научная статья по теме СКИФСКИЕ КУРГАНЫ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ V-IV ВВ. ДО Н.Э История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СКИФСКИЕ КУРГАНЫ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ V-IV ВВ. ДО Н.Э»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2015, № 2, с. 72-85

СКИФСКИЕ КУРГАНЫ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ У-1У вв. до н.э.

© 2015 г. Т.М. Кузнецова

Институт археологии РАН, Москва (mamulya-kuznecova@yandex.ru)

В статье рассматриваются дискуссионные вопросы скифской археологии, связанные с реконструкцией хронологии правления скифских царей, известных по "Истории" Геродота. Особое внимание обращается на методику сопоставления сведений письменных источников о скифских царях с археологическими данными. Показано, что отступления от рассмотренной методики могут привести к искажению искомого результата, и подчеркивается, что в подобных сопоставлениях приоритетной должна оставаться дата кургана, базирующаяся на хронологии комплекса, так как только она позволяет связать археологию и историю Скифии.

Ключевые слова: скифы, генеалогия, династия, хронология, цари, курганы, гробницы.

Генеалогия скифских царей и их судьбы, представленные в письменных источниках, неоднократно привлекали внимание исследователей (Смолин, 1915; Граков, 1950; Куклина, 1971; Кузнецова, 1984).

В "Истории" Геродота приведены данные о трех скифских династиях: Прототий (Бартатуа) ^ Мадий (Herod. I, 103); Спаргапиф ^ Лик ^ Гнур ^ Савлий ^ Иданфирс (Herod. IV, 76); Ариапиф ^ Скил ^ Октамасад и Орик-? (Herod. IV, 78-80), последняя из которых чаще всего сопоставляется с могилами кургана "Солоха" (Манцевич, 1987. С. 118; Алексеев, 1992. С. 27; 1994. С. 7-9; 1996; 2003. С. 229; Alekseyev, 2005. P. 47-53; Кузнецова, 2001. С. 141-150; 2012. С. 45-51; Болтрик, 2001; Скорый, Ромашко, 2009. С. 177).

Информация об этой династии передана Геродотом1 следующим образом: "... у Ариапифа, царя скифов, был в числе других сыновей Скил. Он родился от женщины из Истрии... Ариапиф был предательски убит., а Скил наследовал царскую власть и жену отца, имя которой было Опойя. Эта Опойя была местной уроженкой, и от нее у Ариапифа был сын Орик. Управляя скифами, Скил отнюдь не был доволен скифским образом жизни, но... был склонен к эллинским обычаям..." (Herod. IV, 78).

"Пожелал он [Скил - Т.К.] быть посвященным в таинства Диониса Вакхического" (Herod. IV, 79).

«...После этого... скифы восстали против него, поставив во главе его брата Октамасада, рождённого от дочери Тера. [Скил] же, узнав о том...

1 Текст "Истории" Геродота приведен по: Доватур, Каллистов, Шишова, 1982.

убегает во Фракию. А Октамасад, услышав об этом, пошел на Фракию войной... Прежде чем они схватились, Ситалк послал к Октамасаду сказать следующее: "Зачем мы должны испытывать [силу] друг друга? Ты - сын моей сестры и у тебя мой брат. Отдай же мне его, и я передам тебе твоего Ски-ла"... Ведь у Октамасада находился брат Ситал-ка, бежавший от него. Октамасад соглашается с этим и, выдав своего дядю... Ситалку, получил брата Скила. И Ситалк, взяв брата, увел его с собой. Скилу же Октамасад там же на месте отрубил голову...» (Herod. IV, 80).

Хронология правления скифских царей была реконструированна В.Ф. Смолиным, который применил систему условного 30-летнего расчета по поколениям, определив для Ариапифа и Ски-ла 25-летний срок царствования, поскольку они "умерли не своей смертью", и, учтя возможный перерыв в династийной линии между Иданфирсом и Ариапифом2, получил следующие даты: Ариапиф -500-475 или 480-465 гг. до н.э.; Скил - 475-450 или 465-450 гг. до н.э.; Октамасад - 450-420 гг. до н.э. (Смолин, 1915. С. 390-394).

Вероятное время смерти скифских владык рас-считаго и А.Ю. Алексеевым: Ариапиф - в интервале 475-460 гг. до н.э. или около 470-460 гг. до н.э.; Скил - около 460-440 или 450 гг. до н.э.; Октамасад и Орик - позднее 440/430 гг. до н.э. (Алексеев, 2003. С. 224, 226; Alekseyev, 2005. P. 45).

Полученные даты смерти представителей династии Ариапифа более всего соответствуют времени

2 Исходя из этого вычислена вторая дата правления Ариапифа и Скила (Смолин, 1915. С. 394).

Рис. 1. Планы и разрезы курганов: 1 - "Солоха" (Манцевич, 1987. С. 8. Рис. 2) и 2 - "Бердянский" (Болтрик, Фиалко, Чередниченко, 1994. С. 141, 142. Рис. 1, 2).

возведения кургана "Солоха". Этот курган является самым грандиозным сооружением второй половины V - первых десятилетий IV в. до н.э. (рис. 1, 1) в степной зоне Северного Причерноморья (высота для "центрального"/раннего погребения - 15 м, для "бокового"/позднего - 18 м).

Находки в ранней могиле "Солохи" серебряного килика с надписью ^YKO', а в поздней - амфоры с граффито ^Y', позволили А.П. Манцевич связать курган с одной семьей, объединенной именем 'Лико<;', известным из "Истории" Геродота (Herod. IV, 76), и допустить, что оба человека, захороненные в "Солохе", были родственниками - "либо братьями, либо сыном и отцом" (Манцевич, 1987. С. 117-118).

А.Ю. Алексеев предпринял попытку отождествить могилы "Солохи" с усыпальницами сыновей царя Ариапифа: ранняя - конец V в. до н.э. - для Орика, а боковая "царская" - первая четверть IV в. до н.э. - для Октамасада (Алексеев, 1996. С. 105; 2003. С. 229).

Исследователь отметил, что "из двух могил Солохи древнейшая скорее могла бы принадлежать Орику", основанием для чего послужило заключе-

ние "об относительно менее высоком ранге погребенного там человека и отсутствии сведений о царствовании... младшего сына Ариапифа" (Алексеев, 2003. С. 232). Однако из этого следует, что самый высокий курган V в. до н.э. в Скифии был сооружен для представителя царской династии, статус которого был ниже уровня главы скифского социума, а более поздняя "царская могила" являлась лишь вторичным захоронением.

Вслед за А.Ю. Алексеевым интерпретация принадлежности могил "Солохи" была предпринята мной и Ю.В. Болтриком (Кузнецова, 2001. С. 141— 150; Болтрик, 2001. С. 29-31).

Ю.В. Болтрик, рассмотрев археологическую ситуацию в зоне степей Северного Причерноморья, поддержал раннюю гипотезу А.Ю. Алексеева, по которой "Октамасаду нет места в Солохе" (Алексеев, 1992. С. 127), предполагая, что в кургане лежат отец и сын: в первичной могиле - Орик, а во второй -его наследник, вероятно, старший брат Атея (Бол-трик, 2001. С. 29-31). Позднее, правда, исследователь допустил, что в "Солохе" могли покоиться Октамасад или Скил (?) (Болтрик, 2011. С. 104. Рис. 2), но в настоящее время вновь вернулся к идее

о возможном захоронении в этом кургане Орика и его наследника (Болтрик, 2013. С. 195. Рис. 2).

По мнению Ю.В. Болтрика, "начиная с Ариапифа, скифы хоронили своих царей в районе Ни-китско-Каменской переправы на Днепре вдоль

трансскифской магистрали", унося "каждого последующего царя по магистрали все дальше в степь по обе стороны от реки".

С опорой на даты амфорного материала, Ю.В. Болтрику удалось "градуировать главную ма-

гистраль Скифии, используя ключевые памятники" и ввести "в круг претендентов на гробницу царя курган у с. Вел. Знаменка, раскопанный Д.Я. Самоквасовым в 1884 году". Поскольку это "наибольший (выс. 7 м) курган первой половины V века", он, по мнению исследователя, своими параметрами, уровнем престижа погребального инвентаря и временем сооружения, "может рассматриваться в качестве усыпальницы Ариапифа. Далее в степь за ним находится курган Солоха" (Болтрик, 2001. С. 29-31).

Ранее и мной уже было высказано мнение о том, что курган "Солоха" перекрывал могилы Ариапифа и Октамасада, тогда как погребение Орика предполагалось на территории того скифского социума, к которому принадлежала его мать - Опойя (Кузнецова, 2001. С. 149).

С вероятным местом захоронения Орика и Опойи был соотнесен "Бердянский" курган (рис. 1, 2), поскольку он имеет абсолютное тождество с "Солохой" в конструкции центральных могил и в наличии идентичных бляшек - "два скифа с сосудом в форме рога" (выполнены по одной матрице или одним штампом: Ф1алко, 2001. С. 299) -в боковой могиле "Солохи" и центральном погребении "Бердянского" кургана, не выявленном для других курганов, что, видимо, свидетельствует не только о синхронности памятников, но и о родстве между погребенными в них людьми.

Прежде уже отмечалось, что сюжет на бляшках (рис. 2) воспроизводит не сцену "братания", как это нередко интерпретируется (Ф1алко, 2001. С. 298 и др.), или какой-то иной момент бытового или культового характера (Бессонова, 1983. С. 64; Алексеев, 2012. С. 160), а символизирует "двоецарствие", отражая правление двух царей в Скифии (Кузнецова, 2001. С. 148). Изображение ритона в руках двух коленопреклоненных персонажей противоречит данным о церемонии "побратимства" у скифов, ибо в этом обряде (Herod. I, 70, 74) использовался килик (Манцевич, 1987. С. 64; Кузнецова. 2001. С. 146, 147).

Предполагалось, что различия в позах скифов на бляшках (левая фигура стоит на коленях, правая -только на левом колене: рис. 2, 1-4) свидетельствуют об отличиях в их статусе (младший и старший басилевсы: Кузнецова, 2012. С. 46). Однако, возможно, так изображались младший и старший братья, поскольку на втором варианте бляшек из "Бердянского" кургана оба персонажа представлены в близких, уравнивающих их, позах (рис. 2, 5), что также может указывать на правление в Скифии двух царей, разделивших между собой власть, -Октамасада и Орика.

Поскольку из "Истории" Геродота известно, что Опойя осталась царицей даже после смерти Ариапифа и лишь ее сын - Орик являлся наследником двух правителей, предполагалась значительная роль этой женщины в истории Скифии, отчего ее смерть могла пагубно отразиться на судьбе Орика, лишив его последней опоры рядом с Октамасадом. Исходя из этого и возникла гипотеза о вероятном захоронении знатной скифянки вместе с сыном на землях своего рода (при жизни Октамасада) в "Бердянском" кургане (Кузнецова, 2001. С. 149).

Предположение о погребении Ариапифа в ранней гробнице "Солохи", а Орика и Опойи - в "Бердянском" кургане вызвало возражения со стороны Ю.В. Болтрика и А.Ю. Алексеева, поскольку оба исследователя посчитали, что время сооружения центральной гробницы "Солохи" (420-400 гг. до н.э.) на несколько десятилетий позже вычисленной ранее (475/470-460 гг. до н.э.) условной даты гибели царя Ариапифа (Болтрик, 2001. С. 29-31; Алексеев, 2003. С. 227, 229-230).

Однако, исходя из расчетов, обусловленных находками в Никонии

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком