научная статья по теме СОЧИНЕНИЕ-ОЧЕРК ПО КАРТИНЕ Б. М. КУСТОДИЕВА «ПОРТРЕТ ФЕДОРА ШАЛЯПИНА» Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «СОЧИНЕНИЕ-ОЧЕРК ПО КАРТИНЕ Б. М. КУСТОДИЕВА «ПОРТРЕТ ФЕДОРА ШАЛЯПИНА»»

МЕТОДИКА И ОПЫТ

Л. А. ХОДЯКОВА

Москва

Сочинение-очерк по картине Б. М. Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина»

Современный этап в сфере языкового образования характеризуется сменой ориентиров от «знаниецентристского» подхода к « культу росообразному», ориентацией на речевое развитие учащихся и приобщение их к национальной культуре. При таком подходе язык и культура рассматриваются в тесной взаимосвязи (изучение языка в культуре и культуры в языке), а человек — носитель языка, будучи членом общества, в котором язык функционирует, является, с одной стороны, выразителем (творцом) культуры, а с другой — пользователем, влияющим на развитие этой культуры. Порождением определенной социокультурной ситуации является текст, выступающий в контексте времени и культурного пространства. В свете новых исследований в лингвистике и методике преподавания русского языка все более утверждается взаимосвязь понятий: человек — культура — язык — текст. В этой связи усиливается культуроносная и личностно-формнрующая направленность в обучении русскому языку.

Одним из эффективных средств приобщения школьников к национальной культуре является использование на уроках русского языка произведений живописи — достоверного источника информации о быте и культуре народа. Картина, как и текст, выполняет функцию трансляции культуры, обладает способностью хранить информацию (кумулятивная функция), представляет собой единое композиционное целое, имеет свой язык (изобразительные сред-

ства) и высокий познавательно-воспи-тательный потенциал, несет эмоционально-эстетический заряд.

В свете новых подходов к преподаванию русского языка урок по картине мы рассматриваем как совместную коммуникативную деятельность учителя — режиссера урока, приобщающего учащихся к культурно-познавательной деятельности, и школьников, занимающихся созданием и интерпретацией текстов различных типов и стилей на основе лексического поля картины. Под лексическим полем картины мы понимаем тематически обусловленные ключевые слова, отражающие содержание, композиционный строй, колорит произведения живописи и индивидуально-авторскую позицию. Эти слова служат «опорной сеткой» системы семантических и грамматических отношений в порождении текста. При этом важно пробудить воображение и фантазию школьников, ориентировать их на выражение собственного отношения к картине или объектам, изображенным на полотне, поощрять поиск необходимых слов и языковых средств образного воплощения в процессе создания текста (написания сочинения).

Коммуникативная целесообразность уроков по картине предполагает умение учителя учитывать ситуацию и выбирать такие речевые средства воздействия на учащихся, которые создавали бы на уроке атмосферу доброжелательности, заинтересованности, некоторой торжественности и приподнятости. Это-

му способствует и структура подобных уроков, предусматривающая следующие компоненты:

— создание культуроведческого фона урока путем представления репродукций произведений живописи, искусствоведческих текстов, музыкального сопровождения;

рассматривание картины и осмысление ее как текста, несущего определенную информацию и эмоционально-эстетический заряд, обладающего коммуникативной, кумулятивной и воспитательной функциями;

вступительное слово учителя — куль-туроведческий комментарий, предполагающий актуализацию фоновых знаний учащихся об эпохе создания картины или о событиях, отображенных на полотне;

рассказ о художнике, об истории создания картины, подготавливающий учащихся к эмоциональному восприятию художественного полотна;

беседа но картине: конкретизация замысла художника, выявление образного строя и средств выразительности произведения живописи, характеристика объектов или предметов, изображенных на полотне, выявление авторской позиции и выражение своего собственного отношения к картине;

— выделение опорных единиц — элементов лексического поля картины (собирание и систематизация материала);

— работа с искусствоведческим текстом: определение темы, структуры, типа и стиля речи, анализ его лексического поля;

— составление плана предстоящею сочинения (простого или сложного);

— словарно-стнлистическая работа, включающая зрительную семантизацию лексики (может проводиться в процессе беседы и анализа лексического поля картины);

— устное или письменное сочинение (создание текстовых фрагментов);

анализ сочинений (редактирование, совершенствование написанного).

Предлагаемый ниже урок по картине кисти Б. М. Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина» разработан в соответствии с культуроведческим подходом к преподаванию русского языка, с новым осмыслением картины как текста, как средства, приобщающего школьников к национальной культуре родного народа.

Цели урока:

— подготовить учащихся к написанию сочинения в жанре портретного очерка на основе картины;

повторить сведения о структуре портретного очерка, его языковых особенностях;

закрепить умение писать сочинение в публицистическом стиле речи;

— создать культуроведческий фон урока посредством использования произведения живописи, текста, фонозаписей;

— ориентировать учащихся на использование изученных синтаксических конструкций, передающих пафос, эмоциональное отношение автора;

— провести анализ лексического поля картины, обогатить словарь учащихся фоновой лексикой, словами с культурным компонентом;

— расширить фоновые знания учащихся о Б. М. Кустодиеве, Ф. И. Шаляпине, эпохе 20-х годов XX века.

Культуроведческий фон (оборудование) урока: а) репродукция картины-портрета Б. М. Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина»; 6) фрагмент очерка В. Липатова о Ф. Шаляпине; в) музыкальное сопровождение: песни в исполнении Ф. Шаляпина «Эй, ухнем», «Дубинушка», «Вдоль по Питерской», партии из оперы Мусоргского «Борис Годунов».

Ход урока.

Рассказ о художнике. Культуроведческий комментарий

Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году, и там, на волжских берегах, прошли его детство, отрочество и юность. Отец его умер, когда Борису было чуть больше года, и двадцатипятилетняя вдова Екатерина Прохоровна Кустодиева тянула четверых детей на пенсию в 30 рублей. В пять лет маленький Боря начал рисовать, в пять же лет впервые испытал потрясение от музыки и сцены, слушая оперу «Иван Сусанин», а в девять лет бесповоротно решил стать художником. До его родного города Астрахани, где не было ни одного музея, добралась XV выставка Товарищества передвижников, и он увидел полотна Репина, Сурикова, Поленова, Крамского, Шишкина. Разве мог он представить себе тогда, что через десять лет Илья Репин станет его учителем, а всемирно известный Сури-

ков напишет уже в 1903 году: «О Кустодиев, Кустодиев, его имя страшно успокоительно действует на душу».

В Московское училище живописи, ваяния и зодчества его не приняли как переростка (ему было уже 18 лет), и он уехал в Петербург, где поступил в Академию художеств. В годы учения в Академии (1896— 1903) его первый учитель П. А. Власов привил ему любовь ко всему русскому, демократизм вкусов и пристрастий.

Для начинающего художника очень полезной школой послужила совместная с И. Е. Репиным работа над картиной «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея» (1901 — 1903). Может быть, при создании этого парадного полотна у Кустодиева впервые пробудилось стремление к изображению праздничной стороны жизни, к красочной нарядности.

К 1910-м годам Б. Кустодиев вполне обретает свой знаменитый кустодиев-ский стиль, становится всемирно известен и представляет русское искусство за рубежом. Золотые медали сыплются как из рога изобилия. В эти годы он пишет полотна: «Ярмарка», «Праздник в деревне», «Купчиха», «Масленица», «Девушка на Волге», «Красавица». В таких картинах создан собирательный образ родины — России — во всей самобытности народа, обычаев, характерности пейзажа. Эти картины монументальны в неистощимом жизнелюбии, восхищении народным бытом. В них Кустодиев воспевал Русь, русскую землю.

Кустодиев до галлюцинаций видел свои будущие картины, поэтому писал легко, быстро, в несколько дней он мог написать шедевр. Однако жизнь отравляли приступы болезни. Врачи поставили диагноз: опухоль в спинномозговом канале. Операции не избежать. Полгода Борис Михайлович провел в больнице. Прикованный к постели, он пишет жене: «Несмотря на все, я иногда удивляюсь еще своей беспечности и какой-то, где-то внутри лежащей, несмотря ни на что, радости жизни - просто вот рад тому, что живу, вижу голубое небо и горы — и за это спасибо»..

Еще в больнице Кустодиев начал ра-бэтать над знаменитой картиной «Купчиха за чаем» (1918). Румяные и белотелые кустодиевские купчихи являют собой народный, отчасти даже простонародный идеал красоты.

Особое место в жизни художника занимала дружба с Ф. И. Шаляпиным. «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, — вспоминал Шаляпин, — но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве... Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе и нельзя назвать, как героической и доблестной. Когда возник вопрос о том, кто может сделать декорации и костюмы для "Вражьей силы", ... решили просить об этом Кустодиева... "С удовольствием, с удовольствием, — отвечал Кустодиев, — я рад, что могу быть вам полезен в такой чудной пьесе. С удовольствием сделаю вам эскизы, займусь костюмами. .Л пока что, ну-ка попозируйте мне в этой шубе"»1. Так родился один из лучших портретов в русской классической галерее. Пластические качества картины превосходны. Элегантный силуэт громадной фигуры певца обобщен. За широкой спиной в жемчужном уборе раскинулась русская красавица-зима. Можно подолгу любоваться бегом лихих саней, кипением ярких цветов праздничного гулянья, узорами инея. По главное, не стерся Человек, Артист...

Шаляпин высоко оценил портрет. Картина была настолько огромна, что мастерская была для нее мала. И художник не мог охватить фигуру целиком. Холст наклоняли так, чтобы больной Кустодиев, сидя в кресле, мог его писать.

Последними произведениями художника были картина «Русск

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком