научная статья по теме СНЕЖНЫЕ ГОРЫ И ПОДНЕБЕСНАЯ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СНЕЖНЫЕ ГОРЫ И ПОДНЕБЕСНАЯ»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

СНЕЖНЫЕ ГОРЫ И ПОДНЕБЕСНАЯ

Ю.М. ГАЛЕНОВИЧ

Доктор исторических наук

События в Тибете остаются в фокусе внимания многих политиков и наблюдателей на Западе. Антикитайский бунт, вспыхнувший в Лхасе в марте 2008 г., показал, что коренное население этого автономного района КНР не смирилось с теми порядками, которые устанавливают в Тибете центральные власти. В публикуемой ниже статье рассказывается об истории и нынешнем состоянии отношений между тибетцами и центральным правительством Китая.

Тибет иной раз именуют «крышей мира». Он, действительно, представляет собой уникальное место на Земле. В каком-то смысле можно сказать, что Тибет принадлежит всему человечеству. Можно также сказать, что тибетцы - это ревностные хранители учения Будды.

Тибет как бы приподнят над Землей. История, география, культура, уклад жизни Тибета -это нечто самобытное, особое.

Тибетское нагорье расположено в Центральной Азии, в Китае. Оно одно из самых больших (около 2 млн кв. км) и высоких на земном шаре.

Речь идет о районе, где сами природные условия создали среду, в которой сформировалась такая национальная общность, как тибетцы со своей самостоятельной и отдельной историей, культурой, своим жизненным укладом.

Население Тибетского нагорья до самого последнего времени традиционно было почти мононациональным, т.е. состояло из тибетцев. Например, в большом китайском энциклопедическом словаре Цыхай говорится, что в 1956 г. тибетцы составляли 90% населения Тибета. Их общая численность в Китае в 2000 г. составляла 5 млн 416 тыс. человек.

При этом в той части Тибетского нагорья и традиционного Тибета, которая 9 сентября 1965 г. была объявлена в КНР Тибетским автономным районом (ТАР), или Автономным районом Тибет, сегодня живет менее поло-

Снежные горы - это Тибет в тибетской мифологии.

вины всех тибетцев - 2,8 млн человек. Это означает, что до 1951 г. территория, на которой традиционно жили тибетцы, составляла географически отделенный от других, прилегающих к нему провинций Китая, регион с мононациональным населением.

Тибетцы изначально представляли собой самостоятельный этнос, не являясь составной частью никакого другого народа, в том числе ханьцев (собственно китайцев).

Тибетцы привыкли жить на Тибетском нагорье сами, самостоятельно. Свое собственное государство они создали в VII в. н.э. Оно существовало более пяти веков. Только при правлении монгольской династии Юань (12801368 гг.) китайская империя силой превратила Тибет в административную часть своего государства. Это произошло в XIII в. В таком положении он оставался около двух веков. Затем, когда силовой нажим Китая ослаб, Тибет обрел независимость. И это продолжалось почти четыре столетия. В XVII в. Далай-лама стал духовным и светским главой Тибета.

ОТ КОМПРОМИССА -К «КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ»

Только в середине XVIII в. основанная маньчжурами Цинская династия (1644-1911 гг.) вновь силой включила Тибет в состав Китая. Но при этом власть Далай-ламы сохранилась. Таков был компромисс, отражавший и реальное соотношение военных сил в пользу цинских императоров, и неукротимое желание тибетцев

сохранять свою традиционную светскую и духовную власть на своей же исконной территории.

Во времена Китайской Республики и правления партии Гоминьдан ситуация по существу не изменилась. Тибет фактически продолжал жить своей жизнью, отдельно от Китая.

В 1949 г., когда была создана Китайская Народная Республика, Тибет остался вне зоны ее административного управления.

В 1951 г. между властями КНР и правительством Далай-ламы было заключено соглашение, которое в Пекине именовали «мероприятиями по мирному освобождению Тибета»1.

Это соглашение носило двойственный характер.

С одной стороны, оно было межправительственным, т.е. соглашением между центральными и местными властями КНР. Таким образом, в какой-то степени Пекину пришлось считаться с настроениями тибетцев.

С другой стороны, оно было окрашено марксизмом-ленинизмом китайского образца - идеями Мао Цзэдуна. Пекин утверждал, что в Тибете до прихода туда Народно-освободительной армии Китая существовали рабовладельческий и феодальный строй, царили эксплуатация и гнет феодальной верхушки, иными словами, монастырей и лам, от которых тибетцев и была намерена «освобождать» компартия Китая (КПК). В Пекине под «феодальными угнетателями», от которых «освобождали» тибетцев, подразумевали в значительной степени те самые административные власти Тибета, с

которыми Пекин подписал соглашение 1951 г.

Во времена «культурной революции» первый секретарь комитета КПК в Тибетском автономном районе Жэнь Жунь проводил, с очевидностью отражая настроение и намерения Мао Цзэ-дуна, политику «двух пунктов» в духе идей Мао Цзэдуна2.

Первый пункт призывал «ухватиться за классовую борьбу» с тем, чтобы разъединить тибетцев по классовому признаку. В реальной жизни это означало противопоставить лам и остальных тибетцев, внести раскол в общество по религиозному признаку.

Такая политика была обречена на неудачу: она противоречила менталитету тибетцев. Внутренний протест, то есть протест, живущий в душах людей, - вот с чем китайские власти столкнулись в Тибете, вот что они не могут преодолеть уже почти 60 лет. Невольно возникает вопрос: можно ли вообще победить внутреннее духовное сопротивление? Думается, что таких людей можно уничтожить, но покорить их нельзя. Но возможен и приемлемый для обеих сторон компромисс.

Второй пункт провозглашал необходимость «ухватиться за производство зерна». На деле это была попытка изменить образ жизни, традиционный уклад тибетцев, которые занимались скотоводством. Мао Цзэдун хотел «посадить их на землю», заставить заниматься зерновым хозяйством. Эта политика принесла Тибету много бед, и одна из них - крупный падеж скота, а ведь коренное население жило в основном за его счет. В конечном счете, Мао Цзэдун, видимо, лелеял мечту ассимилировать тибетцев, превратить тибетцев в ханьских крестьян, занимающихся выращиванием зерна.

Мао Цзэдун своей политикой довел ситуацию до восстания в Тибете в 1959 г. именно по той причине, что не желал считаться с традициями и обычаями, с культурой тибетцев, с тем, что традиционно для них высшей духовной ценностью была религия и ее главный священнослужитель -Далай-лама.

ПЕКИНСКАЯ «ОТТЕПЕЛЬ»

После смерти Мао Цзэдуна был период, когда обе стороны проявили желание найти спосо-

ро-Западный Китай. О «Великом походе длиной в двадцать пять тысяч ли», видимо, вспомнили еще и потому, что мог пригодиться опыт, который тогда приобрела КПК. Ее войска продвигались по территории, принадлежавшей традиционно не-ханьцам. Поэтому приходилось проявлять уважение к «хозяевам» тех или иных земель, а это были представители национальных меньшинств. Нужно было считаться и с их обычаями, традициями, а прежде всего, требовалось никоим образом не заде-

бы согласования взаимных интересов. Тогда и был намечен путь, который может привести к решению тибетской проблемы в нынешних условиях.

В 1980-х гг. тогдашний генеральный секретарь ЦК КПК Ху Яобан придавал огромное значение решению национального вопроса в Китае. У него вызывала озабоченность обстановка, сло-

МАО ЦЗЭДУН ХОТЕЛ ПРЕВРАТИТЬ ТИБЕТЦЕВ В ПРОЛЕТАРИЕВ

Мао Цзэдун считал «великую пролетарскую культурную революцию» одним из своих главных достижений. Покушение на образ мышления и жизнь людей - вот суть политики Мао Цзэдуна. Он ставил задачу изменить образ их мыслей, их умы. Отсюда и проистекало, в частности, его желание превратить тибетцев в людей, которые мыслили бы как пролетарии, лишенные и собственности, и имущества.

жившаяся в Тибете. Китайский лидер нашел способы частично выкорчевать, а частично смягчить последствия «культурной революции».

Свою политику в отношении Тибета Ху Яобан преподносил как «новый Великий поход», т.е. событие, сопоставимое по историческому значению с перебазированием основных сил китайской Красной армии в конце 1930-х гг. из Восточного в Севе-

Лхаса. Дворец Потала.

вать устои их традиционного образа жизни, в том числе и их религии, и их собственного административного и духовного управления. Получалось, что можно сожительствовать на одной территории, но если жить своей жизнью и ханьцам, и не-ханьцам.

Стремясь наладить отношения с тибетцами, Ху Яобан проявил уважение к их представлениям о своей автономии, традиционному образу жизни и их отношению к Далай-ламе.

22 мая 1980 г. Ху Яобан и председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) Ван Ли вылетели в Лхасу во главе группы по изучению ситуации в Тибете, где до той поры так и не побывал никто из прежних руководителей КНР3.

№ 3 • 2009 АЗИЯ И АФРИКА сегодня 47

Ху Яобан пропагандировал установку: «кадровые работники должны служить Тибету» (90% чиновников в Тибете - ханьцы). Это был поворот в политике. Генсек призывал к уважению реалий, к поискам общего языка с тибетцами. Это было проявление уважения к определенной самостоятельности тибетцев. Тем самым смягчался внутренний протест тибетцев против действий центральных властей КНР.

Китайский лидер понимал, что главная проблема для Тибета - это бедность: уровень жизни там был намного ниже, чем в других районах Китая, даже в других районах проживания нацменьшинств. Ху Яобан осознавал и то, что многие пороки общества в Тибете - суть порождение истории и в короткие сроки изменить ситуацию невозможно.

Был снят с поста первый секретарь комитета КПК ТАР Жэнь Жун. Вместо него был назначен Инь Фатан. Он с большим уважением относился к языку и к обычаям тибетцев, добивался того, чтобы тибетцы занимали посты чиновников разного уровня на своей родине, ратовал за развитие экономики и культуры.

Правительство КНР объявило, что в ближайшие два года, т.е. в 1981-1982 гг., в Тибете не будут взиматься налоги ни на сельскохозяйственную продукцию, ни на скот. Были отменены обязательные закупки по разверстке, торговый налог на коллективные предприятия, в сфере торговли и в других отраслях. Было также обещано повышение государственных закупочных цен на ячмень. Это дало реальные результаты. Настроение людей переменилось.

В 19

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком