научная статья по теме СЛОВОЛИТНОЕ ДЕЛО И «БИБЛИОТЕКА ГРАФИЧЕСКИХ ИСКУССТВ» Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «СЛОВОЛИТНОЕ ДЕЛО И «БИБЛИОТЕКА ГРАФИЧЕСКИХ ИСКУССТВ»»

НИНА КУЗЬМИНА

Словолитное дело

«пуд

тоу и рсиослу.

Т^ г* 1

и «Библиотека графических искусств»

Во второй половине Х!Х века оживлённо развивались все производства и промышленность. В типографском искусстве наблюдался значительных технических прогресс, за которым работники графических заведений часто не успевали следить.

\ . Г-. ' ' - ' • л:',"

Нина Георгиевна Кузьмина, сотрудник музея печати ГМИ, Санкт-Петербург

ПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ промышленность в то время называлась «графические искусства». В число предприятий «графического искусства» входили типографии, литографии, металлографии, фотоцинкографии, словолитни, фотографии и тому подобные предприятия. Профессиональные же знания можно было почерпнуть только в специальной литературе и периодике. Одним из первопроходцев в деле издания таковых был Р. К. Шнейдер.

Специалист графических искусств — Р. К. Шнейдер

Рудольф Карлович Шнейдер (1834-1884) - владелец типографии, школы для учеников типографии, основатель первого профессионального периодического издания для специалистов типографского дела. Его деятельность оставила заметный след в истории отечественного книгопечатного дела. Он родился в Данциге (Гданьск) 12 февраля 1834 года1. После окончания церковного городского училища начал трудовую деятельность в типографии. В течение срока ученичества, то есть пяти лет, изучил наборное дело и работал наборщиком в типографиях Германии, Франции, Австро-Венгрии. В 1858 г. двадцатичетырёхлетним молодым специалистом переехал в Россию и остановился в Петербурге. Служил в типографии Императорской академии наук сначала наборщиков, а потом метранпажем и фактором. В 1866 г. он открыл на Невском пр., д. 5, собственную типографию и издавал «Типографский журнал». Он часто выезжал

Пмцла«" ■

за границу на лечение, и в 1884 г. в умер в давоской лечебнице в Швейцарии.

Шнейдер был не только высокопрофессиональным типографом, но и весьма талантливым организатором. Он решился создать при типографии «Кружек типографов», в котором состояли не только владельцы типографий, но и наборщики, печатники, словолитчики. Они собирались раз в неделю и обсуждали различные производственные вопросы.

На одном из собраний кружка Шней-дер предложил издавать профессиональ-ныйжурнал. «...Почти во всех цивилизованных странах, где графическое искусство процветает, — объяснял он собратьям по профессии, - признали первою необходимостью иметь такой орган, в котором бы собиралось и связывалось всё, что происходит нового или изменяется в обширной области этого искусства как по части технической, так и по части узаконений для возможности правильного применения их на практике, без чего типографическое искусство как ремесло не может процветать... Нам необходимо иметь журнал на русском языке, в котором мы всегда могли бы иметь перед глазами успехи и изобретения и ознакомиться с усовершенствованиями в области нашего искусства»2. Инициатива Шнейдера была поддержана членами кружка, но только на словах. Около года шла подготовительная работа, и 1 июля 1867 г. вышел первый номер «Типографического журнала».

Типографический журнал

«Типографский журнал», издаваемый Шнейдером на собственные сред-

Д Л О #07 [241] 2015

ства, стал первым в России и Петербурге периодическим печатным органом, освещающим деятельность графических заведений страны, и одним из первых отечественных технических отраслевых журналов. Предшественников у него не было. Первые несколько номеров выходили с текстом параллельно на русском и немецком языках. В журнале помещалась реклама, объявления и прейскуранты фирм, торговавших оборудованием и расходными материалами. Редакция «сообщала о местных новостях, о развитии хозяйства, а так же по мере сил выступала с историческими и литературно-художественными произведениями»3. Постоянно публиковались различные «извлечения из законов о печати», отчёты о «важнейших процессах», то есть о разорившихся и вновь возникших предприятиях. Сложнее обстояло дело с организацией материалов «из разных мест империи». По факту этот раздел освещал производственную жизнь типографий только трёх городов: Петербурга, Москвы и Риги. Наладить постоянную связь с другими крупными городами России и с провинцией журналу не удалось.

дых рабочих: «Быт учеников», «О грустном положении типографов, «К вопросу об учениках», «К вопросу о реформе быта учеников» и другие. В одной из таких статей говорилось: «... необходимо предварительно позаботиться о начале, чтобы производители были дельными и развитыми рабочими, а не машинами, которых стоит только поставить к кассе или тиглю, и они пойдут работать безо всякого смысла и нимало не рассуждая»4.

«Типографский журнал» просуществовал чуть более двух лет, с 1867 по 1868 год. Несмотря на эту неудачу, издатель не оставил своей затеи и через 10 лет, в 1878 г., предпринял новую попытку выпускать журнал — «Обзор графических искусств». Шнейдер редактировал его в течение трёх лет, но потом его

Наборщикам, как самому многочисленному отряду типографских рабочих, журнал уделял особое внимание. Редакция обладала смелостью поднимать на страницах журнала вопросы социального порядка, однако дать ответы на эти вопросы журнал пока не мог. Много места на страницах журнала уделялось самым обездоленным работникам типографий — ученикам. Несколько статей было посвящено теме устройства моло-

здоровье сильно пошатнулось, и в 1882 г. он навсегда покинул столицу. Журнал существовал до конца 1885 года. Главным редактором его с 1882 по 1885 гг. являлся Эдуард Гоппе. Новое издание существенно отличалось от своего предшественника и по полноте содержания, и по качеству художественно-технического оформления.

Школа при «Типографском журнале»

Одной из главных задач Шнейдера было обучение подрастающего поколения, поэтому он предпринял попытку

создания школы. Постоянно бывая за границей, видя удачный опыт организации училищ для работников типографского искусства, Шнейдер предложил собратьям по графическим искусствам создать подобное учебное заведение и в Петербурге. Его начинание, однако, не было одобрено.

Не найдя помощников в столь трудном деле, Шнейдер решил создать школу самостоятельно. В 1868 г. он опубликовал в своём журнале следующую заметку: «К. Р. Шнейдер в собрании типографов и словолитцев от 4 марта, сообщил, что предполагавшаяся к открытию школа для учеников открыта им 9 февраля. Уроками русского языка пользуются 8 учеников (заявили желание ещё 4), немецкого — 5 учеников»5. Через некоторое время Шнейдер сообщил, что «открывает в своей квартире частную школу для учеников»6. Шнейдер неоднократно со страниц журнала обращался к содержателям типографий с просьбой оказать ему содействие и отправлять в школу учеников, имеющих усердие к занятиям, а также поддержать его начинание участием в преподавании. Видимо, обращения остались без внимания, поскольку «к сожалению, после почти годового существования, школа закрылась, хотя в ней было уже около 20 учеников. Трудиться и хлопотать по школе только нам одним, было слишком тяжело, со стороны же других наших коллег мы не встретили решительно никакой поддержки и сочувствия..»1

Тем не менее Шнейдер не оставил этой затеи. Через десять лет, в 1879 г., он составил и опубликовал в основанном им же журнале «Обзор графических искусств» «Проэкт школы для типографских, литографских, словолитных и т. п. учеников и такого учреждения, где даже взрослые типографские и т. п. работники могли бы продолжить своё дальнейшее образование». Этим планам не суждено было осуществиться, однако Шнейдер, заботясь о повышении образования наборщиков и печатников, задумал ознакомить типографский мир с последними достижениями по типографскому делу и предпринял издание отдельными брошюрами книги по полиграфическому искусству в серии «Библиотека графических искусств».

#07 [241] 2015 Д Л О ^

Прообраз такой библиотеки Р. К. Шнейдер увидел, скорее всего, в пору своей учёбы во Франции. Вероятно, он бывал на площади Сен-Сюльпис, которая получила название в честь одноименного собора. Достопримечательностью площади являлась « примыкающая к ней Библиотека графических искусств, основанная типографом Эдмо-ном Мореном»". Позаимствовав название, Р. К. Шнейдер приступил к созданию таковой библиотеки в России.

Библиотека графических искусств

Серия «Библиотека графических искусств» состоит из трёх выпусков.

«Скоропечатная машина, её механизм и приспособление для печатания. Руководство для типографщиков» предваряется наставлением автора «здесь мы изложим тот путь, которым мастер может достигнуть полного и разностороннего своего самообразова-ния,...касающихся главных частей машины по отношению к её механизму»9. Книга из 112 страниц разделена на две части. В первой, содержащей 18 глав, подробно описываются подготовка всех частей скоропечатной машины к печати, особенности процесса печатания и уход за машиной после печати. Особое внимание автор уделил обработке печатных цилиндров и валиков; загрузке краски в красочный аппарат; подготовке бумаги; спусканию, приправке и приводке печатной формы, а также всем заключительным процессам. В приложении Р. К. Шнейдер представил описание нескольких видов современных ему скоропечатных машин. Читатели смогли познакомиться с двойной и четвертной скоропечатными машинами, а также узнали о машинах, печатающих двумя красками, и машине, печатающей бесконечную бумагу (позже её стали называть ротационной).

Книга, открывающаяся интересным вступительным словом, не имеет заключения и поэтому выглядит незаконченною. Отсутствие иллюстраций или пояснительных изображений серьёзно обедняет её.

Второй выпуск — «Справочная книжка для наборщиков» — состоит из 44 страниц. Вступление отсутствует, уже на первой странице помещены схемы спуска полос, вызывающие у наборщиков наибольшие трудности. Книжка со-

стоит из двух частей: в первой расположены схемы спуска полос, во второй — различные вспомогательные сведения, справочная и вспомогательная информация для наборщиков и метранпажей. Так, приводятся: таблица сигнатур, знаки календарные, астрономические, медицинские, арифметические и др.; «упо-требительне

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком