научная статья по теме СЕМАНТИКА БЕЗМОЛВИЯ В «ПРЕСТУПЛЕНИИ И НАКАЗАНИИ» Языкознание

Текст научной статьи на тему «СЕМАНТИКА БЕЗМОЛВИЯ В «ПРЕСТУПЛЕНИИ И НАКАЗАНИИ»»

Семантика безмолвия в «Преступлении и наказании»

© В. В. МАРКОВА, кандидат филологических наук

В статье анализируется роль поэтики безмолвия в создании универсального, метафизического плана романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Ключевые слова: роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», семантика безмолвия, семантика молчания, паузы умолчания.

М.М. Бахтин, впервые исследовавший диалогическую природу слова у Достоевского, диалогическое мироощущение художника, утверждает: «Быть - значит общаться диалогически (...}. Всё в романах Достоевского сходится к диалогу, к диалогическому противостоянию как к своему центру. Всё - средства, диалог - цель. Один голос ничего не кончает и ничего не разрешает. Два голоса - минимум жизни, минимум бытия...» [1. С. 473]. Самосознание как доминанта построения образа героя у Достоевского раскрывается в его слове, герой - «носитель полноценного слова, а не немой, безгласный предмет авторского слова», субъект «собственного, непосредственно значащего слова» [Там же. С. 270, 208]. Сказать - это выразить свою позицию, объяснить себя. Герой говорит и видом, и внешним взглядом, и жестом, и движением, и молчанием.

В записях 1970-1971 годов М.М. Бахтин формулирует основные тезисы задуманной им работы о сосуществовании в тексте молчания и слова. Перекликаясь с изложенными в монографии о Достоевском особенностями слова у писателя, эти идеи могут послужить основным принципом соотношения в романах Достоевского присутствия / отсутствия речи: «Молчание - осмысленный звук (слово) - пауза составляют особую ло-госферу, единую и непрерывную структуру, открытую (незавершимую) целостность» [2].

Логосфера - единая смысловая плоскость, где равнозначными оказываются как слово, так и его отсутствие. Молчание возможно лишь в человеческом мире, как знак именно человеческого присутствия. Следовательно, молчание также диалогично у Достоевского, оно значимо как выражение определенной позиции и оценки в общении между двумя сознаниями. Безмолвие (пауза в различных проявлениях), обрамляющее слово или заменяющее (прерывающее) слово, выражает степень приближенности к Логосу. Слово, таким образом, устремлено к своему высшему пределу - «слово как последняя (высшая) цель» [Там же].

В романах Достоевского, где действует система повествовательных намеков, где важнейшие художественные смыслы часто уведены в подтекст, где между героями преобладают отношения интуитивного порядка (прозрение, предвидение, предчувствие), для диалога зачастую слова и не требуются. В «Преступлении и наказании» такой диалог всегда пронизан молчанием, которое реализуется, в первую очередь, в паузах умолчания. Данный термин предлагается для обозначения пауз, прерывающих диалог (полилог) героев на словесном, но не смысловом уровне, в условиях диалога как сопряжения ценностных позиций героев и восприятия друг друга как равноправных субъектов.

Паузы умолчания выступают в романе прежде всего как знаки узнавания людей, их душ, сознаний поверх эмпирического опыта и обозначают выход на метафизический уровень - сверхзнание друг о друге. Типичной в этом смысле представляется сцена между Разумихиным и Раскольниковым: «В коридоре было темно; они стояли возле лампы. С минуту они смотрели друг на друга молча. Горевший и пристальный взгляд Раскольникова как будто усиливался с каждым мгновением, проницал в его душу, в сознание. Вдруг Разумихин вздрогнул. Что-то странное как будто прошло между ними... Какая-то идея проскользнула, как будто намек; что-то ужасное, безобразное и вдруг понятое с обеих сторон... Разумихин побледнел как мертвец» [3. С. 240. Курсив здесь и далее наш. - В.М.]. Взаимопроникновение сознаний возможно в ситуациях безмолвия как при диалоге, так и между несколькими людьми. В таких сценах все происходящее описывается сквозь призму сознания Раскольникова, его мнительность.

В конторе, после обморока и вопросов Ильи Петровича, Раскольников ощущает страх и болезненно реагирует на любые реплики собеседников. Поэтому молчание воспринимается им как доказательство того, что остальные догадываются о совершенном им преступлении: «- Ни-че-го! - как-то особенно проговорил Илья Петрович. Никодим Фомич хотел было еще что-то присовокупить, но, взглянув на письмоводителя, который тоже очень пристально смотрел на него, замолчал. Все вдруг замолчали. Странно было» [С. 83]. Подобная ситуация происходит и в сцене у Порфирия Петровича: «Раскольников молчал и пристально, твердо смотрел на Порфирия. Разумихин мрачно нахмурился. Ему уж и прежде стало как будто что-то казаться. Он гневно посмотрел кругом. Прошла минута мрачного молчания» [С. 204]. В таких эпизодах паузы умолчания и ситуации безмолвия становятся знаком внутреннего разоблачения самого себя Раскольниковым.

Проверка теории Раскольникова на практике, самой жизнью дается в романе как «овнешнение» идеи. Проблема несовпадения «внутреннего» и «внешнего» в Раскольникове выражается в противопоставлении понятий не говорить - говорить (частный случай выражения оппозиции молчание - слово). Воплотить идею в жизнь - значит сказать свое «новое слово». Однако после убийства усилия Раскольникова направлены на то, чтобы «не проговориться», не выдать себя. Такое молчание героя имеет два смысла. В буквальном - не проговориться значит сокрыть преступление, уйти от наказания. В переносном смысле (на уровне скрытого романного мифа) молчание Раскольникова есть следствие его преступления - знак отпадения, отчуждения от всего живого, позиция вненаходимости, вне Бога и вне Логоса. Очень важна фраза: «Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина.» [С. 90]. «Духом немым и глухим» - это формула из Евангелия от Марка, эпизод исцеления одержимого духом немым: «Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немый и глухий! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него» (Марк. 9: 25).

Семантика безмолвия реализуется в описании пространства (пейзажа) в таких значениях, как немота и глухота. Описание это предельно субъективировано, дается через сознание Раскольникова, подчеркивая отпадение героя от живой жизни и человеческой общности. К концу романа эсхатологическая природа молчания усиливается: «"Так идти, что ли, или нет", - думал Раскольников, остановясь посреди мостовой на перекрестке и осматриваясь кругом, как будто ожидая от кого-то последнего слова. Но ничто не отозвалось ниоткуда; все было глухо и мертво, как камни, по которым он ступал, для него мертво, для него одного.» [С. 135].

Раскольников идет на пробу и уже чувствует неправильность своей идеи. Но чувствует он это на уровне подсознания, не может сформулировать. Отказывается от объяснения и автор. В эпизоде перед убийством старухи пауза словно повторяет паузу в сцене пробы, однако ощущение усиливается: «Старуха взглянула было на заклад, но тотчас же уставилась глазами прямо в глаза незваному гостю. Она смотрела внимательно, злобно и недоверчиво. Прошло с минуту; ему показалось даже в ее глазах что-то вроде насмешки, как будто она уже обо всем догадалась. Он чувствовал, что теряется, что ему почти страшно, до того страшно, что кажется, смотри она так, не говори ни слова еще с полминуты, то он бы убежал от нее» [С. 62]. Здесь реально существует только сознание Раскольникова, второе сознание - старухи - мнимое, конструируемое первым. Сквозь психологическую мнительность Раскольников воспринимает действия старухи, в частности, ее взгляд, как нечто особенное; ему кажется, что той все известно. На первый план выступает идея кары, внутреннего наказания. Сознание как бы переходит в другого и судит героя со стороны. Насмешка в глазах процентщицы предваряет смех убиваемой вновь старухи в бредовом сне Раскольникова (осмеяние как «развенчание») и будущее поражение (потеря себя).

Подобная структура будет свойственна вообще большинству пауз умолчания в романе: расположение героев «глаза в глаза» (в подчеркивании такого положения Достоевский даже «грешит» против правильности речи: «уставилась глазами»), отсутствие вербального выражения («не говори ни слова»), длительность паузы («еще с полминуты»).

«Проговаривание» идеи как стремление выдать себя присутствует в паузах умолчания как символика срыва. Наиболее ярко такая символика выражена в диалоге с Заметовым (в трактире). Раскольников как бы угадывает и воплощает в слове «безмолвные» мысли Заметова. Символика умолчания как срыва подчеркивается метафорой-сравнением («Страшное слово, как тогдашний запор в дверях, так и прыгало на его губах: вот-вот сорвется, вот-вот только спустить его, вот-вот только выговорить!» [С. 128]) - «прыгающее слово» и «запор в дверях», связь со сценой убийства, страх разоблачения и в то же время необходимость донести на себя.

Таким образом, оппозиция не проговориться - проговориться (промолчать - сказать) реализуется в двух значениях, в двух романных планах - эмпирическом и мифологическом: не выдать себя, но тогда окончательно отступиться от Бога и потерять связи с людьми - или выдать себя, принять наказание и в перспективе - покаяться.

Для романа характерны и пороговые паузы умолчания. В них, в частности, отражается борьба двух сторон сознания, двух начал в человеке: герой постоянно мечется между темной и светлой сущностью, между «черной лестницей» и «воскресным звоном колоколов» [С. 210]. Пре-

рывания речи героев обозначают, но оставляют нераскрытыми их внутренние колебания. Например, резкая смена поведения Раскольникова в разговоре с Заметовым в трактире, происходящая каждый раз после долгого молчания. Обозначив паузу и ее длительность, автор переходит к описанию мимики героев и, особенно, тона и слога произносимых слов как средств создания ситуации «порога». «Пороговые» паузы умолчания служат средством отражения психологического состояния и создания характеристики героя в романе.

Э. Димитров отмечает, что в романах Достоевского открываются два предела «безмолвия»: верхний и нижний. Говоря о вертикальности онтологического мышления писателя и горизон

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком