научная статья по теме СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В ЕВРОПЕ: XVII-XVIII ВЕК. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВОЙ ФИЛОСОФИИ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В ЕВРОПЕ: XVII-XVIII ВЕК. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВОЙ ФИЛОСОФИИ»

История права и государства зарубежных стран

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

В ЕВРОПЕ: XVII-XVIII ВВ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВОЙ ФИЛОСОФИИ

ОСТРОУМОВ Сергей Владимирович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского;

ОСТРОУМОВ Николай Владимирович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. E-mail: ostroumovnv@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются причины возникновения и процесс становления новой философии в Европе в XVII-XVIII вв. На примерах убеждений авторитетных мыслителей того времени дан анализ вопросов секуляризации научного мышления, понимания бога, природы человеческого разума, толерантности, а также влияния новой действительности в целом на общественную жизнь.

The article considers the causes for emerging and the process of formation of the new philosophy in Europe in XVII-XVIII centuries. Using the examples of convictions of the thinkers of authority of those times, the issues of secularization of scientific thinking, understanding of God, nature of human mind, tolerance, as well as the impact of the new reality as a whole on the social life are analyzed.

Ключевые слова: секуляризация; новая философия; научное мышление.

Secularization; new philosophy; scientific thinking.

«Новое физическое мировоззрение произвело глубокую перемену в традиционном понимании человека и его жизни. На человека - на это, казалось бы, столь своеобразное существо, не укладывающееся ни в какие рамки теоретического познания, представляющее парадокс для самого себя - психологи, моралисты и обществоведы стали смотреть так, как смотрели физики на тела и фигуры». Е.В. Спекторский (¿лекторский Е.В. Проблема социальной физики в XVII столетии. [Т. 1]. СПб.: Наука, 2006. С. 74.

Объектом исследования данной статьи является процесс складывания новых философских взглядов в Европе в ХУИ-ХУШ вв., вызванный расцветом естественных наук. Рассматривается проблема постепенной смены теологических убеждений научным миропониманием, интерпретация новой действительности с точки зрения независимости человеческого разума от установленных религиозных истин, что напрямую отразилось и на вопросах права. Научная ценность работы заключается в

том, что авторами предложен подход к анализу правовой этики и нравственности того времени с позиции их секуляризации и дальнейшего развития не в рамках религиозной философии, а в среде признания и уважения человеческой природы и человеческого разума как свободного, ничем не ограниченного инструмента познания.

В истории Европы можно выделить ряд этапов, каждый из которых имеет свои особенности, и не только экономические и политические, но и культурно-идеологические.

Важнейшим этапом в становлении современной европейской культуры мировоззрения явились два века: ХУН век, который иногда называют «веком либертинов» (либертины -свободно мыслящие, вольно мыслящие, независимо мыслящие), и XVIII век, великий век Просвещения. Говоря об этих двух веках, важно подчеркнуть, что ХУ11 век как бы подготовил тот расцвет науки и культуры, которым славен в человеческой истории век XVIII.

В XVII столетии знатоком человеческого мира считался исследователь, свободный как от терминологического реализма схоластиков, так и от филологической и риторической «элегантности» гуманистов.

Именно в этом веке впервые были осознаны и точно сформулированы те задачи, которые и поныне являются ориентирами всякого серьезного исследования1 в научном познании.

Нам представляется необходимым проследить предпосылки и развитие феномена XVII в.

Естественно-научный переворот, начавшийся в конце XIV в. и усиленно продолжавшийся в XV-XVI вв., создал европейскому обществу исключительное положение в планетарном масштабе, однако все достижения в области точных наук не могли изменить сущность общественных порядков и общественного мировоззрения. В этой сфере продолжало господствовать сложившаяся благодаря преимущественно Фоме Аквинскому в XIII в. схоластическая система мышления и миропонимания. К началу XVII в. противоречия между передовыми науками естественной сферы и сферы гуманитарной стало вопиющим и привлекло к себе внимание многих талантливых людей передовых европейских стран.

Следует отметить, что антисхоластическое движение в сфере обществоведческих дисциплин имело различные пути: от мистически и пессимистически ориентированного янсенизма, основанного голландским епископом Корнелием Янсеном, до гедонических схем Пьера Шаррона и др.

Пьер Шаррон (1541-1603 гг.), автор

1 Спекторский Е.В. Проблема социальной физики в XVII столетии. [Т. 1]. СПб.: Наука, 2006. С. 15.

2

трактата «О мудрости» (1601 г.) , аргументировал пользу признания нравственности (этики и естественно связанной с ней юриспруденции) в качестве чисто светской дисциплины. По мнению Шаррона, нравственность не нуждается в религиозных мотивах. Показательны его слова: «Я хочу, чтобы человек был нравственным, потому что природа и разум (т.е. Бог) этого требуют, всеобщий порядок мироздания, частицу которого составляет индивид, требуют этого, и потому что иначе жить нельзя, не нарушая своего бытия, своего благополучия и назначения; я хочу, что бы человек был нравственным несмотря ни на какие последствия. Я желал бы так же набожности и религиозности, но не для того, что бы они насаждали в человеке нравственность, которая в нем и с ним родилась на свете и дана ему от природы, но для того чтобы они придали ей вконец законченности. Нравственность есть первое, религия же - второе; ибо религия есть нечто заученное, извне к нам приходящее, усвоенное из учения и откровения, и не может поэтому создать нравственность3».

Шаррон и его круг положили начало вольнодумству XVII в. Как выражался Шаррон, Бог - это последнее усилие нашего воображения по направлению к совершенству, выступает как венец и завершение методической рациональной деонтологической этики4.

Продолжателем этой линии стал Пьер Гассенди (1592-1655 гг.).5 Этот католический священник (до этого Гассенди был профессором философии в университете Экс-ан-Прованса, а после профессором математики в Королевском коллеже в Париже) оказался так же фактическим главой небольшого кружка французских «свободомыслящих» (либертинов)6.

Французские либертины постарались создать оригинальную, не связанную с представлениями предшественников социально-философскую концепцию, основанную на силе человеческого разума, а не на схоластически интерпретируемых теологических истинах.

2 Соколов В.В. Европейская философия XVI-XVII веков. М., Высшая школа, 2003. С. 100.

3 Йодль Ф. История этики в Новой философии [Т. 1-2] / Пер. с нем. под ред. В.С. Соловьева. М.: Изд. К.Т. Солдатенкова, 1896. С. 70.

4 Спекторский Е.В. Указ. соч. С. 15.

5 Соколов В.В. Указ. соч. С. 283.

6 Там же. С. 283.

Говоря о развитии французского обще-ствознания, нельзя пройти мимо стоящей особняком гигантской фигуры философа Рене Декарта. Декарт оставил огромное философское наследие, в том числе его основной труд «Размышление о первой философии». В этом, как и в других многочисленных трактатах, Декарт пытался объяснить окружающую действительность, процессы, происходящие в человеческом обществе, опираясь исключительно на силу человеческого разума. Его знаменитая формула «Cogito - ergo sum» (я мыслю - значит я существую) стало афоризмом нескольких поколений европейских ученых.

Р. Декарт пытался философски обосновать принцип, что человеческий разум без помощи потусторонних сил, без оглядки на многовековую традицию может эффективно осуществлять правосудие. Правосудие следует искать не в каких-то отвлеченных мнениях и суждениях, пришедших из далекого прошлого, а собственной совести, основанной на естественных понятиях.

Другим философом, которого знали все, был англичанин Френсис Бэкон. Среди сочинений Ф. Бэкона особой популярностью пользовался «Новый Органон» (1620 г.), в котором он выступает врагом схоластики, понимая, что это направление лишает науку жизни. Если наука отвлекается от жизни, то она похожа на растение, вырванное из своей почвы и оторванное от своих корней, а потому и не пользующееся никаким питанием1. Вера этого ученого в силу человеческого разума, призыв к изучению тайн природы, презрение к слепому преклонению перед авторитетами были нацелены против религиозных мифов и их проповедников. Именно поэтому учение Бэкона заключало в себе революционную силу и оказало большое влияние на развитие антирелигиозных представлений.

Образцом юридического вольнодумия служит его рассказ о возникновении веры: «Разум человека все привлекает для поддержки и согласия с тем, что он однажды принял, - потому ли, что это предмет общей веры, или потому, что это ему нравится. Каковы бы ни были сила и число фактов, свидетельствующих о

1 Грот Н.Я. Основные моменты в развитии новой философии: От Джодрано Бруно до Канта. Изд. 2, 2011. С. 50.

противном, разум или не замечает их, или пренебрегает ими, или отводит и отвергает их посредством различении с большим и пагубным предубеждением, чтобы достоверность тех прежних заключений осталась ненарушенной. В них то, что раз признано, заражает и подчиняет себе остальное, хотя бы последнее было значительно лучше и тверже»2.

Таким образом, Ф.Бэкон стремился избавить правосудие от традиционных норм и процедур, от ссылок на авторитеты, открывая дорогу в этот сложнейший лабиринт общественных отношений человеческому разуму.

Точка зрения Ф.Бэкона коррелируется с его младшим современником - великим писателем XVII в. Джоном Мильтоном. Выступая против нетерпимости различных политических групп и чрезвычайно узкой трактовки политических прав, он провозгласил требование свободы слова в его полном объеме. Его лозунг: «Чтобы доказать истину, надо позволить ей свободно бороться с ложью».

Можно привести идеи и других великих новаторов XVII века. Речь должна идти в первую очередь об английском ученом Эдварде Герберте (1581-1648 гг.), ставшим в конце жизни лордом Чербери

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком