научная статья по теме СОЕДИНЕНИЕ НАУКИ И ИСКУССТВА Науковедение

Текст научной статьи на тему «СОЕДИНЕНИЕ НАУКИ И ИСКУССТВА»

СОЕДИНЕНИЕ НАУКИ И ИСКУССТВА

«Трудно было рисовать научную иллюстрацию и создавать художественный образ, исполняя эти столь различные задачи одной и той же рукой, проверяя теми же глазами. Невольно одно направление влияло на другое», — признавался график, скульптор-анималист и живописец Василий Ватагин, в своих произведениях удивительно точно запечатлевший мгновения жизни зверей и птиц. Наиболее полно этот пласт творчества художника представлен в Государственном Дарвиновском музее, где он работал и с которым сотрудничал на протяжении 40 лет.

Вера УДАЛЬЦОВА, заведующая сектором изобразительного искусства Государственного Дарвиновского музея, заслуженный работник культуры РФ

Портрет В.А. Ватагина. 1960. Из фотоархива Государственного Дарвиновского музея.

В. Ватагин. Трудные годы. Дарвиновский музей в 1919 г. Фанера, масло. Слева — таксидермист Ф. Федулов, изготавливающий чучело страуса, на переднем плане — Н. Ладыгина-Котс с экспериментальным макаком по имени Дези.

В. Ватагин. Трудные годы. Дарвиновский музей в 1919 г. Фанера, масло. Слева — помощница Н. Ладыгиной-Котс, рядом с ней В. Ватагин, рисующий экспериментальных попугаев, справа — А. Котс с фолиантами, вдали у окна — А. Ватагина (супруга художника) пишет акварели с изображениями насекомых.

В биографических источниках находим такие сведения: Василий Ватагин (1883/84—1969), заслуженный деятель искусств РСФСР, народный художник РСФСР (1964), действительный член Академии художеств СССР (1957); лауреат Сталинской премии третьей степени СССР (1952) за анималистические скульптуры в дереве, металле и терракоте, лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина. Преподавал в Московском высшем художественно-промышленном училище (1963—1968 гг.). В штате Государственного Дарвиновского музея был с 1922 по 1940 г., затем — с 1959 по 1961 г., но сотрудничать с ним он начал с самого его основания, т.е. с 1907 г. Поэтому наряду с зоопсихологом Надеждой Ладыгиной-Котс и таксидермистом Филиппом Феду-ловым по праву считается сооснователем Дарвиновского музея.

«С глубоким чувством изумления...» — так называлась выставка, организованная в нашем музее в 2008 г., приуроченная к 125-летию Василия Ватагина. Экспозицией «Скульптура, графика и живопись В.А. Вата-

гина» эту дату отметила в своих стенах и Государственная Третьяковская галерея (Москва). В ее залах посетители увидели прежде всего замечательную коллекцию деревянной скульптуры: образы представителей коренных народов Дальнего Востока, выполненные художником на основе зарисовок 1928—1929 гг., портреты его родных и друзей и, конечно, фигуры животных, полные пластического великолепия и выразительности. Но, кроме этого, взорам гостей предстали анималистические картины кисти Ватагина из собрания Дарвиновского музея. Широкой публике они были показаны впервые. И причина тому вполне прозаическая: из-за большого размера их невозможно было экспонировать в интерьерах нашего старого музейного здания. К открытию выставки полотна тщательно «подлечили», некоторым понадобилась еще и реабилитация в реставрационных мастерских Третьяковской галереи.

«Дебют» удался. Искушенные зрители одного из ведущих художественных музеев страны, особенно юные ценители искусства, приняли живопись Вата-

Фламинго. 1946. Фанера, масло.

Пума канадская. 1946. Фанера, масло.

гина с большим энтузиазмом. Надо отдать должное и сотрудникам выставочного отдела галереи: картины были размещены очень удачно: на фоне стен различных оттенков зеленого цвета во всем великолепии разворачивалось разнообразие животного мира. Экспонировались здесь и работы, «премьера» которых состоялась несколько раньше — на международной анималистической выставке «Ноев Ковчег» в марте 2003 г. в Центральном выставочном зале «Манеж» Санкт-Петербурга, где они произвели сильное впечатление на посетителей, о чем можно судить по их отзывам.

В Третьяковской галерее была представлена и анималистическая графика Василия Ватагина. От изображений, датированных 1908 г., и в наши дни, спустя век, не оторвать глаз. Да, они были задуманы как научные иллюстрации, но в итоге получились художественные произведения, на которых запечатлены и красота животных, и моменты их загадочной жизни. Многие из этих работ выполнены по заказу зоолога, основателя и первого директора Дарвиновского музея Александра Котса и заложили основу нашей ныне богатой коллекции предметов изобразительного искусства.

Отступая от основной темы, отмечу: в дни юбилейной выставки Ватагина в залах Третьяковской галереи проходила другая, посвященная творчеству выдающегося русского художника Владимира Боровиковского (1757—1825) — вереница портретов царственных особ, представителей знатных дворянских фамилий, духовных лиц. Тщательно выписанные мантии, жемчуга, ордена, бархатные камзолы, шелковые платья, тяжелые шали и воздушные платки... Мы, сотрудники естественно-научного музея, конеч-

но, понимали: в соседних залах посетители увидят совсем других «героев» и контраст будет велик. Волновались: не разочаруются ли? Не утомят ли их многочисленные изображения обезьян, попугаев, страусов, лебедей, китов, дельфинов? Правда, в мире зверей и птиц тоже есть «царственные особы» — львы, орлы, однако анималистический жанр традиционно не вызывает тех эмоций и зрительского интереса, что исторические и жанровые сцены.

К счастью, наши опасения не подтвердились — к Ватагину пришел благодарный зритель, и мы искренне порадовались за него еще и потому, что при жизни ему изрядно доставалось от критиков за приверженность к изображению животных. Успех, пусть и запоздалый, был заслуженной наградой мастеру. В одном из лучших художественных музеев России к патриарху отечественной анималистики пришло признание не только как скульптору, но и как живописцу. Это был праздник «Третьяковки в биологии», как когда-то шутливо назвал Дарвиновский музей Александр Котс.

Заметим, что сложность признания Ватагина-художника заключалась в том, что по образованию он был зоологом. Отсюда происходило напряжение во взаимоотношениях с коллегами по цеху, переходившее в отторжение его творчества. Неприятие усугублялось еще и тем, что он стал убежденным анималистом. Между тем это — самый древний жанр в истории искусства, о чем часто почему-то забывают.

Когда шло обсуждение предстоящего совместного проекта, у сотрудников Третьяковской галереи, разумеется, были сомнения. Работы Ватагина отбирали квалифицированные эксперты: руководители выставочного и реставрационного отделов, хранители живописи и скульптуры XX в. Им предстояла оценка

практически незнакомого среза творчества знаменитого скульптора. Но просмотрев почти всю живопись и значительную часть графики, они не разочаровались в увиденном. Мы не услышали от них, что это не художественные произведения, а учебно-наглядные пособия или зоологические рисунки. Реставраторы Третьяковской галереи, устранявшие имевшиеся на картинах повреждения, по их собственному признанию, работали с удовольствием.

Следует отметить, Ватагин учился живописи у Константина Юона (1875—1958), признанного мастера пейзажа, театрального художника, теоретика искусства, а главное — блестящего педагога, открывшего целую плеяду талантов: в числе его учеников

скульптор Вера Мухина, живописец Роберт Фальк, график Владимир Фаворский.

В 1902 г. Ватагин окончил гимназию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. С первого курса началась его совместная деятельность с выдающимся зоологом и зоогеографом, одним из зачинателей отечественной орнитологии Михаилом Менз-биром (академик АН СССР с 1929 г.). На тот момент юноша связывал свое будущее с профессией художника-иллюстратора зоологических и других научных изданий. На втором курсе ему удалось поступить в студию Юона. От него Василий Алексеевич впервые услышал о принципах техники, теории рисунка и

живописи, о тоне, композиции: «.и я мог сознательно отнестись к тому, что делал раньше «по чувству». Ощущение цвета и формы становилось осознанным восприятием. Разумеется, это осознание восприятия и понимание цвета и формы, их практическое осуществление развивались всю жизнь, но поиски собственного направления, напутствие в искусство я получил от Юона».

Константин Юон воспевал природу России. Особого внимания в его лирических пейзажах удостоились снег и солнце. Он создавал солнечные, мажорные по эмоциональному настроению полотна. Его творческая манера сочетала черты импрессионизма с традициями русского реализма второй половины XIX в. При этом художник не «растворял» натуру в световом потоке, а открывал мир, залитый солнцем в его четких очертаниях. Конечно, Ватагин не стал буквальным преемником учителя, но все это, несомненно, оказало огромное влияние на его анималистическую живопись, представленную в нашей коллекции.

Под руководством Василия Ватагина в первой четверти ХХ в. начала складываться московская анималистическая школа, причем ее представители трудились не только в стенах Дарвиновского музея. Их знания о животных опирались помимо непосредственных наблюдений и на серьезную научную основу. Последнее было продиктовано тем, что сам Ватагин, как уже сказано, получил сначала биологическое образование, а уже потом стал художником-анималистом. Характерная черта творчества таких мастеров — глубокое изучение зверя или птицы с естественно-научных позиций и лишь затем воссоздание реалистического образа. В их творчестве явно просматривалось объединение науки с искусством. Идея

такого союза в стенах естественно-исторического музея в начале ХХ в. была поистине уникальной и не утратила своей эксклюзивности и в наши дни.

В залах Государственного Дарвиновского музея главные идеи эволюционного учения раскрываются не только посредством натурных экспонатов, но и с помощью графики, живописи, скульптуры. По инициативе и непосредственном участии Александра Котса был создан уникальный фонд изобразительного искусства. Картины и скульптуры, став важными дополнениями к чучелам, моделям, муляжам, коллекциям насекомых и раковин, позволяют наглядно не только проиллюстрировать, но и разъя

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком