научная статья по теме СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ПАРТНЁРЫ И ДРУЗЬЯ НА ДОЛГИЕ ГОДЫ Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ПАРТНЁРЫ И ДРУЗЬЯ НА ДОЛГИЕ ГОДЫ»

ТАТЬЯНА РУДИШИНА

Случайность или закономерность

Партнёры и друзья на долгие годы

ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ

методического отдела к нам пришли «с улицы». Это не метафора. Всё так и происходило на самом деле. Примерами могут служить приведённые ниже эпизоды.

Эпизод первый

Апрель 2000 года. На пороге кабинета появляется молодой человек.

— Гриша! Харитонов! Шёл мимо, решил зайти? (Григорий Харитонов — бывший читатель нашей библиотеки, на момент появления в дверях методического отдела — аспирант МГУ).

— И да, и нет. Я к вам с предложением. У меня столько друзей-фотографов... И наших, университетских, и РГГУшных, есть вгиковский оператор, есть парнишка из фотоколледжа. У вас такой зал. Пропадает (тихо добавил Гриша, ожидая ответной реакции: вдруг мы остро отреагируем на справедливое «пропадает»).

— Что ты хочешь этим сказать, Григорий?

— Вы нам столько про меценатов рассказывали, в Бахрушинский музей водили. Мы готовы стать вашими меценатами и оборудовать выставочный зал. А первая выставка будет наша!

— Погоди-ка, давай у директора всё-таки спросим.

Наш тогдашний директор Альбина Васильевна хорошо помнила эту неугомонную компанию — читательский клуб «Что? Где? Когда?». Она, как никто другой, понимала значимость детского неформального сообщества в библиотеке. И рискнула — позволила им побыть третьяковыми-щукиными-морозовыми. Скромное оборудование, купленное мо-

лодыми фотохудожниками и их импресарио Гришей Харитоновым, помогал монтировать наш подсобный рабочий Олег Валентинович. И только после капитального ремонта (к тому времени художественно-изобразительные выставки в библиотеке получили признание в профессиональном сообществе), зал обрёл «приписанного» к нему художника-оформителя Андрея Завацкого и специальное выставочное оборудование с подсветкой, а чуть позднее получил своё теперешнее название — «Вернисаж в Ружейном». Годами складывались традиции презентаций, далеко не сразу выработался жёсткий график смены выставок (очередь выставиться — на полтора года вперёд). Не сразу сложился круг преподавателей художественных школ и студий, с которыми нам интересно делать совместные проекты. В нашем зале выставлялись известные и начинающие художники-иллюстраторы. Проходили выставки кукол и театральных костюмов, а любовь к фотографии осталась неизменной на всю жизнь. Не реже одного раза в год — обязательная фотовыставка.

О проектах выставочного зала читайте на нашем сайте.

Эпизод второй

В марте 2002 г. на пороге методического отдела возникла немолодая пара. Женщина больше молчала и хмурилась, разговор начал мужчина. Примерно таким был тот давний диалог:

— Мы уже немолоды, все долги государству и детям отдали, и пока есть силы, хочется встречаться, общаться. Мы слышали, что вы тут занимаетесь краеведением...

По большому счёту, уже не имеет значения, откуда пришли к нам те или иные люди со своими идеями и получившими дальнейшее развитие проектами. Теми самыми проектами, которые со временем стали брендами библиотеки, во многом определили пути её развития. Но в юбилейный для «Гай-даровки» год неплохо бы вспомнить, как всё начиналось.

Татьяна Валерьевна Рудишина, главный библиотекарь ЦГДБ им. А. П. Гайдара

-

#10 [220] *2014 Д Л О

(Библиотекари, переглядываясь: У нас совсем нет денег, без которых встречи неосуществимы): — Да, занимаемся. Но со школьниками. Мы — ДЕТСКАЯ библиотека.

(Между собой: надо деликатно, но твёрдо отказать. Иначе на головы свалится дополнительная нагрузка! Как бы им деликатно предложить нечто

такое, чтобы они сами отказались от своей идеи?)

— Мы тоже были детьми и ходили в тридцать первую школу. А вы знаете, что здесь на углу Плющихи и Ружейного было самое популярное место — керосиновая лавка?

Приходится поддерживать разговор.

— А правда ли, что наш методический отдел «раздавил» домик Плещеева? (В голосе библиотекарей появляется заинтересованность — как-никак все в отделе «больны» краеведением)

— Не совсем так. Домик был на противоположной стороне. А Фета вы не застали? В смысле, его особняк? (мужчина явно немножко рисуется)

— Нет. В 1983-м тут был уже совминовский кирпичный монстр.

В ответ собеседник улыбается удивительно славной улыбкой. Такого обаяния мне не доводилось встречать ни до, ни после. Ни о каком отказе уже речи быть не может.

— Да, конечно. Как часто вы планируете собираться? Сколько вас будет? Впрочем, неважно. А чай пить будем?

— Обязательно будем. С вами. (Выразительно посмотрел)

— Последняя пятница каждого месяца с шесть вечера, устроит?

— Тематику встреч проговорим по ходу дела. Первая — организационная.

— У нас зал нарасхват, 15 марта вас устроит?

— Безусловно.

— А как будет называться ваше собрание?

— «Моя Плющиха», если будет угодно! А ведь мы так и не познакомились. Прошу любить и жаловать — Марина Сергеевна Сазонова (жестом указал на даму, которая тоже начала улыбаться). А я — Илья Сафонов. «Знамя» выписываете? В восьмом номере за прошлый год опубликованы мои воспоминания о Плющихе.

наша

4C41UIV ИКУНГ

Вечером открыла журнал. Там была повесть «Мечты об оловянной ложке». Этот номер журнала теперь стоит у меня дома рядом с каталогом выставки «Улица Плющиха и её окрестности в фотографиях (1912-2003)». Но всё это будет потом — и регулярные встречи, и выставки, и ставшие нашими друзьями люди Плющихи, знаменитые и невеликие, и издание книг «Наша Плющиха» и «Плющиха два»... И утраты... А тогда всё только начиналось.

Эпизод третий

Ноябрь 2002. Закрыт Дом детской книги, вокруг которого сплотилась «Чёрная курица» — литературное объединение детских писатели рубежа ХХ-ХХ1 веков. Сидим в фонде Ролана Быкова на Чистых прудах (фонд разгромят позже) — Лев Яковлев, Ольга Корф, Михаил Есеновский и я. Последняя встреча писателей прошла в мае. ДДК закрыт.

Всех функций Дома детской книги не восполнишь, но хотя бы сохранить встречи! «Бездомные» писатели попросились «на постой». И уже в Новый 2003 год Клуб детских писателей встретил на новой территории. Чтобы понять, как это происходит, лучше почитать стено-

граммы записей заседаний клуба, где проходит читка и обсуждение текстов писателей. Клуб — это не литературный семинар, не бенефис, не собрание, не посиделки, но может быть и литературным семинаром, и бенефисом, и собранием, если есть необходимость, и непременными посиделками. И даже поминками, вечером памяти. Клуб — это клуб, о его предназначении в Википедии сказано: «Клуб (от англ. clob или club через нем. club) — место встречи людей с едиными интересами, зачастую официально объединённых в сообщество, организацию или ассоциацию. Обычно занимает определённое помещение и служит для регулярных встреч и общения своих участников».

Как это происходит? Попробую воспроизвести привычный диалог. Нет, не с писателями, а внутренний, «служебный».

Руководитель: Не смею больше вас задерживать. Сегодня последняя среда месяца, санитарный день. Пора по домам!

— Да нет. Мы пошли ваять бутерброды.

— ???

— Сегодня клуб в 18:30. Надо успеть.

Удивлённый взгляд со стороны случайного гостя.

— И что, вы ваяете бутерброды каждый месяц?

— Ну, да. А потом ещё и зал убираем. И так уже 10 лет.

— А зачем вам эти хлопоты? Да ещё безвозмездные...

- Так исторически сложилось.

Клуб — действительно хлопотное наследство, доставшееся от Дома детской книги. Ему трудно подобрать аналог и определить роль в нашей жизни. Это такой клубок дружб и судеб, случайностей и взаимной помощи. Писатели - натуры творческие, остро реагирующие на окружающую действительность, ранимые, амбициозные, иногда замкнутые, иногда — чрезмерно общительные, порой — маргинальные. Но мы всегда мо-

£.12^-

^^Síé Д ЛО #10 [220] *2014

жем положиться на наших друзей-писателей. И кто знает, были бы такими эмоционально яркими, содержательными Литературные пятницы и Литературно-педагогические чтения для библиотекарей, случилась бы Творческая лаборатория под руководством Льва Яковлева для литературно одарённых детей?

Вместо эпилога

Так что же всё-таки: случайность или закономерность? Почему как будто бы нечаянно возникшие на пороге библиотеки люди остаются здесь надолго? Да ещё приводят своих безмерно талантливых друзей. В чём секрет?

Безусловно, на нас работало время. Начало двухтысячных было удачным для некоммерческого партнёрства. Хотя, по большому счёту, в методическом отделе меньше всего об этом думали: вместе с замечательными людьми мы просто проживали интересную жизнь! О столь модном понятии «партнёры», скорей всего, здесь говорить не приходится: наши со-участники, стали со-творцами, инициаторами многих ярких идей и инициатив, друзьями, близкими товарищами.

Несомненно, сыграли роль традиции «Гайдаровки», где издавна никто не разделял работу на свою и чужую. Никто не доказывал, что, например, москвове-дением и связанным с ним интересными педагогическими экспериментами должны заниматься не сотрудники методического отдела, а кто-то другой. Годами здесь накапливали опыт общения клубного типа с детьми разных возрастов, отдавая им не только служебное, но и внерабочее время. Позже эти дети, став взрослыми людьми, студентами, аспирантами, преподавателями вузов — без ложной скромности можно назвать их молодежной элитой, — приходили к нам в библиотеку как в собственный дом, зная, что здесь их помнят и любят.

Возможно, нашим сотрудникам повезло с руководителями: многие творческие дерзости методистов начальники поддерживали, хотя понимали и принимали на себя возможные риски. Не случайно, на протяжении десятков лет, в методическом отделе кадровое обновление сопрягали с сохранением «костяка» — так сохранялась преемственность в работе. А ведь именно в данный период, это общеизвестный факт, произошло разрушение методических отде-

лов во многих федеральных и региональных центрах, не говоря уже о городских библиотеках.

Наверное, главный урок дружбы с детьми и взрослыми состоит в том, чтобы не говорить пришедшим к тебе в библиотеку людям «нет», не попробовав что-то сделать вместе. Не выставлять условия, каждым взмахом ресниц напоминая, кто в библиотечном доме хозяин. Не бояться рисковать, но служить людям, независимо от типа библио

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком