграфическими свидетельствами, которые относятся к эпохе, предшествующей появлению топонима

«Сарматия» (IV-II вв. до н.э.). К сожалению, источники этого времени малочис-

20

ленны.

В сочинении Полибия (Hist. XXV. 2.12-13) упоминается факт участия одного «из владык Европы сармата Гатала», а также представителей Херсонеса, в заключении договора 180/179 г. до н.э. между малоазийскими правителями. Видимо, в

13 Подосинов 2002, 15.

14 Андерсон 2001, 189.

15 Андерсон 2001, 192.

16 Подосинов, Скржинская 2011, 123 комм. 249.

17 Подосинов 2002, 27.

18 Тишков 2003, 117.

19 Ростовцев 1918, 81.

20 Rostowzew 1931, 6-8; Столба 1993, 56.

данном случае европейские сарматы в лице их лидера выступили одним из гарантов мирного соглашения. По мнению С.Р. Тохтасьева, это упоминание могло означать политический контроль сарматов над европейскими территориями, в то время как само место их локализации могло оставаться в районе Танаиса и Меотиды21. М.И. Ростовцев относил к тому же времени события легенды о сарматской царице Амаге, переданной Полиэном, который, видимо, опирался на некий херсонесский источник22. По легенде царица защищает Херсонес, находящийся под протекторатом сарматов, от напавших на него скифов.

Ольвийский декрет в честь Протогена (IOSPE I2, 32), датирующийся 20-10 годами III в. до н.э.23, подробно описывает угрожающее положение Ольвии. В источнике прямо не называются сарматы, хотя упомянутые в д

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком