научная статья по теме СИНОЙКИЗМ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДЕМОКРАТИИ В АРГОСЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СИНОЙКИЗМ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДЕМОКРАТИИ В АРГОСЕ»



© 2010 г.

Э.В. Рунг, Е.А. Венидиктова СИНОЙКИЗМ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДЕМОКРАТИИ В АРГОСЕ

Мир греческих полисов разнообразен, и в нем особое место занимает Аргос, один из крупнейших греческих полисов, игравших самостоятельную роль в политической жизни античной Греции. Аргос проделал своеобразный путь исторического развития, отличающийся от пути Афин и Спарты.

Поэтому вполне закономерным выглядит обращение к аргосскому материалу, особенно в вопросе о трансформации традиционного «дорийского» аристократического общества (в ряде черт сходного со спартанским) в демократическое (имеющее сходные черты с афинским и находившееся под непосредственным афинским влиянием). Решающую роль в процессе такой трансформации сыграл синойкизм -переселение сельских жителей в городской центр. Синойкизм являлся одним из наиболее распространенных явлений в период формирования полисного строя в Греции и довольно часто был связан с проведением социально-политических реформ в том или ином полисе1.

Проблема возникновения аргосской демократии не получила должного освещения в современной историографии. Т. Келли, автор одного из наиболее значимых исследований по истории Аргоса, доводит свое изложение только до конца архаического периода и, таким образом, не касается проблем генезиса демократического строя в Аргосе2. Не обращается к этой теме в своем труде и другой исследователь аргосской истории - Р. Томлинсон, который уделяет внимание только вопросам внешней политики аргосского полиса и его взаимоотношениям с остальными греческими государствами в У-ГУ веках до н.э.3 М. Веррле в своей работе, исследуя аргосские институты власти, фактически также не касается вопроса возникновения демократии4. Некоторые отдельные вопросы аргосского синойкизма в связи с возникновением демократического строя рассматривали в своих статьях Х. Кри-цас и М. Пьерар5.

1 О роли синойкизма в греческой истории в целом см. Kahrstedt U. Synoikismos // RE. 1932. Bd 8. 2. Reihe. Sp. 1435-1445; Moggi M. I sinecismi interstatali greci. I. Dalle origini al 338 a.C. Pisa, 1976. 396 p.

2 Kelly T. A History of Argos to 500 B.C. Minneapolis, 1976.

3 Tomlinson R.A. Argos and the Argolid. From the end of the bronze age to the Roman occupation. L., 1972.

4 Wörrle M. Untersuchungen zur Verfassungsgeschichte von Argos im 5 Jahrhundert vor Christus. Diss. Erlangen, 1964.

5 Kritzas Ch. Aspects de la vie politique et économique d'Argos au Ve siècle avant J.C. // Polydipsion Argos. Argos de la fin des palais mycéniens à la constitution de l'État classique / Ed. par M. Piérart. P., 1992. P. 231-240; Piérart M. L'attitude d'Argos a l'égard des autres cités d'Argolide // The Polis as an urban centre and as a political community / Ed. by M.H. Hansen. Copenhagen, 1997. P. 321-351; idem. Argos: un autre démocratie // Polis and Politics: Studies in Greek History / Ed. by P. Flensted-Jensen, T.H. Nielsen, L. Rubinstein. Copenhagen, 2000. P. 297-314.

* * *

Непосредственным фактором, способствовавшим началу важных социально-политических изменений в Аргосе, стало поражение аргосцев в битве со спартанцами при Сепее6. Последствия этого поражения были столь катастрофичными для Аргоса, что это нашло соответствующее отражение в сообщениях Геродота, Аристотеля и аргосского историка Сократа7.

Особенно отличен от всех других версий рассказ Геродота, отметившего даже установление власти «рабов» как следствие понесенных потерь в сражении: «Аргос же настолько лишился мужей ("Apyoq 8é ávSprov что их рабы

приобрели всю полноту власти (oí Soü^oi éa%rov navxa xa np^yM-axa), управляя (ap%ovxeq) и распоряжаясь ею (Síénovxeq) до тех пор, пока сыновья погибших не возмужали. После этого они, возвратив себе Аргос, изгнали рабов. Вытесненные же рабы силой овладели Тиринфом. Некоторое время у них были друг с другом дружественные отношения (apOpaa). Затем же к рабам пришел прорицатель Кле-нандр, фигалиец, человек родом из Аркадии. Он-то и убедил рабов напасть на господ. С тех пор была между ними долгая война, пока, наконец, аргосцы с трудом не одолели врага» (Herod. VI. 83).

Как видно из приведенного отрывка Геродота, битва при Сепее явилась своего рода рубежом в истории Аргоса, ибо привела к изменению соотношения социальных групп населения в полисе. Если Геродот, описывая случившиеся изменения, определенно имел в виду приход к власти вследствие гибели правящего слоя дорийцев тех, которые именуются «рабами», то теоретическое обоснование этому дал Аристотель, упоминая случай Аргоса в ряду других примеров «государственных переворотов» (péxaPo^aí x^q no^íxéíaq), происходивших по причине «несоразмерного возвышения» населения.

Аристотель приводит очень характерное и распространенное в философских трактатах своего времени сравнение государства с телом (xo arnpa): «Известно, что тело состоит из частей и должно увеличиваться в своем росте соразмерно, чтобы сохранялась пропорциональность. В противном случае оно гибнет...» (Arist. Pol. V. 2. 7 p.1302 b 35 sq.)8. Точно так же, по мнению Аристотеля, и государство состоит из отдельных частей, из которых некоторые вырастают, зачастую незаметно, как, например, масса неимущих (xrnv ánóprov n^Ooq) в демократиях и политиях. «Происходит это иногда и в силу случайных обстоятельств», - подчеркивает Аристотель. В подтверждение своих рассуждений он приводит три однотипных примера, показывающих, как массовая гибель в сражениях представителей высшего

6 В современной научной литературе обычно можно встретить две альтернативные даты (520 г. до н.э. или 494 г. до н.э.). Об историографии вопроса см. Строгецкий В.М. О дате битвы при Сепее // ВДИ. 1979. № 4. С. 108-117; Печатнова Л.Г. История Спарты (период архаики и классики). СПб., 2001. С. 136; она же. Противостояние Клеомена и Демара-та (К вопросу о соотношении властных структур в Спарте) // ВДИ. 2006. № 4. С. 34-35. Прим. 21; Суриков И.Е. Античная Греция. Политики в контексте эпохи. Архаика и ранняя классика. М., 2005. С. 242, 245-247.

7 Геродот (VII. 148) отмечает, со слов самих аргосцев, что погибших было 6000 человек. Павсаний называет число 5000, но по контексту можно судить, что погибших было гораздо больше, поскольку данные Павсания учитывают только сожженных Клеоменом в священной роще Аргоса, но исключают тех, которые пали в битве (Paus. III. 4. 1). Собственно же более поздняя, не известная Геродоту, аргосская версия событий называет сакральное «число Аполлона» 7777 (Plut. Mul. virt. 4; Polyaen. VII. 33).

8 Интерпретация этого места Аристотеля см. Newman W.L. The politics of Aristotle. Oxf., 1902. Vol. 4. P. 301-302 (ad 1302 b 34).

слоя могут привести к изменению соотношения сил в государстве, т.е. к тому, что Аристотелем называется pexaPo^ai x^ç no^ixeiaç. В первом примере отмечается, что в Таренте в результате гибели многих знатных (yvrópipm) в сражении немного спустя после Греко-персидских войн из политии возникла демократия. Вторым примером приводится Аргос после битвы при Сепее: «В Аргосе после поражения, нанесенного Клеоменом Лаконским в битве "седьмого дня", были вынуждены принять некоторых периеков» (^vayKaaO^aav napaôé^aaOai xrnv nepioiKwv xivaç) (Arist. Pol. V. 2. 7 p. 1303 a 6-8). Очевидно, что причиной этого изменения Аристотель также считает потери аргосцев в битве, и в этом наглядно прослеживается соответствие его сообщения рассказу Геродота. Однако на этом сходство сообщений Геродота и Аристотеля заканчивается.

Геродот говорит о захвате власти в Аргосе рабами (oi ôoû^oi), тогда как Аристотель подразумевает только допуск некоторых из периеков (xrnv nepioiKrov xivaç) в состав гражданского слоя, что, впрочем, отнюдь не равнозначно вышевысказанно-му им же самим утверждению о преобладании в государстве «массы неимущих» вследствие их непропорционального увеличения.

Но похожую информацию можно найти в повествовании Плутарха о доблести женщин во главе с Телесиллой, где итогом сражения, принесшего гибель аргосцам и вынудившего женщин взяться за оружие, названо наступление «малолюдства» (ô^iyavôpia): «Возмещая малочисленность мужчин, не за рабов, как повествует Геродот, а за лучших периеков, сделанных гражданами, женщины были выданы замуж (àM,à xrnv nepioiKrov novnaàp.evoi no^ixaç xoùç apiaxovç awroKiaav xàç yovaÎKaç)». Однако и такое супружество аргивянки считали ниже своего достоинства и постановили за правило, чтобы вышедшие за бывших периеков женщины подвязывали себе искусственную бороду, восходя на брачное ложе (Plut. Mul. Virt. 4 = Mor. 245f). В отличие от неопределенной фразы Аристотеля: «были вынуждены принять некоторых периеков», где не объясняется, какие права в Аргосе были им предоставлены, Плутарх, ссылаясь на аргосского историка Сократа (FgrHist. 310. F. 6), повествует более подробно: этим периекам было позволено вступать в брак с овдовевшими аргивянками, посредством чего они получали гражданские права. Особенно подчеркнуто социальное положение периеков. «Некоторые пе-риеки» Аристотеля названы более точно Плутархом «лучшими». Таким образом, очевидно соответствие сообщений Аристотеля и Сократа, что говорит об их общем источнике, по-видимому, аргосского происхождения9.

Исследователи, приступая к анализу социальных последствий битвы при Сепее, прежде всего предпочитают определиться терминологически, подразумевая, что в принципе Геродот, Аристотель, Сократ с разной степенью полноты и достоверности повествуют об одном и том же событии, а противоречия между ними должны быть поэтому объяснены. Попытку устранить противоречие по вопросу о терминах «рабы» и «периеки» предпринимали уже комментаторы Геродота У. Хау и Дж. Уэллс, полагая, что под «рабами» могли пониматься представители несвободного населения Аргоса (известного как «гимнеты»: Pollux. III. 83), подобного спартанским илотам, а под периеками - зависимые того же типа, что и лакедемонские периеки, которым были предоставлены в Аргосе гражданские права и connubium10.

9 Иное мнение см. O'Neil J.L. The Exile of Themistocles and Democracy in the Peloponnese // CQ. 1981. Vol. 31. № 2. P. 343. Обычно также считают, что версия Сократа могла быть переработкой сведений

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком