научная статья по теме СЛИТНО ИЛИ РАЗДЕЛЬНО? (К КОНЦЕПЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ) Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «СЛИТНО ИЛИ РАЗДЕЛЬНО? (К КОНЦЕПЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ)»

ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ...

A.K. МИХАЛЬСКАЯ

Москва

Слитно или раздельно?

(К концепции преподавания русского языка и литературы в школе)

В статье рассматриваются проблема возможности объединения учебных предметов «русский язык» и «литература» в X—XI классах базовой школы и основные методологические принципы создания нового типа учебника на основе предлагаемой общей концепции школьного филологического и — шире — гуманитарного образования.

Ключевые слова: русский язык и литература как единый учебный предмет; концепция гуманитарного образования; учебник нового типа.

Несмотря на насущную необходимость не только обсуждения, но и результативного решения многочисленных и важнейших для русской культуры проблем преподавания русского языка и литературы как основных филологических дисциплин в школе, формирование организующей этот процесс концепции, равно приемлемой для общества и для профессиональных сообществ школьных учителей и вузовских преподавателей, представляется далеким от завершения (см., например, об обсуждении в Общественной палате РФ Концепции преподавания литературы в школе [Gazeta.ru, 2013]).

Опираясь на единство содержания литературного художественного текста и его языкового воплощения, на принцип медленного чтения — способ постижения литературного произведения как эстетического предмета и литературы как вида искусства — принцип, требующий постоянного внимания к языковой материи литературных образов и смыслов; наконец, на категорию текста как основу преподавания русского языка [Ипполитова 1998], мы считаем оправданным и целесообразным разработку единой концепции школьного филологического образования как части более общей концепции гуманитарного образования в школе.

Михальская Анна Константиновна, доктор пед. наук. E-mail: zvanka@yandex.ru

Вполне понятно, почему принятое еще в советской школе разделение предметов «русской язык» и «литература» кажется сейчас единственно возможным (ср. в Проекте Концепции преподавания литературы в школе, предложенном Ассоциацией учителей русского языка и литературы:

«— скорректировать некоторые ошибочные положения ФГОСа (например, доказать невозможность объединения двух самостоятельных предметов в один)» [http:// uchitel-slovesnik.ru/activities/problems-schoo-

ling/].

Вспомним, однако, что в российской гимназии предмет «русская словесность» удачно их объединял; в старших классах гимназии как особый, обобщающий и практически ориентированный раздел этого единства преподавалась и риторика во всем своеобразии, присущем ей в отечественной филологической культуре, а темы выпускных сочинений, к которым на завершающем этапе готовила именно риторика, отнюдь не были «литературными», а в большей своей части «свободными» и требовали умения рассуждать и доказывать, оперируя всем культурным багажом выпускника — его знаниями из истории, литературы, Закона Божия, его нравственными представлениями — и демонстрируя как свободное владение литературной письменной речью, так и осознанную личностную и гражданственную мировоззренческую позицию [Михальская 2012: 183—205].

Специфика сочетания — разделения и объединения — русского языка и литературы как учебных предметов может определяться этапами школьного обучения. При сформированности у ученика основ знаний об истории родного языка и таких его уровней, как фонетика, морфология, лексика, синтаксис, а также соответствующих компетенций, в дальнейшем обучении, особенно в двух старших классах, эти знания не могут не синтезироваться и не операционализироваться. Возможен же этот синтез и прочное становление компетенций употребления языка на основе «медленного чтения» художественных текстов литературы и создания в связи с этим собственных текстов, устных и письменных.

Учебник нового типа, реализующий описываемую концепцию, следуя хронологическому принципу представления вершинных явлений литературного процесса в качестве структурообразующего, включая важнейшие элементы теории литературы, литературоведческие категории, может и должен использовать в качестве основной дидактической единицы фрагмент художественного текста и его лингвистический анализ, с помощью которого демонстрируется путь от слова — к словесности, от единицы языка — к литературному образу, идее, художественному целому. В этом анализе авторские комментарии лишь предваряют главное: с помощью системы вопросов и заданий к фрагменту текста (его языковым особенностям, формирующим образную и идейную специфику) ученику предоставляется активная, исследовательская, творческая роль.

Концепция школьного филологического образования, по нашему убеждению, не может не быть реализацией концепции еще более общей — концепции современного отечественного школьного гуманитарного образования. Только представив ее в целом, можно вновь обратиться к проблеме преподавания русского языка и литературы.

Вот как в основных чертах представляется Концепция гуманитарного образования в школе.

Главная личностно-ориентированная цель Концепции — воспитание и образование гражданина России, способного и готового принять вызовы новой исторической эпохи и ответить на них таким образом, чтобы сохранить

28

страну, восприняв и развив лучшее из достигнутого Россией в прошлом, и обеспечить ей позицию неотъемлемой и структурообразующей части новой исторической реальности, реализовав себя при этом как полноценную социальную (гражданскую и гражданственную), национальную и индивидуально неповторимую личность (формирование основ идентичности личности).

Современный быстро меняющийся мир требует от системы воспитания и образования в России осознанного создания новой ценностной иерархически организованной структуры ключевых свойств личности российского гражданина.

Разработка этой структуры тесно связана с задачами создания реализованного (актуализированного) в образовательной системе положительного и воодушевляющего образа России, Родины в единстве с позитивным, оптимистически окрашенным образом будущего.

Процесс созидания новой личности российского гражданина в воспитательно-образовательной системе предполагает постоянное и последовательное формулирование, акцентирование и демонстрацию на историческом, литературном, лингвистическом материале необходимого иерархически организованного набора ценностей с превращением их в первостепенные высокоуровневые потребности, а затем — и черты личности, и при этом — обеспечение знаний, развитие умений и навыков, позволяющих реализовать эти приоритетные потребности в практической деятельности.

Представим в иерархической последовательности систему необходимых ценностей-потребностей, составляющих проектируемую личность гражданина России. Отметим, что большинство основных единиц этой системы диалектически составляют гармонически уравновешенные пары — бинарные оппозиции.

I Наиболее общие социальные черты.

I. Социальный оптимизм, основанный на положительном образе будущего и позитивном, вдохновляющем образе России на всем протяжении ее героического исторического пути. При отборе и оценке учебного материала приоритетными должны быть примеры (факты) исторических побед и достижений, акцентирование их неслучайности, героизма и таланта народа, которому история страны обязана.

2. Социальный реализм — чувство реальности движения исторического времени и самого себя в нем, признание реальности роли личности в исторических событиях и их результатах.

3. Духовность — глубокая внутренняя убежденность в реальности наиболее общих духовных ценностей, их позитивной социально-исторической роли; настроенность, устремленность личности к деятельности, соответствующей духовным ценностям; сознательное неприятие деятельности и поступков, противоречащих им, бессознательное отвращение к такой деятельности.

4. Гармоническое сочетание соотносительной ценности общего и личного блага, осознанное противодействие социальному эгоизму и презрение к нему как к черте личности, губительной и опасной для судьбы современного мира.

5. Гражданская идентичность: осознанная социальная активность, потребность в общественной деятельности, активная гражданская позиция вообще, реализованная как позиция именно гражданина России.

6. Патриотизм, который должен трактоваться не как простая привязанность к месту рождения, но как высокая гражданская добродетель, основанная на реальных фактах российской истории и культуры (см.: 1 и 2).

7. Национальная идентичность и национальная гордость. Гордость понимается здесь не как гордыня, но как признание национальной специфичности, реальности и ценности особого национального характера и национальной ментальности в их лучших, уникальных чертах. Неразработанность этой проблематики и не-реализованность соответствующих воспитательных целей в современной России привела к таким явлениям, как попытки молодых россиян найти свою национальную идентичность в иных, экзотических для нас культурах: например, в культуре Японии, североамериканских индейцев, в формировании особых молодежных субкультур (готы и пр.). Особый феномен национальной русской культуры, основанный на специфике традиционного русского православного идеала личности и ее поведения, — интеллигентность — должен получить осознанную и значимую роль в воспитании современного россиянина любой национальности, ибо обладает особой же об-

щемировой культурной ценностью, способствуя диалогу культур и взаимопониманию между людьми различных культурных общностей.

8. Знание основ традиционной русской культуры, культур наиболее многочисленных народов России, а также традиционных европейских культур, систем принятых в них ценностей и уважение к ним. Общеевропейская традиционная система гуманистических ценностей и идеалов в ее стройной иерархии и историческом развитии, основанная на христианской этике, должна сочетаться с пониманием глобализационных культурных процессов, их истории, причин, перспектив, достоинств, опасностей и вызовов для традиционных культур, в том числе и культур народов России.

9. Поликультурность — в противоположность ксенофобии — интерес и потребность к познанию иных культур, участию в диалоге с ними при сохранении национальной культурной ид

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком