научная статья по теме СИМВОЛИКА БЕЛОГО ЦВЕТА В ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОМ ПОГРЕБАЛЬНОМ ОБРЯДЕ И ПОМИНАЛЬНОМ КУЛЬТЕ ЭПОХИ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «СИМВОЛИКА БЕЛОГО ЦВЕТА В ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОМ ПОГРЕБАЛЬНОМ ОБРЯДЕ И ПОМИНАЛЬНОМ КУЛЬТЕ ЭПОХИ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА»

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

СИМВОЛИКА БЕЛОГО ЦВЕТА В ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОМ ПОГРЕБАЛЬНОМ ОБРЯДЕ И ПОМИНАЛЬНОМ КУЛЬТЕ ЭПОХИ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА

© 2015 С. Е. МАЛЫХ

В статье анализируются случаи окрашивания в белый цвет керамических сосудов, мест погребения и культовых помещений гробниц, зафиксированные в древнеегипетских столичных некрополях эпохи Древнего царства (XXVII-XXII вв. до н.э.) — в Гизе и Саккаре, и делается попытка связать эти действия с древнеегипетской ритуальной практикой и погребальным обрядом.

Ключевые слова: Древний Египет, Древнее царство, погребальный обряд, поминальный культ, древнеегипетская керамика.

КЕРАМИКА С БЕЛЫМ ПОКРЫТИЕМ

Гиза. В ходе многолетних исследований Российская археологическая экспедиция Института востоковедения РАН в Гизе (РАЭГ) отметила несколько важных явлений, которые прежде не акцентировались исследователями, работавшими в этом некрополе. В частности, мы зафиксировали случаи окрашивания в белый цвет отдельных предметов и некоторых гробничных помещений.

Уже в первые сезоны 1997 и 1998 гг. в ходе археологического исследования шахт в скальной гробнице Хафраанха были обнаружены фрагменты керамических пивных кувшинов, окрашенных снаружи белым пигментом. В дальнейшем практически каждый полевой сезон приносил по нескольку фрагментов, а иногда и целых глиняных сосудов с белым покрытием. Таким образом, за 18 полевых сезонов было собрано 59 таких предметов, относящихся к следующим керамическим типам (рис. 1, 2): пивным кувшинам (28 экз.) [Kormysheva, Malykh, Vetokhov, 2010, p. 164 (98/3/6, 98/3/8b); Kormysheva, Malykh, Vetokhov, 2012, p. 134 (02/46/3)], коническим хлебопечным формам bdA (11 экз.), округлым жаровням rprt (1 экз.), шарообразным кувшинам для хранения продуктов (2 экз.), чашам различных форм (4 экз.), цилиндрическим подставкам для круглодонных сосудов (1 экз.) и миниатюрным вотивным моделям1 (12 экз.).

Однако лидируют в этом списке пивные кувшины и конические хлебные формы -самые распространенные типы керамики как на поселениях [Cagle, 2001, fig. II. 4-9;

1 Неопубликованные материалы РАЭГ: пивные кувшины 03/11/1/113, 03/11/1/143, 08/12-5/8, 47, 08/125/16, 44, 08/12-5/48, 08/12-5/49, 54, 08/12-5/36, 09/15-2/10, 09/15-2/58, 10/19-2/9, 10/19-6/13, 14, 11/26/4, 11/17-2/8, 11/17-5/11, 12/18-1/27, 12/18-1/37, 12/18-1/38, 12/18-1/79, 12/18-1/91, 12/42/4, 12/40/53Ь, 13/38/4, 13/44/14, 13/49-1/40, 41, 13/51/22, 24; конические хлебные формы 03/11/1/24, 07/ПШ/21, 07/ПШ/25, 11/26/1, 12/18-1/40, 12/18-1/63, 12/38/7, 12/38/15, 12/111/36, 12/111/40, 13/49-1/73; жаровня 03/11/1/19; шарообразные кувшины для хранения продуктов 03/11/1/50 и 09/1У/2; чаши 03/11/1/53, 11/25/4, 12/111/60, 13/51/6, 7; подставка 12/18-1/18, 33; миниатюрные вотивные сосудики 04/11/60/14, 04/11/9, 09/1У/71, 09/1У/75, 10/1У/17, 10/ 1У/44, 13/49-2/2, 13/111/5; миниатюрные вотивные тарелочки 09/1У/55, 09/1У/61, 10/1У/30 и 12/111/27.

Рис. 1. Керамика с белым покрытием из раскопок Российской археологической экспедиции ИВ РАН в Гизе (рис. автора).

Рис. 2. Пивные кувшины с белым покрытием: 10/19-2/9 из раскопок Российской археологической экспедиции ИВ РАН в Гизе (фото автора) (слева); SQ 99-776 из раскопок Польско-египетской археологической миссии в Саккаре (справа) [&гешка, 2006, р1. У11.2].

Conard, Lehner, 2001, p. 42; Lehner, 2002, p. 34; Reisner, Smith, 1955, p. 70, 88], так и в некрополях времени Древнего царства. Именно они доминируют в керамическом инвентаре погребений на протяжении V и VI династий [Ballet, Picon, 1992, p. 172; Davies et al., 1984, p. 4, pl. 23.10; Fisher, 1924, p. 168, fig. 137; Kromer, 1991, S. 30-34, 63, Tf. 24.1, 28-33; Mysliwiec et al., 2004, p. 206, pl. LXXXIX.12, 13, XCI, XCII, CIV.179-189; Reisner, Smith, 1955, p. 70-71, 88, fig. 85, 132].

Само по себе присутствие указанных типов керамики в Гизехском некрополе не является особенным. Необычно белое покрытие, замеченное нами на этих сосудах, которое не имеет ничего общего с белым ангобом. Как известно, ангоб - стойкое покрытие тонким слоем глины, например красного или белого цвета, наносимое на керамическое изделие еще до обжига, чтобы увеличить герметичность стенок, закрыть поры в глине, а также улучшить внешний вид сосуда [Лукас, 1958, с. 556] и даже сымитировать каменную поверхность красного гранита или белого известняка. После обжига такое покрытие весьма устойчиво к внешним воздействиям, в первую очередь к смыванию. При исследовании памятников Древнего царства в большом количестве находят керамику с красным или белым ангобом: например, среди нескольких тысяч керамических фрагментов и целых сосудов времени Древнего царства, обнаруженных российской экспедицией в Гизе, до четверти принадлежит ангобированной керамике.

Однако белое покрытие на керамике, отмеченное нами в 59 случаях, совсем другого рода - это нестойкая и смывающаяся гипсосодержащая субстанция, нанесенная после обжига, иногда даже поверх уже имеющегося красного или коричневого ангоба

(как, например, у шарообразного кувшина для хранения продуктов 03/11/1/50 или чаш 11/25/4 и 12/Ш/60).

Нередко такое белое покрытие отслаивается, и на внешней поверхности остаются лишь его следы, как заметно у пивного кувшина 13/51/22, 24 из погребальной шахты GE 51. Также характерно, что это покрытие отличается по качеству: у некоторых пивных кувшинов и чаш (например, 13/51/6, 7, 12/Ш/60 и 13/51/22, 24) оно грубое, с ярко выраженными частицами измельченного известняка, по виду напоминающее строительную штукатурку белого, молочно-белого, а иногда розовато-белого цвета (визуально - с примесью красной охры, как у пивного кувшина 12/18-1/27). Чаще оно тонкое, мелкодисперсное, белого или желтовато-белого оттенков, особенно у пивных кувшинов (например, у сосудов 08/12-5/8, 47, 10/19-2/9 (рис. 2), 12/18-1/37, 13/38/4 и 13/44/14), конических хлебных форм ЪйА (12/Ш/36, 13/49-1/73 и 12/18-1/40), жаровен грН (03/11/1/19), чаш (03/11/1/53) или вотивных моделей (09/1У/55, 09/1У/71, 09/1У/75 и 13/Ш/5). Таким образом, особенности текстуры и оттенки покрытия не зависят от типа керамики.

Кроме того, заметна неаккуратность нанесения белого покрытия, чего не происходило с ангобом: оно может отличаться толщиной слоя на одном и том же сосуде или покрывать лишь часть поверхности (у всех пивных кувшинов - только снаружи, у чаш - чаще только внутри, у конических хлебных форм - иногда внутри, иногда снаружи, но бывает и на обеих поверхностях; у вотивных тарелочек - чаще только внутри (09/1У/55, 09/1У/61, 10/1У/30 и 12/Ш/27), а у вотивных сосудиков - только снаружи (04/11/60/14, 09/1У/71 и 10/1У/44) и лишь изредка - на всей поверхности (как у вотивных сосудиков 09/1У/75 и 13/Ш/5). Таким образом, закрытые формы (например кувшины) окрашивались снаружи, а открытые (чаши, тарелки, хлебные формы) - чаще внутри. Следовательно, этому процессу подвергалась прежде всего видимая часть сосуда. Создается впечатление, что для тех, кто окрашивал сосуды, имело значение не качество покрытия и долговечность, а его цвет и то впечатление, которое сосуд производил со стороны.

Неустойчивость покрытия к воде и смыванию должна показывать, что такие сосуды вряд ли предназначались для бытового использования: керамика с белым покрытием не характерна для поселений, она обнаружена только в некрополях. Косвенно на это указывает не только неравномерность и низкокачественность покрытия, но и использование гончарного брака - сосудов с изъянами (со сквозными трещинами или деформацией тулова), приобретенными еще в момент изготовления (формовки, сушки или обжига) и потому малопригодными для использования в быту. Несмотря на это, они были окрашены в белый цвет и помещены в погребение (как, например, произошло с пивными кувшинами 12/18-1/38 и 12/18-1/91 из погребальной шахты 1 скальной гробницы GE 18).

В египтологии принята точка зрения, что белый цвет - символ сакральной чистоты и святости [КееБ, 1943, Б. 436-446]. В этом случае окрашивание сосуда в белый цвет должно означать прежде всего его сакральное очищение. Такие "ритуально чистые" сосуды могли помещаться как в погребения, так и в культовые гробничные часовни.

Необходимо обратить внимание на особенности местонахождения анализируемых предметов и их датировку. К сожалению, вся белая керамика, найденная Российской археологической экспедицией в Гизехском некрополе, происходит из открытых археологических комплексов, подвергшихся более поздним грабительским проникновениям, поэтому сосуды были сдвинуты со своих первоначальных мест, разбиты или вовсе выброшены в верхние балластные слои Гизы. Однако в 40 случаях из 59 мы можем с большей или меньшей степенью уверенности предполагать, что первоначально белые сосуды являлись погребальным инвентарем и находились в погребальных камерах рядом с телом покойного (это очевидно лишь в случае с пивными кувшинами 08/12-5/8, 47 и 08/12-5/49, 54 из шахтного погребения 5 в скальной гробнице Ченти II,

10/19-2/9 из шахты 2 скальной гробницы Перинеджу, 11/17-5/11 из скальной гробницы GE 17 и конической хлебной формой 11/26/1 из шахтного погребения GE 26). Найденная в верхних балластных слоях керамика (оставшиеся 19 случаев) в равной степени могла быть как инвентарем погребений, так и культовой утварью, использовавшейся в поминальных службах гробничных часовен.

Что касается датировки белой керамики из наших раскопок, то она базируется не на ее археологическом контексте (который, как уже говорилось, частично или полностью утрачен), а на времени бытования керамических типов. Подавляющее большинство сосудов характерно для второй половины правления У и У1 династий2, и лишь чаши 11/25/4 и 12/Ш/60 имеют параллели при 1У - ранней У династиях3.

Саккара. Поиск аналогов смывающемуся белому покрытию на керамике показал, что с похожим явлением столкнулась Польско-египетская археологическая экспедиция, работающая в Саккаре: в гробницах У1 династии были обнаружены пивные кувшины, продолговатые кувшины, чаши и тарелки различных форм, хле-бопечные конические формы ЪйА, круглые жаровни грП, подносы, чаны, подставки, вотивные модели [И^ешка, 2006, р. 64-370, по. 12, 14, 50, 52, 54, 59, 65,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком