научная статья по теме «СЕВЕРА СВЕТЛОЕ ДИВО» (БЕЛЫЕ НОЧИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТОВ РУССКОГО СЕВЕРА) Языкознание

Текст научной статьи на тему ««СЕВЕРА СВЕТЛОЕ ДИВО» (БЕЛЫЕ НОЧИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТОВ РУССКОГО СЕВЕРА)»

«Севера светлое диво» Белые ночи в творчестве поэтов Русского Севера

© А. В. ПЕТРОВ, доктор филологических наук

В статье характеризуется один из ключевых образов северного текста русской литературы - образ белых ночей, возникающий в творчестве поэтов Русского Севера.

Ключевые слова: северный текст русской литературы, символ, эпитет, метафора, олицетворение, оксюморон.

Понятие «северный текст русской литературы» объединяет произведения о природе и истории Русского Севера, о жизни и труде северян, о специфике северного характера. Тем не менее, северный текст в большей степени явление не тематическое, а ментальное, поскольку оно отражает особый севернорусский вариант национальной картины мира.

К ключевым, концептуальным образам в языковой и художественной картине Русского Севера по праву относится образ уникального явления природы - белых ночей в конце весны - начале лета, когда солнце фактически не заходит за горизонт. «Художественное осмысление, которое получило это явление в произведениях, посвященных Северу, привело к созданию многопланового, разветвленного образа, обладающего, при всем разнообразии смысловых оттенков, смысловым ядром, своего рода сверхсмыслом, который выявляется при анализе и сопоставлении отдельных произведений, составляющих Северный текст» [1. С. 442]. Для доказательства данного положения обратимся к творчеству нескольких северных поэтов, как коренных северян, так и тех, для кого Север стал второй родиной.

Николай Андреевич Журавлев (1935-1991) родился в Ивановской области, в юности приехал в Архангельск и навсегда прикипел душой к суровым северным краям, неслучайно главной темой его творчества стали Русский Север и северяне - мужественные, стойкие люди с открытой душой. У поэта можно встретить ряд образных описательных

оборотов с ключевым словом край, которые он использует для номинации Севера: морянный край, снежный край, простуженный край, край терпения и славы: «Север, Север! / До чего ж ты ласковый, / Мой морянный край!» - восклицает он в стихотворении «Север» (Курсив здесь и далее наш. - А.П.). Среди них выделяется яркая метафора-оксюморон край полуночного солнца, образно характеризующая отличительную черту северной природы - летние белые ночи, когда и в полночь на небе возможно увидеть солнце: «В краю полуночного солнца / Своих любимых имена / Давали им [рекам] первопроходцы» («Торопят реки звонкий бег...»).

Белая ночь представляется Н. Журавлеву как нечто необычное, даже нелепое, однако чудесное и непредсказуемое, а сама номинация белая ночь так же предстает оксюмороном. Так, в одном из стихотворений, описывая пору Белоночья (сложное существительное емко обозначает особенность этой поры), поэт отмечает кажущуюся противоестественность данного природного явления, передавая недоумение ночной птицы - филина, который тоской обессилен: «Ух-х-ты! - / Ухнул ночной забияка. - / Как на севере лето / Нелепо!» («Талым звоном апрель захлебнулся...»). Однако в этой противоестественности видится поэту исключительность, особая красота северного края: «Словно загадка / полярное лето - / рядом с закатом / пылают рассветы. / Значит, закатов / на Севере нету - / только рассветы, / только расцветы!» («Белые ночи у Белого моря.») - противопоставление закаты - рассветы ассоциативно выводит на размышления о началах и концах, о жизни и смерти, о добре и зле.

В стихотворении «Ах эти белые закаты!» заглавная строчка начинает и завершает поэтический текст и еще дважды повторяется, становясь рефреном, при этом акцентируя внимание читателей на заветных признаниях поэта: «И беспредельность чистоты, / где чувствуешь себя святым / И бесконечно виноватым. / Ах эти белые закаты! / И не нужны совсем слова - / Все так прозрачно и понятно.». Одним из символов белого цвета является «символ невинности души, чистоты и святости» [Там же. С. 443], белая ночь, по мнению поэта, делает все прозрачным и ясным не только в природе, но и в душе человека.

Образы птиц используются Н. Журавлевым для выразительного описания белой ночи: «И птаха ворохнулась где-то / Спросонья под пугливый вскрик, / И до формального рассвета / У белой ночи только миг» (Утро в деревне) - прозаизм формальный оттеняет необычность описываемого природного явления; «Под парусами белой ночи / Едва гагара прокричит.» (Архангельску) - здесь также используется яркая метафора, уподобляющая белую ночь паруснику с белыми парусами.

Белая ночь представляется поэту сказочной, волшебной, колдовской: «.И сказка / Белых северных ночей. («Недолог зимний день в моем

краю...»); «...И колдовское наваждение / Прозрачных северных ночей» (Цветы). Важно, что определения белый и северный, характеризуя ночь, становятся синонимами, так же, как и эпитет прозрачный, неизменно вызывающий самые благоприятные ассоциации: «Все цвета растворила свежестью / Ночь прозрачная, ночь весенняя» («А вода на Двине янтарная.»). В стихах о белых ночах появляются мифопоэтические образы: «Границу утра протори, / Когда всю ночь ведут беседу, / Гуляя рядом, две зари» (Утро в деревне); «Гуляет солнце незакатно / Вокруг поморских деревень» («На Севере всё в крупных формах.»). Глагол гулять в значениях «совершать прогулку» и «перемещаться в разных направлениях» [2. С. 152] здесь вполне уместен и точен, так же, как и «одушевление» зари и солнца.

Белые ночи соотносятся в поэзии Н. Журавлева с белым цветом черемухи, с белым цветеньем трав, с белым опереньем лебедей, словно концентрируют белизну цвета и света, создавая неповторимый образ белого Севера. Обращает на себя внимание сближение важных для Севера образов - белые ночи и Белое море: «Знать, отблеск майской ночи белой / На хрупких веточках застыл?» (Черемуха); «Белые ночи / у Белого моря; / белая кипень / черемух на взгорье.» («Белые ночи у Белого моря.»); «Догорают белые зори, / Ночи белые догорают. / Уплывает тепло за море, / Белым лебедем уплывает» («Догорают белые зори.»).

Главная составляющая образа белых ночей - свет, в прямом и переносном смыслах: «Белая ночь как торжество света - самое распространенное образное воплощение этого феномена» [1. С. 444]: «И ни закатов, ни восходов / У солнца в белоночье нет. / Лишь цветень трав под небосводом / Да негасимый белый свет» (Утро в деревне). Негасимый белый свет - яркий, емкий, многозначный символ, характеризующий специфику художественного образа Русского Севера.

Самобытный северный поэт Вадим Анатольевич Беднов (19371992) всю свою жизнь и творчество посвятил родному городу на Двине -Архангельску: «Здесь родился я, здесь и умру, / тут мой корень и точка опоры» («Лягу рядом с июньской Двиной.»), он стремился создавать в стихах колоритный образ Русского Севера, яркий запоминающийся портрет своего края и его жителей, передавать традиции, быт и нравы северян.

Не могла не привлекать поэта чудесная пора конца весны - начала лета, когда ночью светло, как днем, когда особо ощутима благодать красоты северного края: «Белой ночи нисходит / на Двину благодать» («Быстрый май на исходе.»). Существительное благодать употреблено в значении «о чем-нибудь хорошем, имеющемся в изобилии» [3. С. 55]; «.светлой ночью / с дальних промыслов вернутся / и пойдут / по тихим улицам / поморы.» (Гравер) - здесь подчеркивается прямая связь белых ночей со светом. У белых ночей как будто бы нет начала

и конца, на эту особенность обращает внимание поэт, гиперболически сравнивая длинные северные песни с июньскими ночами: «Июньским ночам / эти песни сродни - не иначе. / Где границы у них? Ни концов, ни начал.» (Бархат и парча).

Названия нескольких стихотворений Вадима Беднова содержат различные наименования белой ночи: «Солнечная ночь», «Белоночье», «Солнцелуние». Для описания белых ночей поэт подбирает выразительные метафорические эпитеты - солнечные, жемчужные, нагие, молодые, пресветло-беззвездные, прозрачные, ясные. Белые ночи вызывают в душе самые светлые, жизнеутверждающие, оптимистические чувства, они оказывают, по мнению поэта, очистительное и буквально лечебное воздействие на человека и окружающий мир, приведем примеры таких эпитетов: «Мой Север, / всё дивлюсь я, северянин, / твоим сполохам, / солнечным ночам, / их сказочно живительным лучам, / когда меж сном и явью стерты грани» («Мой Север.»); «И верится в жизнь незакатную, / как эта жемчужная ночь» («От солнышка незакатного.») - белая ночь придает силы, пробуждает надежду на лучшее: незакатная бесконечная жизнь уподобляется бесконечности, незакатности белой ночи. «Когда беспечная стихия / не экономит солнца свет, / приходят ноченьки нагие: / всё на виду, покровов нет.» («Когда беспечная стихия.») -белые ночи символизируют открытость души, чистоту поступков и помыслов. «Сумерки в светлой ночи / потонули, / даже на дне под водой / не видны» (Знойные дни) - белая ночь заставляет отступить сумерки, а вместе с ними и темные стороны жизни.

При описании белых ночей В. Бедновым часто используется олицетворение, при этом одушевляется дневное светило - солнце, которое, собственно, и создает белые ночи: «Тихо солнышко катится, / чуть касаясь воды.» (Солнечная ночь); «Солнце лишь сполоснется, / тень / сокроет вода.» («Быстрый май на исходе.»). Солнце характеризуется как незакатное, бессонное: «От солнышка незакатного / не спрятаться в сладкие сны (...) под солнцем бессонным...» («От солнышка незакатного.»); дни при этом становятся бесконечными, просторными: «Слепнут светлые ночи в июле, / сокращая просторные дни» («Тихо белые ночи отходят.»).

Фантастичность и необычность поры белых ночей связаны с тем, что в это время совмещаются признаки ночи и дня: «Закат-восход по небу распластался. / И по соседству - солнце и луна, / как на рисунке юного фантаста» (Белоночье); «Только заместительница Солнца - / та, что светит, если ночь темна, - / белыми ночами остается / в небе, бледным пятнышком видна» («Улетают звезды в мае месяце.»); недаром для названия этой волшебной поры поэт создает сложное наименование солнцелуние, которое использует в сильной позиции как заголовок и рефрен стихотворения: «Надвигается солнцелуние, / золотая грядет

пора / с полуночными поцелуями, / провожан

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком