РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2007, № 2, с. 120-129
ПУБЛИКАЦИИ
ШТАМПОВАННЫЕ ФИГУРАТИВНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НА СРЕДНЕАЗИАТСКОЙ КЕРАМИКЕ Х-ХШ ВВ. (ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ВОСТОКА)
© 2007 г. Н. Ю. Вишневская
Государственный музей Востока, Москва
В собрании отдела археологии Государственного музея Востока (ГМВ) хранится коллекция керамических сосудов и фрагментов, украшенных штампованным орнаментом. Некоторые изделия оттиснуты в орнаментированных формах - колы-бах, однако большая часть декорирована оттисками отдельных штампов. Преобладают орнаментальные мотивы, но выделяется серия фигуративных штампов. Предметы этой серии являются темой настоящего исследования. Все они происходят из Средней Азии и относятся к периоду XXIII вв. Экспонаты поступили в музей от коллекционеров, вещи найдены вне археологического контекста, что затрудняет их датировку и привязку к определенному памятнику. Характер гончарного теста практически одинаков для изделий Х-ХШ вв. и не является датирующим признаком. Уточнение осуществляется по форме сосуда, особенностям орнаментации, по аналогии с хорошо датированными изделиями того же типа. Экспонаты этой серии были передана в ГМВ археологом Б.Н. Кастальским в 1930-е и собирателем А.И. Смирновым в 1960-е годы. Их деятельность была в основном связана с Самаркандом и его округой. В ряде случаев место находки зафиксировано точнее. Часть экспонатов публикуется впервые. Сюжеты штампов можно подразделить на несколько категорий.
ИЗОБРАЖЕНИЕ КОРАБЛЯ
Два керамических фрагмента (инв. № 1736 III и 1923 III) с изображениями корабля в круглом медальоне, оттиснутыми одним штампом (рис. 1, 1). Оба они происходят из коллекции Кастальского и были найдены на Афрасиабе. Опубликовав один из них, Б.В. Веймарн поместил его фотографию вверх ногами и определил как правдоподобное изображение дикобраза (1940. С. 54. Ил. 28). Анализу данного экспоната посвящена отдельная статья (Вишневская, 2002. С. 102-108). Фрагменты являются частью стенки одного керамического сосуда большого диаметра, на котором оттиснуты медальоны диаметром 3 см. Частично реконструируется схема орнамента: горизонтальный гребенчатый поясок, над ним пояс штампованных медальонов, разделенных прочерченным зигзагом.
Корчаги, украшенные подобным образом, известны на Афрасиабе в X в. (Вяткин, 1928. С. 33, 34. Табл. II), но широкий гребенчатый орнамент встречается и в XII в. (Шишкина, 1979. Табл. XXXVI, 18). Изображение корабля на керамическом штампе в Средней Азии встречено впервые. Корабль изображен полностью и удачно вписан в круг. Округлое днище не скрыто линией воды, более того - подчеркнуто зубчатой дугой. Нос и корма приподняты и завершаются скругленными утолщениями. Отчетливо видна мачта с горизонтальной реей для крепления прямого паруса. Справа под днищем судна изображены рулевое и три гребных весла. Зубчатый предмет, расположенный слева под носом, можно интерпретировать как якорь.
Поиск аналогий штампу из коллекции ГМВ затрудняется редкостью сюжета. Изображения кораблей в археологических памятниках Средней Азии единичны. В Хорезме при раскопках крепости Кой-Крылган-кала IV-III вв. до н.э. были найдены комья глины с оттисками печатей (Кой-Кры-лган-кала..., 1967. С. 218). На одном из них, видимо, изображен корабль, однако разобрать детали не удается. При раскопках буддийского монастыря Кара-тепе в Старом Термезе, в слое конца IV - начала V в. обнаружен фрагмент глиняной буллы с оттиском геммы с изображением речного военно-транспортного судна. Эта находка детально изучена Б.Г. Петерсом (1996. С. 215. Рис. 66). Более близких параллелей в археологическом материале Средней Азии найти не удается.
Обратимся к типу изображенного на штампе корабля. Скорее всего, на сосуде из Афрасиаба изображено морское торговое судно смешанного типа (парусно-гребное). Рассматриваемый тип судна появился еще в древности, в конце IV - начале III в. до н.э. (Петерс, 1982. С. 40-42). Окончательно конструкция морского торгового корабля складывается в позднеримское время (II-IV вв.) и остается практически неизменной вплоть до развитого средневековья (Cassol, 1995. P. 175; Dembski, 2000. S. 62. Abb. 13. № 219).
В арабо-мусульманском мире изображения кораблей встречаются на книжных миниатюрах, да-
тирующихся не ранее XIII в. (Grey, 1961. P. 14). При этом изображается сходный тип кораблей, но в совершенно иной манере: линии корпуса угловатые, горизонтальный уровень воды скрывает днище судна, вся композиция рассчитана на прямоугольник книжной страницы. То, что корабль на штампе из Афрасиаба столь умело вписан в круг медальона, заставляет обратиться в поисках возможных иконографических аналогий к материалам нумизматики и сфрагистики. Наиболее близко иконографически изображение на печати гильдии парижских торговцев XII-XIII вв. (рис. 1, 3). Совпадают не только тип и очертания корабля, но и один характерный элемент: морские волны переданы в виде дуги под днищем корабля, состоящей из зубцов скругленного абриса (Villefosse, 1963. P. 66). Дуга из треугольников на афрасиабском штампе -видимо, геометризованное изображение волны. Парижская печать имеет более ранний прототип. Это позднеримская монета IV в. с изображением морского корабля (рис. 1, 4). Нос и корма приподняты и отогнуты наружу, округлое днище окаймлено дугой волны (Cassol, 1995. Fig. 169). Монеты -весьма мобильная и долго бытующая категория вещей. Допустимо предположить, что римская монета IV в. могла повлиять на иконографию как французской печати, так и среднеазиатского керамического штампа X в., при этом вполне вероятно существование неких промежуточных звеньев. Черты сходства с афрасиабским штампом находим в серии южноиндийских монет римского времени (рис. 1, 2). На них одинаково изображен корпус корабля с характерными утолщениями носа и кормы (Schiingloff, 1992. S. 57. Abb. 4). Вопрос о непосредственном прототипе изображения корабля на штампе из коллекции Кастальского остается пока открытым, но влияние монетных образцов представляется несомненным.
ИЗОБРАЖЕНИЕ ВСАДНИКА
В собрании отдела археологии ГМВ хранятся фрагменты хума (инв. № 5059 III) с изображениями всадника в круглых медальонах диаметром 3.8 см, оттиснутых одним штампом на его стенках (рис. 2, 1). Все фрагменты были найдены в Термезе А.И. Смирновым и переданы в музей в 1965 г. Разбору иконографии изображения посвящена специальная статья (Вишневская, 2004. С. 62-66). Изображение всадника плотно вписано, буквально втиснуто в круг, копыта коня опираются не на горизонталь условной поверхности, а на окружность рамки медальона. Тонкими линиями проработаны грива и челка, видны два уха. Хвост завязан узлом и украшен бантом. Выделен повод на шее лошади, на крупе обозначен потник и придерживающий его ремень. Туловище и голова всадника развернуты анфас. Черты лица слабо обозначены. На голове диадема, свисающий конец которой отчетливо виден над левым плечом. Из деталей костюма отме-
Рис. 1. Сюжет "Изображение корабля" и аналогии: 1 - оттиск штампа; 2 - монета римского времени, южная Индия; 3 - печать, Франция, ХП-ХШ вв.; 4 - римская монета IV в. н.э.
тим также ворот кафтана и широкие штаны, заправленные в сапоги. Некоторые из перечисленных деталей (диадема с лентой, хвост лошади, завязанный узлом и украшенный бантом) архаичны и характерны для сасанидского искусства.
В левой руке всадник держит некий веретенообразный предмет с отходящей от него вправо деталью. Если интерпретировать его как меч, становится совершенно непонятным "отросток" от предполагаемого лезвия меча. Но существует другой излюбленный в исламском искусстве сюжет соколиной охоты, тогда атрибут на левой руке всадника можно рассматривать как схематично изображенную фигуру птицы, повернутой в профиль. В этом случае непонятная деталь справа является крылом. Подобная манера упрощения фигуры птицы известна на керамических изделиях Средней Азии в раннем средневековье. Птица, которую держит на ладони персонаж, на терракотовой плитке из собрания Эрмитажа (Мешкерис, 1977. С. 65. Табл. XVIII, 1) практически идентична нашей. К простому трилистнику из линзовидных фигур сведена в результате последовательного упрощения фигура орла, расположенная между арками на оссуарии (Пугаченкова, 1987. С. 95, 105). Видимо, мы имеем дело с редкой на керамике, но достаточно распространенной на других типах из-
Рис. 2. Сюжет "Изображение всадника" и аналогии: 1 - оттиск штампа; 2 - медальон, Иран, X - начало XI в.; 3 - блюдо, Иран, VIII в.
делий сценой царской соколиной охоты. В изобразительном искусстве этот сюжет появляется лишь в исламское время (Ghirshman, 1962. P. 237). В Иране одно из наиболее ранних изображений мы видим в росписи IX в. во дворце в Нишапуре (Wilkinson, 1986. P. 207. Fig. 240). В это же время сцены охоты с ловчими птицами появляются на тканях, керамике, печатях, изделиях торевтики. Сюжет не имеет еще своей устоявшейся иконографии. Так, на чаше X в. из Нишапура всадник держит в одной руке поводья и сокола, а в другой - поднятый меч (Sourdel, 1968. P. 380. № 139), т.е. в хорошо знакомую изобразительную схему царской охоты с мечом помещен новый элемент - ловчая птица. Фигура всадника на бронзовой печати VIII в. из замка № 9 Беркут-калинского оазиса в точности повторяет иконографию хорезмийских монет Афригид-ской династии, но если на монетах всадник держит ногайку, то теперь на его руке сидит птица (Неразик, 1966. С. 151. Рис. 67, 11).
К X - началу XI в. иконография сцен охоты с ловчими птицами уже сформировалась. В декоре неглазурованной керамики Средней Азии сцена соколиной охоты изображена на штампованном медальоне сосуда XI-XII вв. из Мерва (Пугаченко-ва, Елькович, 1956. С. 58, 59). Иконографически наиболее близок нашему штампу иранский золотой медальон X - начала XI в. (рис. 2, 2) (Frye, 2000. Fig. 8). Р. Фрай относит эту композицию к архаиче-
Рис. 3. Сюжет "Фантастические существа" и аналогии: 1 - оттиск штампа; 2 - изображение на кувшине, Иран, VI-VII вв.; 3 - блюдо, Иран, VII в.; 4 - фрагмент сосуда с оттисками штампа; 5 - изображение на блюде XI в.
скому доисламскому стилю. Иконография золотого ме
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.