научная статья по теме ШЕДЕВРЫ ФЛАМАНДСКОЙ ЖИВОПИСИ ИЗ СОБРАНИЙ КНЯЗЯ ЛИХТЕНШТЕЙНСКОГО Геофизика

Текст научной статьи на тему «ШЕДЕВРЫ ФЛАМАНДСКОЙ ЖИВОПИСИ ИЗ СОБРАНИЙ КНЯЗЯ ЛИХТЕНШТЕЙНСКОГО»

культура

Шедевры фламандской живописи из собраний князя Лихтенштейнского

www.arts-museum.ru

В ГМИИ им. А.С. Пушкина с огромным успехом прошла встреча публики с шедеврами мирового искусства из собрания Князя Лихтенштейнского. Прошедшая выставка - достойное продолжение амбициозных выставочных проектов музея, о которых мы регулярно рассказываем вам, уважаемые читатели.

MASTERPIECES OF FLEMISH PAINTING FROM THE COLLECTIONS OF THE PRINCE OF LIECHTENSTEIN

The State Museum of fine arts named after A. S. Pushkin continues to acquaint the public with the masterpieces of world art from the collections of the largest museums in Europe and USA.

Keywords: The State Museum of fine arts named after A. S. Pushkin, Flemish painting, Prince of Liechtenstein, Peter Paul Rubens, Anthonis van Deik, Jac (Jacobs) Jordans

Коллекция князя Лихтенштейнского по праву считается одной из лучших среди музеев мира. Именно здесь хранятся хрестоматийно известные произведения Питера Пауля Рубенса, Антониса ван Дейка, Жака (Якоба) Йорданса и их современников.

На выставке в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина было представлено 55 картин кисти выдающихся фламандских живописцев XVII века. Они во всем блеске продемонстрировали различные грани таланта этих замечательных живописцев. Особый интерес публики вызвали картины Питера Пауля Рубенса (всего 19 произведений), исполненные в разные периоды творческой деятельности мастера и относящиеся к различным жанрам. Прежде всего, это портреты, крупноформатные произведения на религиозные и мифологические сюжеты. В их числе всемирно известные шедевры «Портрет Клары Серены, дочери художника» и «Нахождение младенца Эрихтония». Интересно, что коллекция правящей фамилии Лихтенштейна формировалась в

Жак Йорданс, Франс Снейдерс. Дары моря. 1640

Питер Пауль Рубенс. Портрет Клары Серены Рубенс, дочери художника. Ок. 1616

течение нескольких столетий: некоторые работы покупались непосредственно у авторов или даже им заказывались!

Посетители музея увидели одновременно хорошо известную картину Рубенса «Марс и Рея Сильвия», эскиз к ней и вытканную по нему шпалеру. Это позволило наблюдать развитие авторского замысла от камерного эскиза к большеформатной композиции.

Антонис ван Дейк снискал широкую прижизненную славу как выдающийся мастер портрета. На выставке были представлены работы художника, созданные в разные периоды работы - как в Антверпене, так и в Генуе (десять картин). Экспонировавшихся на выставке «Портрет Марии де Тассис» по праву принадлежит к лучшим женским образам творческого наследия ван Дейка.

Третья выдающаяся творческая личность в истории фламандской живописи -Жак Йорданс. Утверждение избыточной красоты и многообразия реального мира прославляют многие его произведения. В их числе - четыре картины из коллекции князя Лихтенштейнского, созданные в ранний период творчества художника.

Франс Снайдерс - крупнейший мастер анималистического жанра во фламандской

70

Питер Пауль Рубенс. Сатир и служанка с корзиной фруктов. Ок. 1615

Искушенные...

живописи XVII века. Исполненные им в широкой и динамичной манере картины надолго стали эталонами для последующих поколений анималистов, работавших в разных странах Западной Европы в XVII и XVIII веках.

Отдельную группу в истории фламандского искусства составляют произведения сыновей гениального Питера Брейгеля Мужицкого, которые на протяжении многих веков пользуются неизменным успехом у коллекционеров. На выставке был представлен «Пейзаж с Товием и ангелом» кисти Яна Брейгеля Старшего, который превосходно иллюстрирует каллиграфическое изящество и колористическую изысканность его живописных творений, написанных, как правило, на медных пластинах.

Антонис ван Дейк. Портрет Марии де Тассис. Ок. 1629

С другой стороны, в «Переписи в Вифлееме» Питера Брейгеля Младшего знатоки живописи узнали редуцированный вариант одноименной композиции, написанной полвека ранее его знаменитым отцом.

Спасибо организаторам выставки за то, что с блеском представили не только золотой век фламандского барокко, но и показали искушенной столичной публике и гостям столицы шедевры нечасто выставляемого одного из самых знаменитых и древних частных собраний в мире, с которым, по мнению знатоков, может соперничать разве что королевская коллекция Великобритании.

Ключевые слова: ГМИИ им. А.С. Пушкина, фламандская живопись, князь Лихтенштейнский, Питер Пауль Рубенс, Антонис ван Дейк, Жак (Якобс) Йорданс

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком