научная статья по теме СОДЕЙСТВИЕ СБЛИЖЕНИЮ РОССИИ С КИТАЕМ: РУССКИЕ ВОСТОКОВЕДЫ-ЭМИГРАНТЫ, ИХ СУДЬБЫ И ТРУДЫ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «СОДЕЙСТВИЕ СБЛИЖЕНИЮ РОССИИ С КИТАЕМ: РУССКИЕ ВОСТОКОВЕДЫ-ЭМИГРАНТЫ, ИХ СУДЬБЫ И ТРУДЫ»

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

СОДЕЙСТВИЕ СБЛИЖЕНИЮ РОССИИ С КИТАЕМ: РУССКИЕ ВОСТОКОВЕДЫ-ЭМИГРАНТЫ, ИХ СУДЬБЫ И ТРУДЫ1

© 2013 А.А. ХИСАМУТДИНОВ

Статья посвящена русским востоковедам-эмигрантам, изучавшим Китай, формированию первых научно-общественных учреждений, характеристике трудов ученых. Отмечается роль научно-просветительских организаций и учебных заведений, основанных русскими в Китае.

Ключевые слова: Русские в Китае, Русская духовная миссия, Общество русских ориенталистов, Общество изучения Маньчжурского края.

Строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) ускорило развитие Маньчжурии, которая до 1898 г. оставалась крайне отсталой. Уже в проекте строительства предусматривался анализ условий работы новой железнодорожной магистрали, в том числе и жизни местного населения. Первыми исследовали этот регион русские переводчики КВЖД, многие из которых интересовались востоковедением. В библиографии О.М. Бакич этому посвящены несколько разделов [Вак1сЪ, 2002, р. 249-253].

Основу китаеведения заложили Русская духовная миссия в Пекине или Российская духовная православная миссия в Китае (Ре1^иап), или Пекинская духовная миссия, которая осуществляла православные обряды среди потомков албазинцев, а также русских эмигрантов. Расцвет миссии связан с именем архимандрита Иннокентия, возглавлявшего в 1896-1931 гг. 18-ю духовную миссию. Благодаря его усилиям, миссия осталась не разграбленной во время Боксерского восстания в 1900 г. 23 февраля 1904 г. миссия учредила Братство православной церкви в Китае для оказания помощи русским раненым в русско-японской войне. Через месяц при обществе был основан журнал "Известия Братства православной церкви в Китае", первый номер которого вышел 25 марта 1904 г. В дополнение к этому указом Синода было разрешено выпускать в Пекине журнал под названием "Китайский благовестник". Православные миссионеры большей частью ограничивались переводами религиозных текстов и составлением словарей.

Свою лепту в изучение Китая внесли и российские дипломаты. С одной стороны, они отправляли свои отчеты в МИД по различным экономико-политическим аспектам, с другой - деятельно участвовали в различных востоковедческих организациях, публикуя статьи и книги в их изданиях. Многие из них остались жить в эмиграции, занимаясь востоковедением.

Профессионалы-востоковеды и любители изучения восточной культуры стали основателями первой научно-просветительской организации Русского Китая - Общества русских ориенталистов (ОРО), учрежденного 21 июня 1908 г. и получавшего большую финансовую поддержку от КВЖД. Учредители подчеркивали, что одной из важных целей нового Общества является "содействие сближению России с народами Восточной

1 Автор приносит благодарность русскому библиографу библиотеки Гавайского университета Патриции Полански (Гонолулу) и сотруднику Музея русской культуры в Сан-Франциско Иву Франкьену за материалы, использованные в настоящей статье.

и Средней Азии на почве взаимных интересов с ними" [В обществе..., 1910, с. 273]. Подавляющее большинство членов ОРО свободно владели китайским и другими восточными языками. Доклады, прочитанные на заседаниях ОРО, затем публиковались в журнале "Вестник Азии", первый номер которого вышел в свет в июле 1909 г. Несмотря на то что поначалу редакция журнала не особенно надеялась на внимание публики к проблемам Востока [От редакции, 1909, с. 1-11], со временем журнал нашел своего читателя: "Судя по отзывам печати, журнал по мере распространения создает себе прочное положение в среде читающего общества, и с журналом начинают считаться в научно-академических сферах" [Автономов, 1926, с. 417].

Редактировал журнал "Вестник Азии" врач из Харбина Павел Макарович Гладкий. В свободное от работы время он занимался полевыми исследованиями, посещая дальние поселки, куда не заглядывали европейцы. Свои востоковедческие зарисовки он публиковал в "Вестнике Азии", написал и небольшую работу по китайскому искусству.

Автором статей в первых номерах "Вестника Азии" стал дипломат из Пекина Яков Яковлевич Бранд. Увлеченно занимался этнографией Китая вице-консул в Харбине Михаил Иванович Лавров, имевший коллекцию редких книг [Лавров, 1922]. Собирал востоковедческие сведения и генеральный консул России в Ханькоу Андрей Терентьевич Бельченко [Бакич, 1997, с. 308-326]. Работы по китаеведению вышли из-под пера Александра Васильевича Спицына, первого председателя Общества [Спицын, 1909; Спицын, 1910].

Большим энтузиастом ОРО был педагог Николай Павлович Автономов. Приехав в Маньчжурию в сентябре 1912 г., он устроился преподавателем в Харбинском коммерческом училище КВЖД, был секретарем Маньчжурского педагогического общества и соредактором журнала "Просветительское дело в Азиатской России", опубликовав много работ, посвященных педагогическому делу в Китае [Автономов, 1920; 1921; 1926; 1937; 1938]. Как действительный член ОРО Автономов принимал участие в редактировании трудов членов Общества.

Почти четыре года ОРО руководил востоковед и талантливый востоковед Ипполит Гаврилович Баранов. 15 марта 1924 г. он подвел итоги своей деятельности на посту председателя и вице-председателя, выступив перед членами Общества с обобщающим докладом. За это время он опубликовал целый ряд статей по фольклору, этнографии и истории Китая: "По китайским храмам Ашихэ", "Китайский Новый год", "Административное устройство Северной Маньчжурии", "Загробный суд в представлениях китайского народа", "Коммерческая реклама в китайских газетах", "Поверья китайских землевладельцев, рыбаков и охотников", "Государственная публичная библиотека в Пейпине", "О современных течениях в китайской художественной литературе" и др. [ВакшЬ, 2002, р. 249-250; Баранов, 1999].

С особой гордостью харбинские любители Востока демонстрировали библиотеку с хорошим фондом этнографической литературы. У членов ОРО было много интересных идей: от создания музея до открытия семинарии восточных языков. Сбыться планам помешала Первая мировая война: некоторые члены Общества ушли в действующую армию, другие занялись делами, далекими от научных исследований. Во время Гражданской войны и после ее окончания Общество русских ориенталистов оставалось единственным местом в Маньчжурии, где русские знатоки Китая могли обсудить проблемы ориенталистики. В то время Общество размещалось в помещении Железнодорожного собрания в Харбине, занимая там две комнаты, одна из которых служила лекционным залом. Новые члены из числа русских эмигрантов оживили работу: чаще стали устраиваться собрания, где читались интересные лекции и доклады, посвященные в основном этнографическим проблемам Китая. Отчет ОРО за 1919 г. отмечает большую положительную сторону "субботников" - так назывались заседания президиума, на которые собирались не ради вынесения резолюций, а для оживленного обмена мнениями по

самым разным общественно-политическим и научным вопросам, имевшим отношение к Востоку [Автономов, 1926, с. 446].

Вопросами востоковедения занимались и в Институте ориентальных и коммерческих наук, основанном в 1925 г. в Харбине деятелями Общества русских ориенталистов. Один из основателей и преподавателей института, Федор Федорович Даниленко, защитил диссертацию "Происхождение китайской культуры", а заведующий торгово-промышленным отделом музея института Григорий Яковлевич Маляровский изучал пищу китайцев [Маляровский, 1929].

Большую роль в изучении Востока сыграл китаевед А.П. Хионин, директор Института ориентальных и коммерческих наук, приглашенный в 1924 г. на должность экономиста в правление ЮМЖД в Харбине. Досконально изучив экономику и бухгалтерское дело, он успешно занимался исследованием экономики Китая. В ОРО он занимал должность вице-председателя и был фактическим руководителем, выступая и соредактором журнала "Вестник Азии".

Именно Хионин стал вести переговоры о слиянии ОРО с Обществом изучения Маньчжурского края (ОИМК), созданного в Харбине в 1922 г. Объединение позволяло не только сохранить накопленный опыт, но и сконцентрировать усилия по изучению Востока. Деятелями ОИМК были известные исследователи и краеведы русской Маньчжурии, причем среди основателей помимо русских исследователей были и китайцы. Задумывая создать полновесное научно-просветительское общество с музеем и библиотекой, они взяли за основу Владивостокское Общество изучения Амурского края, позаимствовав отчасти и название. В циркулярном письме властям говорилось:

"Всем известно, какое огромное культурное и просветительское значение имеют выставки и музеи не только в отношении повышения общего уровня культуры, но и развития рациональных методов работы, делового практического настроения, которое является непременным залогом успеха в хозяйственной и интеллектуальной жизни. Все это побудило группу лиц взять на себя инициативу создания в Харбине ОИМК, главной целью которого является использование и объединение всех культурных сил края" [Исполнительное бюро., 1922].

В центре внимания многих членов ОИМК были вопросы востоковедения. Так, ис-торико-этнографической секцией руководил бывший начальник Заамурской пограничной стражи Алексей Михайлович Баранов, известный своими трудами о Монголии и севере Китая [Баранов, 1907; Баранов, 1919; Баранов, 1925]. Главными задачами своей секции он считал сбор и хранение разнообразного материала Северной Маньчжурии. Его секция беспокоилась и о сохранности древних памятников Маньчжурии: проведя детальное обследование, было решено их зарегистрировать [Баранов, 1923, с. 37-40]. Большое внимание обращалось на изучение культурного развития края. Члены секции регулярно читали доклады, которые затем обсуждались слушателями.

После смерти Баранова его работу продолжил талантливый востоковед П.В. Шкур-кин, книги которого были популярны в русском Китае. В рецензии на "Хунхузы" отмечалось:

«Русские в Маньчжурии постоянно соприкасаются с китайцами, и в частности с хунхузами, но почти никто их не знает, а между тем в хунхузничестве, как в капле воды, отражаются все национальные особенности Китая: это социальное явление имеет глубокие корни, гнездящиеся в особенностях х

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком