научная статья по теме ШВЕДСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ШВЕДСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА»

История современности

© 2014 г.

О.В. ЧЕРНЫШЕВА

ШВЕДСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI века

На рубеже Х1Х-ХХ вв. в большинстве стран Европы протестантские церкви переживали глубокий внутренний кризис. Шведская церковь в этих условиях была вынуждена перестраиваться, приспосабливаться к меняющемуся обществу, искать новые формы работы и организации. Новая политика церкви выразилась в ее повороте к мирянам и массе верующих.

После Второй мировой войны значительное влияние на лютеранские церкви и цер-ковно-государственные отношения оказали социально-политические сдвиги в жизни североевропейских стран. Продолжающийся процесс секуляризации вынуждал искать новые решения. Религиозная ситуация в Швеции начала меняться коренным образом с 1960-х годов, и эти изменения ускорялись в последующие годы, когда в результате массовой иммиграции в однородной прежде в национальном и религиозном отношении стране стали возникать крупные общины католиков, православных и мусульман. На этом фоне происходило оживление движения за увеличение роли мирян в церкви, а также за ликвидацию государственного статуса одной из церквей.

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ЦЕРКВИ И ОБНОВЛЕНИЕ ВСЕХ СТОРОН

ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Можно проследить, как постепенно расширялись права прихожан в церковной практике. В 1959 г. было внесено изменение в порядок формирования корпуса выборщиков епископов и архиепископов, который до этого времени состоял из духовенства. Отныне половина выборщиков - миряне1.

Демократия на приходском уровне осуществляется гласным решением всех дел прихода: информация о планах и финансах доступна всем желающим. В этом отношении важную роль играет церковная, в том числе епархиальная и приходская пресса, на страницах которой может высказать свое мнение любой заинтересованный человек, вступить в дискуссию.

Церковь постоянно стремится привлекать людей разных возрастов и интересов не только на богослужения. Новые церковные здания строятся таким образом, что большая часть помещения отводится для различного рода занятий по интересам: здесь устраиваются молодежные вечера, встречи пенсионеров, проводятся спортивные и музыкальные занятия, работают различные кружки и т.д.

С целью стимулировать деятельность мирян в литургической жизни прихода в 1918 г. по инициативе тогдашнего архиепископа Н. Сёдерблума2 был создан Союз мирян Швед-

Чернышева Ольга Васильевна - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

1 Кугкаш Шш^, 1.УШ.1991.

2 Подробнее о нем см. Чернышева О.В. Архиепископ Натан Сёдерблум, лауреат Нобелевской премии мира, выдающийся религиозный и общественный деятель Швеции ХХ века. - Новая и новейшая история, 2011, № 3.

ской церкви - церковные братья, куда с 1970-х годов был открыт доступ и женщинам. В начале 1990-х годов в 500 группах Союза мирян состояло 15 тыс. членов3.

В 1941 г. в Стокгольмской епархии был создан Союз хозяев церкви, а в 1973 г. - соответствующая общенациональная организация. Это объединение регулярно проводит съезды и приглашает на них для бесед министра по делам церкви, а также архиепископа.

В 1968 г. по поручению министра просвещения и культов У Пальме был создан комитет по изданию нового руководства по литургии, который в 1974 г. издал материалы своей деятельности в нескольких томах серии "Официальные парламентские исследования"4. Суть предложения комитета сводилась к предоставлению приходу права свободно планировать богослужение и по содержанию, и по форме. Настоятельно рекомендовалось в ходе службы пользоваться современным шведским языком, делая ее понятной прихожанам. То же относилось и к музыке во время богослужения: предлагались и публиковались для этого современные народные мелодии. Мирянами эти предложения были восприняты с одобрением, но в некоторых епархиях, например в Гётеборге, их назвали революционными и призывали к осторожности.

Церковный собор 1975 г. большинством голосов (86 из 100) поддержал предложения комитета, и в дальнейшем работа по обновлению службы пошла быстрыми темпами.

Большое распространение в последние десятилетия ХХ в. получили специально ориентированные богослужения - для молодежи, женщин, семей и др. В богослужениях для молодежи, которые проводятся как в Шведской церкви, так и в свободных общинах, большое значение придается музыкальной стороне службы, тексты не обязательно из Библии и книги псалмов. Иногда оно посвящено какой-либо теме: "добро и зло", "дружба" и др. Богослужение для молодежи нередко переносится на послеобеденное время в воскресенье и начинается с кофе. Так, 95 приходов разных церквей Гётеборга, в том числе и иммигрантских, иногда выносят свои совместные богослужения на улицу города, в центр его деловой жизни. Нередко семейные богослужения включают элементы карнавала или театрального представления на библейские темы, в которых дети и молодежь принимают активное участие.

1980-е годы стали десятилетием реформ, цель которых - дальнейшая демократизация церкви. Важнейшими из них были реформа выборов в Церковный собор, представительный орган церкви, и учреждение Центрального правления Шведской церкви, призванное руководить ее делами в национальном масштабе. Председателем этого органа, впервые избранного в 1983 г., является архиепископ, а секретарем - мирянин.

С начала 1980-х годов отчетливо прослеживается тенденция привлечения как можно более широкого круга мирян к исполнению служебных обязанностей в приходе. С 1992 г. миряне могут читать проповеди, прежде это разрешалось только лицам, готовящимся к принятию сана. Для этого епархии организуют для мирян курсы проповедников5. С конца ХХ в. проповедников-мирян на регулярной основе стали готовить некоторые из высших народных школ. Для работы в качестве руководителей различных кружков и групп свободного времени церковь готовит свои кадры мирян в специальной школе в Сигтуне, основанной в 1922 г.

На выборах епископов кандидатами выдвигаются не только лица духовного звания. Например, среди четырех кандидатов на должность архиепископа в 1992 г. была директор Миссии Шведской церкви Биргитта Ларссон.

Особое значение в процессе расширении прав мирян Шведской церкви имеет издание в 1986 г. сборника новых литургических правил, согласно которым миряне могут теперь участвовать в главном богослужении - воскресной мессе. Богослужение приобретает иной характер, когда в нем принимают активное участие прихожане: они по очереди читают тексты, помогают давать причастие и даже ведут отдельные части службы. Заранее вместе со священнослужителями прихожане тщательно обсуждают предстоящее

3 Кугкаш Шш^, 10.Х.1991.

4 Statens ОАеП^а Ш^ш^аг (далее - SOU), 1974, № 66 о.

5 Кугкаш Шш^, 5.1Х.1991; 3.1Х.1992.

богослужение, печатается программа службы, где поименно указывается: кто будет читать проповедь, кто давать причастие и кто ему ассистировать, кто ответственен за сбор пожертвований и для чего именно они предназначаются в данном случае, кто понесет крест и свечи в процессии и даже кто будет накрывать стол для "церковного кофе" после окончания службы. Кстати, "церковному кофе" придается большое значение в деле возможности установления неформальных контактов как между клиром и приходом, так и между прихожанами. Нередко к богослужению привлекаются малолетние дети.

Как свидетельствует опыт многих епархий, когда миряне несут ответственность за определенную часть богослужения, количество прихожан возрастает примерно на 50%. И это не только интерес родных и знакомых к новой роли своих близких: язык мирян более прост и доходчив, лишен теологической терминологии и более понятен прихожанам6.

Шведская церковь использует опыт соседних стран, в частности Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии, где с конца 1980-х годов регулярно проводится так называемая Томасмесса, по имени апостола Фомы, имевшего, как известно, "склонность к маловерию". Это богослужение включает в себя некоторые литургические элементы разных церквей. В его подготовке наряду со священнослужителями участвуют добровольцы из прихожан, получившие на то разрешение епископа. Из 50-75 человек, принимающих непосредственное участие в проведении такой литургии, только 5-6 священников. Миряне ассистируют священнику, дающему причастие, готовят текст коллективной исповеди на обыденном языке. Посещаемость таких служб значительно выше, иногда на них присутствует до полутора тысяч человек, хотя они длятся около двух часов. С 1990-х годов Томасмесса проводится в некоторых церквах Швеции, например в епархиях Умео и Гётеборга7.

С середины 1990-х годов, когда стало очевидно, что кризисные явления в религиозной жизни принимают угрожающие размеры, потребовались дополнительные усилия, чтобы разрешенное мирянам участие в литургии было введено в практику. Этой проблеме была посвящена работа Комитета по литургии Церковного собора. Комитет призвал епархии поощрять всякую инициативу, направленную на увеличение ответственности мирян за богослужение, а также следить за тем, чтобы новая роль мирян не ограничивалась узким кругом избранных доверенных лиц, а распространялась на весь приход.

Проблема "включения" прихожан в богослужение получила дальнейшее развитие в документах после отделения церкви от государства в 2000 г.

Эта же тенденция наблюдается и в свободных общинах, где, кстати, мирян привлекают к церковной службе с момента их создания. В трудах современных религиоведов эта практика получила название "пасторизации"8. Церковные же деятели не без основания говорят о демократизации церкви как отражении процессов, происходящих в общественной жизни, и о превращении в результате церкви священников в церковь мирян9.

Неоднозначно оценивается такое явление в шведской религиозной жизни, как группы верующих, собирающиеся на дому. Они появились в столичном приходе церкви св. Клары в 1998 г., а через два года их уже насчитывалось 15. Группы прихожан в 8-10 человек собираются по очереди у кого-нибудь дома для совместного чтения Библии, обсуждения вопросов веры и более близкого знакомства друг с другом.

С одной стороны, это свидетельствует об определенной неудовлетворенности верующих д

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком