научная статья по теме СОЛИДАРНОСТЬ, ИНТЕГРАЦИЯ, КОНЪЮНКЦИЯ Социология

Текст научной статьи на тему «СОЛИДАРНОСТЬ, ИНТЕГРАЦИЯ, КОНЪЮНКЦИЯ»

Новые идеи в общественном сознании и социальной практике

© 2015 г.

О.А. КАРМАДОНОВ

СОЛИДАРНОСТЬ, ИНТЕГРАЦИЯ, КОНЪЮНКЦИЯ

КАРМАДОНОВ Олег Анатольевич - доктор философских наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Иркутского государственного университета (E-mail: karmado@yandex.ru).

Аннотация. Проанализированы концепции феноменов консолидации и интеграции в современной социальной науке. Показывается, что исследования данных явлений носят зачастую дискретный характер, упускается из вида их основная цель - социальное воспроизводство общества. Изложена авторская модель "потоковой" консолидации. На этом основании формулируются подходы к социальной конъюнкции как родовому феномену, исчерпывающему собой содержательные и морфологические аспекты "соединительных" явлений в обществе в их статике и динамике.

Ключевые слова: социальная солидарность • потоки консолидации • социальное воспроизводство • социальная конъюнкция • конъюнктивные практики

Социальная солидарность в социологии. Проблематика социальной солидарности и интеграции общества - традиционный объект внимания в социальной науке. Фундаментальный социологический вопрос о том, что делает общество возможным, по необходимости поднимает тему социальной консолидации. В классический период развития социологии данной проблемой активно занимались О. Конт, согласно которому социальная солидарность создается постоянным распределением труда; Э. Дюрк-гейм, также считавший солидарность обусловленной возрастающей функциональной специализацией; К. Маркс и Ф. Энгельс, доказывавшие, что солидарность при капиталистическом укладе есть не что иное, как выражение стремления господствующего класса представить свой интерес как общий для всех членов социума; М. Вебер, рассматривавший проблематику социальной интеграции через призму социального действия. Характерно, что тему связи социальной консолидации и социального воспроизводства поднимал ещё Ч. Дарвин. В труде "Происхождение человека и половой отбор" он указывал, что мораль и альтруизм есть результат и условие социальности, и главный фактор воспроизводства общества.

В социальной теории XX в. сложилось несколько основных направлений категоризации проблематики социальной интеграции. В структурном функционализме

По материалам проекта "Социальная консолидация современного российского общества: системы, ресурсы и перспективы", 2014-2016. Госзадание Минобрнауки РФ № 28.64.2014/К.

Т. Парсонса, как и в символическом интеракционизме Г. Блумера, интеграция является феноменом, с одной стороны, объективированного характера, с другой стороны -динамичным явлением, обусловленным повседневными взаимодействиями акторов, выступающими главным условием воспроизводства социальной системы. В феноменологической социологии А. Шютца солидарность выступает априорным, социально предопределенным феноменом. Для Ю. Хабермаса солидарность - основа ориентированного на взаимопонимание действия. П. Бурдье видит основы социальной интеграции в создаваемых доминирующей группой сложно структурированных символических комплексах и одновременно обращает внимание на значимость социального капитала для общей социальной консолидации.

Тема социальной солидарности чрезвычайно активно обсуждается в современном зарубежном обществознании, где исследователи руководствуются мотивами, связанными с тревогой по поводу проблем с социальной интеграцией, и задаются вопросами о возможных направлениях повышения уровня социальной консолидации и в "благополучных" странах. По Дж. Александеру, основаниями интеграции современного общества могут являться только осознанные рефлексивные стремления людей к возможно более справедливому обществу [см.: Alexander, 2006]. Вместе с тем Алек-сандер отмечает двойственную природу консолидации, когда интенсивная групповая солидарность сопровождается враждебностью и действиями исключения по отношению к другим группам (см.: [Alexander, 2011]). Не что иное, как обеспокоенность ослаблением социальных связей лежит в основе ставшего классическим труда Р. Патнэма "Боулинг в одиночку", в котором автор доказывал, что американское общество стоит на пороге социальной дезинтеграции, обусловленной возросшими отчуждением, индивидуализмом и взаимным равнодушием (см.: [Putnam, 2000]). Впоследствии Патнэм, впрочем, несколько скорректировал своё мнение: социальная солидарность в американском обществе резко возросла после террористической атаки 11 сентября 2001 г., что, однако, распространяется не на все сегменты социума - этнические и расовые меньшинства, по мнению социолога, не столь увлечены идеей и практикой консолидации Америки, которой, тем самым, по-прежнему угрожает раскол на "две нации" -активную и зажиточную белую часть и малообеспеченные цветные меньшинства (см.: [Putnam, Sander, 2010]).

Проблема социальной консолидации вызвала к жизни в западном обществоведении и такие концепты, как "коммунитарианизм" А. Этциони [Etzioni, 1996], "третий путь" Э. Гидденса [Giddens, 1998], "кооперативный мьютуализм" К. Карсона [Carson, 2007], "солидаризм" Э. Тирьякьяна [Tiryakian, 2009], "ассоциативная демократия" П. Хёрста [Hirst, 1994], "прагматичный коммунитарианизм" К. Сирьяни [Sirianni, Friedland, 2001] и другие концепты, включая такие оксюмороны, как "свободный коллективизм" и "кооперативный индивидуализм". Важно то, что все эти концептуализации отражают самый живой интерес к проблематике социальной солидарности.

Необходимо отметить и то обстоятельство, что теоретические находки зарубежных исследователей часто не остаются в виде некоего академического изыска, а выходят в социальный мир, воздействуя на него серьезным образом. Это относится к Р. Патнэму, организовавшему при Гарвардском университете "Семинар Сагуаро", где концепция социальной консолидации, принявшая лапидарную форму максимы "вместе -лучше", обсуждается разными социальными кругами и становится основой различных социальных инициатив (см.: URL: http://www.bettertogether.org). То же можно сказать и об организации "Коммунитарианистская Сеть" ("Communitarian Network"), созданной А. Этциони в 1993 г. и являющейся сегодня влиятельным объединением экспертов и политиков. Общеизвестно значение для социально-экономического развития современной Великобритании концепции "Третьего пути" Э. Гидденса, повлиявшей на внутреннюю экономическую политику кабинета лейбористов, равно как и на социальную политику других европейских правительств, оказавшихся перед вызовами глобального капитализма. Тем самым, проблема социальной консолидации осознана в западном обществоведении, трактуется в качестве одной из приоритетных задач, получает свое

развитие в виде различного рода экспертных объединений и общественных инициатив. По словам американского социолога С.П. Олинера, "Сегодня идеи альтруизма, заботы, сочувствия, социальной ответственности и любви получают, наконец, должное внимание в социальной науке. Это проявляется, например, в форме публичной социологии, то есть, той, которая помогает смягчить социальные проблемы, вместо умножения числа статей, обреченных пылиться на полках. В мире, всё ещё полном болезней, насилия, бедности и ненависти, есть отчаянная потребность в социологии и других социальных науках, которые проводили бы исследования, имеющие практическую значимость для создания общества, более заботящегося о своих членах" [Oliner, 2010: 5].

Обращает на себя внимание и актуализация специализированных аспектов проблематики интеграции. Так, социальную солидарность в связи с процессами региональной интеграции рассматривает Роза Сьерра. Исследователь на примере Латинской Америки доказывает, что из двух концептов - "демократической солидарности" и "гражданской солидарности" последняя является наиболее обещающей для использования в нормативном политическом дискурсе лидеров стран этого региона, вступающих в интеграционные отношения между собой [Sierra, 2013].

Проблематика интеграции правовой системы (на примере Европейского Союза) рассматривается таким автором, как Ирина Домурат (Исландия). Исследователь доказывает, что солидарность является важнейшей идеей, на которой основана европейская интеграция. Лиссабонские соглашения концептуализировали эту идею в следующих измерениях: солидарность между государствами-членами ЕС, между государствами и индивидами, между поколениями. Автор отмечает, вместе с тем, что общеевропейская солидарность развита в различной степени в различных областях права. Наиболее продвинута она в сфере социально-экономических законов и наименее - в областях относительно новых для правового порядка ЕС: солидарность в случае природных катастроф, солидарность с будущими поколениями [Domurath, 2013].

Британская социолог Мишель Лэм исследует возможности формирования солидарности разделенных сообществ Северной Ирландии. На основе эмпирических данных Лэм высказывает предположение, что интеграция данных этнокультурных сообществ возможна на путях "перекрывающих" ценностей, таких, как правозащитная деятельность, создающая особый тип лояльности и солидарности, при котором ослабляется этнокультурная и конфликтная составляющая [Lamb, 2013].

Продолжают разрабатываться различные теоретические аспекты солидарности. Так, с точки зрения американского исследователя Эври Колерса, действие "заодно" не то же самое, что действие в солидарности. В первом случае люди действуют, по его мнению, во имя каких-то целей, случайно разделяемых с другими людьми, в то время как второе предполагает совместное действие вне зависимости от того, согласен ли индивид с целями, которые ставит перед собой группа. Как считает данный автор, главная привлекательность солидарности в том, что она служит механизмом, подтверждающим принцип автономии, позволяя людям свободно определять границы справедливости и принимать на себя ответственность за её утверждение [Kolers, 2012].

Солидарность в контексте общественной морали рассматривается другим американским исследователем Адамом Кёртоном. По его мнению, быть солидарным с другими - значит быть объединенным с другими нормами общественной морали, выработанными совместно и являющими

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком