научная статья по теме СНЫ О НАУКЕ: ЖИЗНЬ ЧАРЛЗА ДАРВИНА В РУССКОМ ВООБРАЖЕНИИ Физика

Текст научной статьи на тему «СНЫ О НАУКЕ: ЖИЗНЬ ЧАРЛЗА ДАРВИНА В РУССКОМ ВООБРАЖЕНИИ»

Сны о науке.-

Жизнь Чарлза Ларвина

в русском воображении

О.А.Зубарева

ГосударственныйДарвиновскиймузей Москва

Выставка с таким необычным названием, приуроченная к 200-летию великого естествоиспытателя, проходила в небольшом английском городе Вулверхамтоне с 26 ноября 2008 г. по 19 января 2009 г. Выбор места для проведения этого юбилейного мероприятия был не случайным. Ведь Вулверхамтон расположен в родных для Дарвина местах: он находится недалеко от

© Зубарева О.А., 2009

Шрусбери — города, где родился юбиляр, и от городка Личфилда, где жил его дед, Эразм Дарвин, знаменитый натурфилософ и поэт XVIII в.

Вулверхамптон — это небольшой, но очень старинный городок в центральной части Англии, недалеко от Бирмингема. В годы промышленной революции Вулверхамптон стал известен благодаря производству лакированных изделий из папье-маше и металла и ювелирных изделий из стали, а в XIX в. как центр угледобывающей промы-

Картинная галерея г.Вулверхамптона.

шленности. Предприниматели и покровители искусства и образования Вулверхамптона в 1884 г. основали художественную галерею. В настоящее время ее коллекция включает произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, материалы, связанные с историей городка и его окрестностей, и т.д. Галерея ведет очень активную выставочную деятельность, предлагая посетителям выставки произведений современных художников, принимая передвижные выставки, организованные другими музеями, проводя выставки материалов из собственных фондов.

Один из сотрудников галереи, будучи в Москве, посетил наш музей. У него возникла идея познакомить жителей Вулверхамптона с художественными фондами Дарвинского музея, показав работы двух русских художников, практически неизвестных в Англии.

Дело в том, что особенность нашего музея — одного из немногих музеев мира, полностью посвященных эволюции, — наличие в его коллекциях и экспозициях не только естественнонаучных объектов, но и произведений искусства. Фонд произведений изобразительного искусства начал формироваться в музее параллельно с основными естественнонаучными коллекциями. Основатель музея А.Ф.Котс считал, что такое сочетание делает экспозицию музея зрелищной, привлекательной и более понятной для посетителя. Вот почему с музеем сотрудничали многие известные художники: В.А.Ватагин, К.К.Флеров, А.Н.Комаров, Н.Н.Кондаков, В.В.Трофимов и др. Сегодня наш музей, отметивший в 2007 г. свое столетие, — один из крупнейших естественнонаучных музеев мира и один из самых посещаемых музеев в Москве.

На выставку, посвященную юбилею Дарвина, отобрали работы двух художников — В.М.Евстафьева и М.Д.Езучевского.

Михаил Дмитриевич Езучевский (1880— 1928) — портретист, знаток истории, быта и костюма минувших эпох. Родился в Москве, окончил кадетский корпус, но военной карьерой не интересовался, главным его увлечением всегда была живопись. В 1901 г. в чине прапорщика ушел в запас, после чего стал посещать студию художника-акварелиста Н.А.Мартынова, где одновременно с ним занимались А.Ф.Котс, В.А.Ватагин, И.С.Ефимов. В 1902 г. Езучевский уехал за границу: учился в парижской Академии искусств, побывал в Италии, Испании, на севере Африки. Вскоре он получил достаточную известность как художник, его работы стали появляться на выставках. С началом Первой мировой войны Езучевского призвали в действующую армию, во время одного из боев он попал в плен и вернулся в Россию только в 1918 г. В последующие четыре года работал в разных государственных учреждениях, а в 1922 г. пришел в Дарвиновский музей на должность ху-

М.Д.Езучевский.

В.М.Евстафьев.

Дарвин и Фиц-Рой. В.М.Евстафьев. Пастель, карандаш.

Все картины из фонда Государственного Дарвинского музея.

Работы М.Д.Езучевского: Дарвин на Галапагосском архипелаге (слева), Дарвин с черепом глинтодона. Масло.

Ч.Дарвин перед домом в Дауне. М.Д.Езучевский. Пастель.

дожника, дававшую ему возможность занятий живописью. В музее им были выполнены три серии картин, связанные с историей эволюционного учения Дарвина, естествознания, борьбы церкви и науки. Четвертая серия, философская, осталась незавершенной. В экспозицию выставки в Вулвер-хамптоне помимо работ, посвященных жизни Дарвина, включены пастели Езучевского, посвященные другим ученым, — Ламарку, Кювье, Бюффону.

Второй художник, представленный на выставке, Виктор Михайлович Евстафьев (1916— 1989), — человек другого поколения. Учиться живописи он начал довольно поздно, только после Великой Отечественной войны, которую прошел и был награжден орденами и медалями. В 1953 г. Евстафьев окончил студию при Московском товариществе художников, где учился у И.Лейзерова, Г.Смирнова, М.Маторина. Он много путешествовал по стране (был на Урале, Кавказе, в Сибири, Прибалтике, Центральной России). Результатом этих поездок стали многочисленные графические и живописные произведения на исторические и современные темы. С 1953 г. участвовал в выставках, а в 1975-м был принят в члены Союза художников СССР. Для Государственного Дарвиновского музея художник

создал серии картин на разные сюжеты из истории науки, в том числе — серию графических листов, посвященных жизни Дарвина, которые и были показаны на выставке.

При всем различии судеб и особенностей творческих биографий двух художников, на выставке «Сны о науке» их объединила тема: большая часть показанных работ посвящена жизни Дарвина. Всего на выставке было представлено 26 графических листов (автор 10 из них — Езучев-ский, остальных — Евстафьев), на которых можно видеть Дарвина в детстве, в кругу семьи, на палубе «Бигля», с друзьями и учеными коллегами.

Название выставки может показаться странным, но оно объяснимо. Демонстрируемые работы оба художника создавали, полагаясь почти исключительно на собственное воображение и творческую интуицию. «Дарвин за чтением книги», «Генсло и Дарвин на прогулке», «Дарвин и Фиц-Рой», «Ночевка Дарвина в пампасах» — все эти сюжеты и образы пришли главным образом из прочитанных книг: «Автобиографии» Дарвина, изданий его писем, «Путешествия натуралиста вокруг света», а так же навеяны гравюрами и немногочисленными фотографиями, сопровождавшими эти издания. Но в целом это действительно — «жизнь Чарльза Дарвина в русском воображении», что вызвало живой интерес у публики.

На открытие выставки 26 ноября пришло более 200 человек, что достаточно много для столь небольшого музея. В основном это были люди, интересующиеся Дарвином или русским искусством и русской историей. В обычные дни среди посетителей можно видеть и школьников, которые знакомятся с жизнью и учением Дарвина в школьной программе, и взрослых, открывающих для себя русский взгляд на их соотечественника. Если современный житель Вулверхамптона захочет теперь посетить Россию, больше узнать о русской истории и культуре, а в Москве - ближе познакомиться с Дарвиновским музеем, цель выставки можно будет считать достигнутой.

В Великобритании координатор юбилейных мероприятий — Лондонский музей естественной истории (http://www.darwin200.org), и выставка в Вулверхамптоне легко вписалась в эти планы и даже оказалась одним из самых первых юбилейных мероприятий.

Для нас выставка «Сны о науке» также стала частью специальной юбилейной программы, подготовленной к 200-летию Чарльза Дарвина в Государственном Дарвиновском музее, среди мероприятий которой выставки, посвященные жизни знаменитого ученого и его трудам в разных областях науки, публикации на музейном сайте материалов, связанных с юбилеем, проведение всероссийской конференции естественнонаучных музеев России «Музейные формы популяризации эволюционной теории». ■

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком