научная статья по теме СМЕРТЬ И ИГРА. ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «СМЕРТЬ И ИГРА. ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ»

------------------2006------------------

Огранович Д.А., аспирант Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации

СМЕРТЬ И ИГРА. ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

В современном нам мире существует два совершенно противоположных отношения к смерти - это или подчас откровенно нездоровый интерес к проблеме смерти либо полное игнорирование данного вопроса. С одной стороны, смерть проникает во все пласты современной культуры, в результате чего из трагедии и тайны превращается в «феномен повседневности». Сообщения об авиакатастрофах, терактах и войнах потоком устремляются в наше сознание из утренних и вечерних сводок новостей, по радио и телевидению. Мы пропускаем через себя информацию, часто не задумываясь о сказанном. Растворяясь в хаосе повседневности, иногда задаем себе вопрос, а действительно ли происходят все эти ужасные события, о которых нам говорят дикторы с хорошо поставленными голосами. Невольно закрадывается подозрение, может это такая игра политиков и власть предержащих, некая информационная война? Успокоив, таким образом, свое сознание, человек продолжает жить, занимаясь своими повседневными делами. День траура, как это не ужасно звучит, тоже постепенно становиться частью нашей повседневностью. Все это, конечно при условии, что трагедия смерти не касается наших родных и близких. В современном нам мире «смерть» пошла по рукам. Политики, психологи, культурологи, биологи, социологи и эзотерики считают себя специалистами в данной области и манипулируют людьми при помощи такого фундаментального и сакрально-интимного события и понятия как человеческая кончина.

С другой стороны, умолчание о смерти, которое было характерно для советской эпохи, продолжилось табуированием данной темы и в наше время. Цель, которую преследует наша современная культура - это существование человека максимально комфортно в жизни, умирании и после смерти. Эвтаназийная парадигма стремится устранить страдания из жизненного горизонта самым радикальным образом. А человек без страданий - это духовно мертвый человек, это поражение человека.

Но всегда ли было такое уродливое и извращенное отношение к смерти? Обратимся к истории и попробуем проследить отношение к смерти у людей в традиционном обществе и изменения данного отношения в последующие исторические эпохи на примере России.

Во все времена существовали некоторые отношения человека к его конечности, веками формировались некие «отношения» к «смерти» и со «смертью». Эти представления о смерти, столь различные в национальных культурах народов мира, выражают философское осмысление феномена смерти и находят свое воплощение как в устойчивых системах обрядов и ритуалов, так и в целостном менталитете данного народа, во многом представляя поиски смысла жизни перед страхом небытия.

При изучении в диахронии развития философских представлений и традиций погребальных обрядов ярко проступает социокультурное явление, характерное особенно для картины мира «дохристианского мира» - феномен «проигрывания смерти», т. е. игра «в смерть», «игра со смертью», смертельная игра. Это поставило задачу философского постижения и анализа ситуации, в которых такое важное событие как смерть «обыгрывается» различным образом или «разыгрывается».

Осмысление феномена Смерти через игру и, наоборот, игры в смерти являются устойчивыми «мифологемами» сознания русского сознания, сохранившимися до сегодняшнего дня.

Так, у славян был ряд «игровых» ритуальных действий связанных с похоронным обрядом (некоторые обряды живы и по сей день), такие, например как «похороны Костромы», в которых «проигрывался» весь погребальный обряд, начиная с обряжения покойника, кончая поминками.

Данная игровая ситуация имела определенное значение и являлась важной частью существования людей, живших много веков назад. Анализируя подобные ритуалы, по выражению

------------------2006------------------

Ф. Арьеса, мы наблюдаем феномен «приручения смерти», и выявляем неразрывную связь жизни со смертью в представлении наших предков, а смерти с новой жизнью. Часто игровые «погребения» приходились на позднюю осень и символизировали, «умирание» природы, засыпание всего живого на долгую зиму, до следующей весны, когда все возрождается к новой жизни. Взаимосвязанность жизни и смерти выражалась в своеобразных формах, например, такой игровой обряд «похорон» использовался для поиска себе второй половины, то есть для смотрин и сватовства.

Жизнь и смерть теснейшим образом были связаны: жизнь порождала смерть, а умереть -значило родиться заново. Предок покоился рядом и являлся покровителем рода, семьи, и поэтому смерть не казалась чем-то устрашающим.

Еще одной игровой ситуацией, связанной с умиранием и смертью являлась тризна, как своеобразное соревнование в храбрости и ловкости, которые устраивали после похорон вождей, знатных воинов, непосредственно у места погребения.

Многие считают, что игра - противостоит серьезному, и, поэтому, часто игра неотделимо ассоциируется с шуткой и забавой. На самом деле игра может быть очень серьезным делом. Например, футболиста, сделавшего игру в футбол своей профессией и жизнью, нельзя упрекнуть в том, что он не серьезно относится к своему занятию. А иногда, в игре сочетаются и то и другое, как это можно было наблюдать в обряде погребальных соревнований, где похороны сочетались с игрой, а поминки с весельем.

Рассмотрим следующий вид игры, непосредственно связанный со смертью. По мнению Б. А. Рыбакова, выражение «выпал жребий» и сама жеребьевка имеет довольно трагическую, страшную историю, и непосредственно была связана с участью «соумирающих», которых хоронили вместе с вождем. «Этнография знает много различных способов жеребьевки; -пишет исследователь, - былина о Садко описывает жеребьевку на море, но мы никогда не могли бы догадаться, что ритуальная жеребьевка перед жертвоприношением производилась при помощи игральных костей».1 Исследование захоронений праславян показало, что именно женщин часто приносили в жертву во время погребения мужчины. Находка кубиков при женских костях, быть может, приоткрывает завесу тайны, скрывавшую детали смертной жеребьевки.

У славян и других народов также существовал ряд игровых ситуаций, связанных с похоронным обрядом - это своеобразные театральные представления, в которых воспроизводился весь погребальный ритуал, начиная с обряжения покойника и кончая его поминками. Такие шуточные обряды назывались по-разному: «Похороны таракана», «...Костромы», «... чехони», «... Ярила».

Также своеобразным вариантом взаимосвязи «смерть - игра», являются любые рискованные мероприятия, начиная с качания на качелях, кончая прыжком с парашюта или заговором с целью убийства. В данном случае игрок играет, заигрывает с самой смертью. Это «русская рулетка», это и война, которая не щадит ни молодых, ни старых.

Игры «в войну», по мнению некоторых исследователей, напоминают «кулачные бои»2, которые проводились при обряде погребения воинов. По мнению других исследователей, подобная игра является отголоском обряда инициации, обряда посвящения подростков в мужчины, воины. В. Пропп, анализируя «волшебную сказку» отмечает, что сказка сохранила в себе не только следы представлений о смерти, но и тесно связанного с этими представлениями обряда посвящения юношества при наступлении половой зрелости, обрядом инициа-

1 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: Наука. - 1994, - С. 254.

2 Горбунов. Б. В. Игра «в войну» в народной традиции (по материалам Рязанского края). / Живая старина. 1996. № 4.

------------------2006------------------

ции (initiation)3. Данный обряд настолько связан с представлениями о смерти, что одно без другого не может быть рассмотрено. «Предполагалось, что мальчик во время обряда умирал и затем воскресал уже новым человеком. Это так называемая временная смерть. Смерть и воскресение вызывались действиями, изображавшими поглощение, пожирание мальчика чудовищным животным...4 «Для совершения этого обряда иногда выстраивались специальные дома или шалаши, имеющие форму животного, причем дверь представляла собой пасть... Обряд всегда совершался в глубине леса или кустарника, в строгой тайне»5. Мальчик проходил школу охотника и воина, учился ловкости и смелости, ритуальным танцам и всему тому, что было необходимо для жизни.

Множество сказочных сюжетов связаны с прохождением всяческих испытаний главным героем (обряд инициации), после чего последний имел право жениться, т. е. стать полноценным мужчиной и членом общества. В некотором измененном виде, обряд инициации существует и сегодня, это - армия, которая в идеале должна делать из мальчиков мужчин, тренировать их дух и тело.

У игры, как у всякого другого явления есть свои законы и особенности. Одной такой особенностью является то, что игра не знает различия истинности и лжи, она как бы выходит за рамки противоположности добра и зла. Она не заключает в себе никакой моральной функций, ни добродетели, ни греха. И, со временем, границы между игрой и серьезностью стираются. Например, люди играют в казино и играют на бирже. В первом случае играющий признает, что его действие есть игра, во втором - нет.

Такое стирание границ может плохо кончиться, как для отдельного человека, так и для общества. Выдуманные миры становятся реальностью, а реальность выдуманной. Так люди живут в мире не то, что грез, а сериалов, компьютерных игр или наркотических галлюцинаций, которые волнуют больше, чем окружающая действительность. Часто такие «заигравшиеся» люди теряют связь с реальном миром, что ведет к серьезным последствиям вплоть до летальных.

Развитие современной техники и появление мира «виртуальных реальностей» ставит философскую проблему экзистенции смерти в мире «виртуальных реальностей».

Если принять упрощенное значение понятия «виртуальный» как «якобы существующий», то «виртуальная реальность» - это скорее определенное состояние сознания, присущее человеку, находящемуся, например, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Интересно, что исследователь такого состояния сознания О'Лири экспериментировал с наркотиками для достижения большего эффе

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком