ОБЩЕСТВО И ЭКОНОМИКА, № 7-8, 2014
© 2014 г.
Александр Сухарев
доктор экономических наук
профессор Тверского государственного университета (e-mail: su500005@yandex.ru)
ШОУ-БИЗНЕС КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
В статье рассмотрены специфика шоу-бизнеса как вида предпринимательства и формы инвестирования капитала и получения дохода, а также роль в этом процессе творческих работников (артистов, композиторов, поэтов). Предметом исследования является система экономических отношений, складывающаяся в процессе взаимоотношений между производителями и потребителями шоу-продуктов, а также между инфраструктурным элементом шоу-бизнеса (музыкальные, гастрольные и прочие агентства).
Понимание специфики финансово-экономического механизма функционирования шоу-бизнеса может быть полезно при планировании профессиональной деятельности и предпринимательства в сфере шоу-бизнеса и инвестировании в него капитала.
Ключевые слова: шоу-бизнес, индустрия развлечений, букинг, полезность, инвестирование, доходы.
Шоу-бизнес - это вид предпринимательства в сфере индустрии развлечений, которое может осуществляться в различных организационно-правовых формах (индивидуальными предпринимателями, различными обществами и кооперативами). Шоу-бизнес относится к третичному сектору экономики (сфера услуг).
Шоу-бизнес - это экономическое явление, имеющее свою специфику и особенности функционирования, а его целью является получение прибыли от предоставления услуг в сфере индустрии развлечения. Функции шоу-бизнеса можно подразделить на финансово-экономические и социально-психологические.
Финансово-экономические функции:
а) предпринимательская - как сфера приложения предпринимательских способностей и извлечения из этого предпринимательского дохода;
б) инвестиционная - как объект вложения капитала с целью его приращения.
Предпринимательская и инвестиционная функции взаимосвязаны и трудно одну из них оторвать от другой. Часто предприниматель может одновременно оказаться и инвестором.
Социально-психологические функции:
а) досуговая - предоставление возможности использования свободного времени;
б) компенсаторная - предоставление возможности возмещения для индивида недостающих в его жизни смыслов и через это восстановление в нем внутренней гармонии;
в) коммуникативная - предоставление возможности общения с другими людьми;
г) культурная - предоставление возможности реализации различных форм и способов самовыражения и самопознания личности;
д) познавательная - предоставление возможности получения индивидом сведений о чем-либо, что может представлять для него значимость и интерес.
Шоу-бизнес как экономическая система включает в себя следующие элементы:
1) производители шоу-продукта - композиторы, поэты, продюсеры, исполнители песен и др.;
2) потребители шоу-продукта - индивиды, предъявляющие спрос на шоу-продукты;
3) инфраструктура - структуры, обслуживающие и составляющие основу функционирования шоу-бизнеса (музыкальные, гастрольные и прочие агентства).
Данные элементы находятся во взаимозависимости. Производители шоу-продукта удовлетворяют спрос на услуги, которые желают получить индивиды, и одновременно формируют и поддерживают этот спрос через всевозможные пиар-акции. Спрос на шоу-продукты создает производный спрос на услуги, предоставляемые агентствами и индивидами, обеспечивающими саму возможность предпринимательства в сфере шоу-бизнеса (образующие инфраструктуру шоу-бизнеса). Как правило, инфраструктурный элемент шоу-бизнеса стремится использовать бизнес-модель, которая максимально гарантировала бы ему получение прибыли, и не желает брать на себя риски, присущие индустрии развлечений, которые, как правило, полностью ложатся на производителей шоу-продукта. Это составляет финансово-экономическую основу взаимоотношений между шоу-бизнесом и его инфраструктурным элементом.
В СССР не было как такового шоу-бизнеса по той причине, что социализм вообще не допускал существования бизнеса, видя в нем орудие эксплуатации человека человеком. Развлекательные мероприятия не получили такого распространения, как это было в «мире капитала», а сами подобные мероприятия должны были организовывать так называемые «массовики-затейники». Становление артистов в качестве звезд эстрады не требовало де-
нежных затрат на их раскрутку, и существовали жесткие требования, предъявляемые художественными советами к исполнению песен и к самим исполнителям. Прежде всего, песни должны были быть высокохудожественными, а артистам необходимо было обладать незаурядными талантами (голосом и музыкальным слухом). Только в этом случае перед артистами открывались перспективы выступления на радио и телевидении, что мгновенно делало их известными в стране. Однако такая известность не позволяла им получать высокие доходы, т. к. не существовало соответствующих механизмов, а государство, получая такие доходы от концертов исполнителей, выплачивало им за них достаточно скромное денежное вознаграждение. Это соответствовало общей идеологии советского государства, состоящей в том, чтобы не допустить обогащение одних лиц за счет других.
Основными субъектами в шоу-бизнесе являются:
а) продюсеры - организаторы предпринимательства в области индустрии развлечений. Генеральные продюсеры, как правило, являются инвесторами в индустрию развлечений, получая от нее основной доход и неся коммерческие и финансовые риски. Это связано с наличием большой специфики инвестирования в шоу-бизнес, где трудно разделить две функции предпринимателя и менеджера;
б) исполнители - творческие работники, реализующие программы в сфере индустрии развлечений. Исполнители сами могут быть проектом в шоу-бизнесе, действуя по его «законам», с целью максимального привлечения внимания к себе. Эффективность инвестирования в шоу-бизнес определяется степенью «раскрутки» исполнителей, поэтому основные ресурсы индустрии развлечений направляются именно на это. Для самих исполнителей главным часто является получение не дохода, а известности, а тех, кто в них вкладывает капитал, интересует доходность1. Это приводит к тому, что исполнители могут и не являться получателями основной массы дохода от своих выступлений;
в) композиторы, поэты - лица, создающие музыку и тексты песен для индустрии развлечений. Они получают достаточно умеренные доходы. Создаваемые ими произведения отнюдь не всегда могут быть высокохудожественными, а должны в максимально возможной степени удовлетворять эстетические потребности широких масс населения, тех, кто потенциально будет предъявлять спрос на шоу-продукт. В России плата за «хитовую» песню и музыку на нее составляют в среднем по 1-2 тыс. долл.
1 Подробнее см.: Карасева Л. А. Свобода и выбор предпринимателя // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2012. -№ 1. - С. 139-142; Карасева Л.А. Экономический потенциал предпринимательства как макроэкономического явления // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2012. - № 1. - С. 23-26.
Шоу-бизнес также вовлекает в свой процесс следующих лиц:
а) творческий (креативный) директор - лицо, возглавляющее создание нового шоу-продукта;
б) РЯ-директор - лицо, отвечающее за «раскручивание» шоу-проекта, без чего он не мог бы генерировать достаточный доход. При этом существует закономерность: чем более «раскрученным» является какой-либо проект, тем больше он принесет дохода, и меньше вероятность его коммерческого неуспеха. Коммерческая неуспешность - это невозможность полностью покрыть расходы по созданию и реализации шоу-проекта получаемыми от него доходами;
в) концертный директор - лицо, организующее выступления исполнителей;
г) гастрольный директор - лицо, организующее турне выступлений исполнителей в других городах;
д) финансовый директор - лицо, осуществляющее управление денежными потоками от реализации шоу-проектов и проведения шоу-программ;
е) директор группы - лицо, руководящее и координирующее группу лиц, осуществляющих концертную деятельность.
Исполнителей условно можно разделить на следующие категории:
1. Исполнители среднего уровня - исполнители, которые не достаточно широко известны публике, а вложения капитала в их раскрутку крайне невелики.
2. Исполнители-звезды - исполнители, имеющие национальную известность и требующие существенного вложения капитала.
3. Исполнители-суперзвезды (мегазвезды) - исполнители, имеющие мировую известность и ставшие кумиром десятков и сотен миллионов человек, а их восхождение на мировой Олимп и удерживание на нем, как правило, требует огромных вложений капитала. Создание суперзвезды - это создание нового кумира и представляет собой особый способ духовного производства. Доходы суперзвезд могут исчисляться десятками и сотнями миллионов долларов в год.
Капитал в шоу-бизнесе начинает превалировать над талантами, а сами таланты ему необходимы для получения доходности. Однако кон -куренция капиталов в шоу-бизнесе такова, что топ-артистами становятся отнюдь не самые талантливые. В современном мире известность превращается в товар, но товар этот не потребительское благо, а «инвестиционное». Это означает, что в шоу-бизнесе создание известности осуществляется с целью получения от нее дохода и прибыли, а сама прибыль выступает в качестве конечной цели акций, направленных на повышение известности тех или иных лиц. Иными словами, происходит процесс коммерциализации славы.
6 Общество и экономика, № 7-8
Артист должен быть «упакован» в определенный образ и ему должна быть создана известность. Зрители, по сути, будут покупать этот созданный образ, и чем он более раскручен, тем зрители готовы расстаться с большей суммой денег, чтобы с ним соприкоснуться. Наибольший коммерческий успех достигается при формировании культовых образов, которые могут генерировать наибольшие доходы. Аналогичный эффект культа происходит также и в мире арт-искусства, где цена произведений искусства определяется не столько техникой его исполнения и оригинальностью художественных образов, сколько именем художника, и чем более он «раскручен», тем за большую цену мо
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.