научная статья по теме СОДРУЖЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛОВ. ОТ АССОЦИАЦИИ К ОДНОЙ ИЗ ВЕДУЩИХ СЕКЦИИ РБА Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «СОДРУЖЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛОВ. ОТ АССОЦИАЦИИ К ОДНОЙ ИЗ ВЕДУЩИХ СЕКЦИИ РБА»

МАРИЯ МАЗУРИЦКАЯ

Содружество профессионалов

От Ассоциации к одной из ведущих се

Девяностые годы прошлого века — время кардинальных перемен во всех сферах жизни российского общества, и библиотечная сфера не исключение. Несмотря на то, что в этот период библиотеки буквально оказались на грани выживания, им не только удалось выстоять, но и вступить в новый этап развития.

Мария Александровна Мазурицкая, заведующая отделом научно-методической и организационной работы РГБИ

В 1990-Е ГОДЫ благодаря демократизации социальных институтов и снятию идеологических запретов специалисты российских библиотек получили право не только свободно контактировать с зарубежными коллегами, но и самим создавать общественные библиотечные организации, объединяясь для решения профессиональных проблем. Российская государственная библиотека по искусству (РГБИ), преобразованная в 1991 г. из Государственной центральной театральной библиотеки, сразу же активно включилась в этот процесс.

В самом начале 1990-х гг. РГБИ выступила основным инициатором создания ассоциации, призванной консолидировать деятельность библиотек искусствоведческого профиля и тех библиотек, которые имеют в своем составе отделы по искусству. Организация такого объединения была особенно важна, поскольку возросла значимость библиотек, продвигающих освободившееся от цензурных ограничений искусство.

Сохранился Протокол собрания учредителей Ассоциации, по аналогии с Секцией библиотек по искусству ИФЛА названной Московской ассоциацией библиотек по искусству (МАБИС). Благодаря этому протоколу известна официальная дата создания МАБИС - 13 октября 1993 года. У истоков МАБИС стояло несколько людей, которых стоит назвать поимённо. Это А. А. Колганова, в то время заместитель директора РГБИ; О. В. Синицына, заведующая отделом литературы по искусству и детской литературы Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино

(ВГБИЛ); С. Н. Артамонова, заведующая отделом изоизданий Российской государственной библиотеки (РГБ); А. В. Волкова, заведующая отделом печатных источников Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства; Н. Н. Карпова, заведующая библиотекой Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Т. А. Бонилья, заведующая отделом книжных фондов Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина; А. И. Болотова, заведующая отделом научной информации и библиографии Государственной Третьяковской галереи; З. М. Каменская, заведующая библиотекой Российской академии театрального искусства.

Несмотря на то, что МАБИС на первых порах объединяла московские организации, её создание стало важным шагом, содействующим повышению статуса библиотек искусствоведческого профиля. Наряду с РГБИ членами МАБИС стали библиотеки разного статуса, имеющие отделы по искусству: федеральные (ВГБИЛ, РГБ), библиотеки крупнейших музеев страны, Центральную государственная публичная библиотека столицы им. Н. А. Некрасова, ЦБС «Киевская».

Основным совещательным органом МАБИС стал совет координаторов, в который вошли учредители Ассоциации. Её председателем выбрали А. А. Колганову. В Протоколе сохранились её слова о том, что специализированным библиотекам Москвы необходимо создать «мощное межбиблиотечное объединение профессионалов, прекрасно понимающих друг друга».

-

#10 [172] *2012

МАБИС была нацелена на содействие максимально полному удовлетворению информационных потребностей в информации по проблемам искусства и культуры, создание условий для профессионального общения как внутри страны, так и за рубежом. Недостатком Ассоциации было то, что деятельность её ограничивалась столицей. Расширить географические рамки удалось только в

1994 г., когда была создана Российская библиотечная ассоциация (РБА). Одной из первых в неё вошла секция библиотек по искусству, сформированная в

1995 г. на основе МАБИС и специализированных библиотек Санкт-Петербурга, Вологды, Владимира Ярославля и других городов России.

Работаем много и весело

Штаб-квартирой секции и её головной организацией стала РГБИ, а председателем — А. А. Колганова, возглавляющая её и поныне. При Секции был создан Постоянный комитет (ПК), организующий и планирующий её работу.

/8Ь ^

Межрегиональный семинар в Угличе, 2008 г.

Бессменными помощниками Ады Ароновны по сей день остаются члены ПК — О. Б. Малинковская, заведующая Научной библиотекой Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Е. Г. Погосова, заместитель директора Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки, а также О. В. Синицына, заместитель генерального директора по библиотечной работе Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино. В ПК также традиционно входят представители региональных библиотек.

Важно отметить, что с первых дней работы секции её задачей было расширение круга библиотек, так или иначе связанных с продвижением искусства, — независимо от их ведомственной принадлежности, статуса и объёма работы.

Отсюда особое внимание, которое секция стала оказывать библиотекам музейных учреждений. Эти библиотеки не обладают финансовой и юридической самостоятельностью, поэтому в 1 990-е гг. им было особенно тяжело адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Приведу лишь один показательный пример.

В конце 1 990-х-начале 2000-х гг. большинство московских библиотек уже были компьютеризированы, однако в музейных библиотеках (даже если речь шла о главных музеях Москвы, не говоря уже о региональных), компьютеры отсутствовали. Секция сделала всё возможное, чтобы привлечь внимание Министерства культуры и профессиональной общественности к этой проблеме, способствовала компьютеризации музейных библиотек, включению их в федеральные программы, в частности «ЛИБНЕТ». Одновременно требовалось содействие в повышении информационной грамотности специалистов этих библиотек, проведение для них соответствующих занятий.

В последние годы важным направлением работы Секции стала разработка «Модельного положения о библиотеке музея» — документа, регламентирующего деятельность этих библиотек.1

Сегодня секция получила новое, соответствующее расширившемуся содержанию наименование — секция библиотек по искусству и музейных библиотек. В её активе — заседания, семинары, круглые столы и множество иных мероприятий, особенность которых заключается в сочетании серьёзного научно-исследовательского подхода с творческой фантазией, нередко остроумной подачей материала. Например, стало традицией проводить выставки «Художественное творчество библиотекарей», приуроченные к Всероссийскому дню библиотек. Их необычность в том, что на них сотрудники библиотек предстают в непривычном для коллег качестве — в роли творцов и художников, своими руками создающих настоящие произведения искусства. Первая такая выставка состоялась в РГБИ в 1 998 г. и с тех пор она проводится ежегодно. Идея была поддержана коллегами из других российских библиотек, теперь они с удовольствием открывают свой профес-

сиональный праздник аналогичными экспозициями.

Такие выставки не обходятся без приятных сюрпризов. Это могут быть пирожки собственного приготовления, которыми одна из сотрудниц угощала присутствующих, показ мод, на котором в качестве моделей выступили молодые сотрудницы РГБИ, представившие стилизованные и реконструированные рус-

Выступление фолк-ансамбля «Горожане» на открытии выставки «Художественное творчество библиотекарей»

ские костюмы, сшитые коллегами, выступление фолк-ансамбля «Горожане» с песнями, собранными в этнографических экспедициях по областям России, мастер-класс по плетению вологодского кружева.

Выезжая в регионы...

Ещё одна традиция секции, на этот раз непосредственно относящаяся к научно-исследовательской работе, — Конкурс на лучший доклад, ежегодно проводимый во время заседания Секции на Ежегодной Конференции РБА. Призы бывают разными — оплата победителям участие в специальных семинарах, стажировка в РГБИ, посещение ведущих библиотек и музеев Москвы.

Секция выступает организатором межрегиональных семинаров, на которых специалисты из разных городов России обмениваются опытом, обсуждают специфику работы отделов по искусству и библиотек искусствоведческого профиля. Курск, Новосибирск, Вологда, Углич, Мышкин, Ярославль, Владимир, Архангельск — это далеко не полный перечень городов, в которых проходили семинары.

Проблематика семинаров выбирается с учётом особенностей региона и пожеланий конкретной библиотеки. РГБИ выполняет функцию координатора, формируя их программы, принимая участие в подготовке и проведении, выступая с основными докладами ^

-143/

#10 [172] *2012

Одним из самых интересных и содержательных мероприятий такого рода, выходящих за рамки сугубо библиотечной проблематики, стал семинар «Малые города - большие бренды: сотрудничество библиотек и музеев в формировании и продвижении имиджа территории» (2008). Он был организован РГБИ совместно с Ярославской ОУНБ им. Н. А. Некрасова, проходил в нескольких городах — Ярославле, Угличе и Мышкине и собрал более 30 специалистов из московских библиотек разного уровня и ведомственной принадлежности, коллег из региональных, муниципальных и музейных библиотек России, представителей администрации городов Мышкин и Углич. Центром встречи стали проекты и комплексные мероприятия, реализуемые библиотеками для развития, поддержки и сохранения культурного наследия регионов.

Один из наиболее интересных про-

Выставка «Художественное творчество биб-

лиотекарей». Модельеры и их модели.

ектов, озвученный на семинаре, — Музей ямщика, созданный по инициативе Гав-рилов-Ямской межпоселенческой ЦБ. Это яркий пример того, как краеведческая работа библиотеки становится визит-

ной карточкой территории. Другой показательный пример — выставка церковной книги из Углича, организованная московской библиотекой искусств им. Боголюбова. Выставка продемонстрировала, что библиотеки могут успешно транслировать культуру малых городов, вводить её в культурное пространство страны. Специалисты РГБИ презентовали на семинаре CD проект «

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «Культура. Культурология»