научная статья по теме СИМВОЛИКА ПОГРЕБАЛЬНОГО НАБОРА МАЙКОПСКОГО КУРГАНА И КУЛЬТ ИНАННЫ-ИШТАР История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СИМВОЛИКА ПОГРЕБАЛЬНОГО НАБОРА МАЙКОПСКОГО КУРГАНА И КУЛЬТ ИНАННЫ-ИШТАР»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2012, № 4, с. 65-79

СИМВОЛИКА ПОГРЕБАЛЬНОГО НАБОРА МАЙКОПСКОГО КУРГАНА И КУЛЬТ ИНАННЫ-ИШТАР

© 2012 г. С.Н. Кореневский

Институт археологии РАН, Москва (skorenevskiy@yandex.ru)

Ключевые слова: ранний бронзовый век, Майкопский курган, погребальный обряд, богиня Инанна-Иштар.

The article investigates the symbolic assemblages from Maykop kurgan, which is dated broadly to the 37th-34th/33d cc. BC. On the basis of analogies to the gold headbands from the main burial, the gold flowers and their symbols on the various items from the assemblage, and the Tree of Life on the cup, it appears possible to assume that the main burial in Maykop kurgan is that of a priestess of Inanna-Ishtar, a deity whose androgynous qualities were reflected in the specific features of the worship rite.

Майкопский курган - феноменальный памятник урукского времени на Кавказе и на всем Переднем Востоке. Он обладает богатейшей утварью и многообразием предметов заупокойного культа. Вопрос о том, кому принадлежало основное захоронение Майкопского кургана, освещался в печати неоднократно. Как правило, выводы сводились к констатации захоронения вождя, лидера, жреца или иной персоны "царского ранга". Автор раскопок Н.И. Веселовский упоминал основного погребенного в Майкопским кургане в мужском роде. Двух других (в боковых камерах) исследователь рассматривал как женщин, объясняя это тем, что при них были найдены только украшения (Веселовский, 1900. С. 3).

Можно ли сейчас уточнить, для кого был сооружен Майкопский курган? Полностью - конечно, нет. Ведь костные останки не сохранились. Однако можно еще раз проанализировать символику погребального инвентаря этого комплекса и попытаться выяснить ее знаковую роль как показатель престижа мужского или женского захоронения1.

1 Историческая этнология показывает, что в обществах ранних земледельцев и скотоводов существовало разделение труда по половому признаку на специфические мужские и женские занятия. Такое деление было всегда конкретно и могло изменяться со временем. Каждое занятие имело свои инструменты и производило различные изделия. Помимо этого существовали одни и те же виды деятельности, одинаково высоко престижные как для мужчин, так и для женщин, но символы этого престижа у мужчин и женщин могли быть неодинаковыми. Разделение труда по полу и статусу особенно четко прослеживается в обществах позднего предгосударственного периода на всех континентах и в ранних государствах. Оно составляет одну из показательных черт быта средневековья, т.е. носит универсальный характер.

Наш подход учитывает факт тысячелетней устойчивости культовых традиций Переднего Востока и сильной мифологической преемственности образов отдельных персонажей пантеона божеств, что дает возможность применять ретроспективный метод.

Итак, Майкопский курган был раскопан Н.И. Ве-селовским в 1897 г. (рис. 1, 1). В настоящее время данный комплекс может быть отнесен ко времени среднего урукского периода. Его диапазон укладывается, примерно, в 37-34 вв. до н.э. Основанием для такого вывода служит датировка кургана по возрасту реберчатых мисок из золота и серебра (рис. 1, 2, 3), устанавливаемому по аналогиям (Кореневский, 2011. Лист 2-4)) Так, реберчатые круговые миски из глины в слое Усть-Джегутинского поселения майкопско-новосвободненской культурной общности (МНО) имеют дату 3640-3550 ВС2 (Кореневский, Резепкин, 2008. С. 199-206). В погребении Иноземцевского кургана (раскопки 1976 г.) реберчатая миска определяется несколько более молодым возрастом - 3499-3349 ВС. Похожие реберчатые круговые миски (рис. 1, 4) есть на поселении Зейтенли бехче в Восточной Анатолии. Они относятся ко времени 3650-3510 ВС (Е^еШ, 2006. Р. 29). Приблизительно таким же временем датируется погр. 70 кургана 1 у с. Заманкул в Северной Осетии (3640-3500 ВС), содержавшее бронзовую мотыгу типа Майкопского кургана и идентичную ему керамику (Кореневский, 2011. С. 20). Следует отметить, что в эпоху ранних династий из Царского кладбища в Уре такие реберчатые миски не зафиксированы (МОоПеу, 1934). Поэтому более древний

2 Запись даты с прибавлением букв ВС говорит о том, что использована калиброванная радиоуглеродная дата. По сути, это эквивалент традиционной записи "гг. до н.э."

Рис. 1. План-схема Майкопского кургана (1), его находки (2, 3, 5-8, 10, 12) и аналогии (4, 9). 2 - серебряная чаша; 3 - золотая чаша; 4 - глиняная чаша, пос. Зейтенли бехче (по: И^еШ, 2006); 5 - кинжал-бритва; 6 - кинжал без черенка; 7 - стержень с золотой заклепкой; 8 - изогнутый стержень коричневого цвета; 9 - топор-мотыга, тепе Габристан, случайная находка (по: Не1т^, 2004); 10 - топор; 11 - топор-мотыга; 12 - мотыга. 7, 8 - камень; 9-12 - бронза. Размеры (см): 1 (план выполнен Н.К. Рерихом) -533 х 373; 2 - диам. 9.3; 3 - диам.7.8; 4 - диам. 43; 5 - длина 34.7; 6 - длина 11; 7 - длина 14.2; 8 - длина 43; 10 - длина 13.8; 11 - длина 20.7; 12 - длина 17.5; 9 - без масштаба.

возраст Майкопского кургана по сравнению с эпохой ранних династий Шумера выглядит вполне обоснованным.

Майкопский курган по набору найденной в нем керамической посуды принадлежит к галюгаевско-серегинскому варианту МНО, если быть более точным, - к серегинскому (прикубанскому подвариан-ту этой разновидности МНО) (Кореневский, 2004. C. 50-53).

Напомним в самых общих чертах, что погребение, раскопанное Н.И. Веселовским, было совершено в грунтовой яме размерами 5.33*3.73 м, глубиной 1.42, ориентированной по длинной оси

ЮЗ-СВ (рис. 1, 1). Стенки ямы были обложены деревом, углы растянуты, и там были поставлены столбы для перекрытия, дно устилала галька. Яма имела Т-образную перегородку из дерева. Погребенные были положены необычным для ритуалов бронзового века способом: на спину, с поднятыми вверх коленными суставами и с руками, согнутыми в локтях, с кистями у лица. Такую позу рук можно рассматривать как особое их положение при адорации (молитве) и как жест божества. Нередко так изображаются боги и богини на произведениях Переднего Востока в III тыс. до н.э. и древнего искусства на более широких территориях.

\ '

Рис. 2. Предметы Майкопского кургана и их аналогии. 1 - каменное тесло, длина 10 см; 2, 3 - бронзовые тесла; 4, 5 - бронзовые долота; 6-10 - сегменты кремневые; 11-14 - подромбические наконечники стрел (размеры от 2.9 до 3.7 см) Майкопского кургана; 15-17 - наконечники стрел Раздорского поселения, слой 8: 15, 16 - подромбического типа; 17 - асимметричного типа (по: Кияшко, 1987; 1999); 18 - сосуд с пейзажным декором, высота 9.6 см; 19 - изображение зверя у Древа; 20 - рисунок реального кабана.

Поза покойного на спине скорчена с согнутыми руками в локтях, кистями у лица - реальна. Н. Мусеибли зафиксировал подобную позу в погр. 1 на поселении лейлатепинской культуры Пойлу II (2010. С. 208). Другой пример происходит из раскопок Большого Ипатовского кургана, погр. 182. Его можно отнести к ямной культуре (Кореневский и др., 2007. Лист 1, 1).

Костяки в Майкопским кургане были окрашены в красный цвет из-за обилия охры. Особенно много ее было у основного погребенного (костяк 1) (Весе-ловский, 1900. С. 3). Густой окрас охрой покойных в Майкопским кургане - явная дань энеолитичес-ким традициям местного протоямного населения Предкавказья.

Скелет 1 находился в большем отсеке и лежал поперек него, был ориентирован головой на юго-запад. При нем были обнаружены сложенные в углу ямы орудия и оружие из бронзы, расставленная вдоль стенки металлическая драгоценная посуда, а на самом костяке находилось множество украшений из золота, сердолика, бирюзы.

Неподалеку, напротив туловища, лежали шесть серебряных тонких трубочек длиной около 1.03 м. На четырех из них были надеты две фигурки золотых и две фигурки серебряных бычков. Б.В. Фар-маковский полагал, что они представляют собой детали балдахина (1914). Находка в Старомыша-стовском кладе маленькой серебряной фигурки лани с подобным отверстием размером 1-2 мм в тулове (Отчет..., 1900. С. 64. Рис. 158) не допускает такую идею реконструкции. Для балдахина столь тонкие опоры слишком ненадежны.

У окончаний трубочек были найдены 12 небольших наконечников стрел подромбической формы (рис. 2, 11-14) из коричневого кремня размером около 3 см и 17 маленьких кремневых сегментов такого же коричневого кремня - вкладышей для серпа (рис. 2, 6-10).

Теперь перейдем к анализу инвентаря и его символики в поисках ее "мужской" или "женской" направленности. С мужскими видами занятий можно связать упоминаемые ниже инструменты и оружие. Таков кинжал-бритва (рис. 1, 5), меньший кинжал (рис. 1, 6). Последний - типичное оружие в погребениях галюгаевско-серегинского варианта МНО (Кореневский, 2008. С. 5-49).

Каменные стержни-оселки (рис. 1, 7, 8) Майкопского кургана (прямой из золотистого по цвету камня с забитым золотом отверстием и изогнутый из коричневого камня) являются некими орудиями погребального престижа. Они тесно связаны в своей символике с погребениями, в которых най-

дены бесчеренковые кинжалы (Кореневский, 2008. С. 5-49)) Следующим предметом мужской воинской символики и высокого престижа мог считаться бронзовый топор (рис. 1, 10).

Подромбические небольшие наконечники стрел (рис. 2, 11-14) в этом захоронении найдены в количестве 12. Они также ассоциируются с мужским занятием войной и охотой3. Все наконечники тщательно отделаны двусторонней ретушью с проступающими на окончаниях пильчатыми краями. Правда, в мифологии известны примеры богинь -охотниц с луком (Диана, Артемида). Но по примерам Переднего Востока женщин-лучниц для времени IV-III тыс. до н.э. не известно. Зато лук входит в арсенал богов-мужчин, возможо, Нинурты - бога, приближенного к Инанне-Иштар (Афанасьева, 2007. С 175).

Аналогии таким наконечникам стрел (рис. 2, 15-17) происходят из слоя 8 поселения Раздоры на Нижнем Дону (Кияшко, 1999). Для погребальной практики МНО они не характерны, на Нижнем Дону - тоже редки.

Топор-мотыга (рис. 1, 11) мог служить как оружием, так и аграрным инструментом. В мифологии данные о связи таких предметов с трудом мужчин или женщин не сохранились. Ясно только, что такая катего

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком