научная статья по теме Соотношение и взаимодействие традиций и инноваций в общественном развитии Биология

Текст научной статьи на тему «Соотношение и взаимодействие традиций и инноваций в общественном развитии»

УДК 300. 31

СООТНОШЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ

Стовба Андрей Владимирович,

соискатель степени кандидата философских наук, ассистент кафедры философии и социально-экономических наук

Бирская государственная социально-педагогическая академия г. Бирск, Россия Stovbaav2006@rambler. ru

В статье исследуются понятия: традиция и инновация. Анализируется их соотношение и взаимодействие.

Ключевые слова: традиция; инновация; традиционализм; культура; общество.

INTERRELATION AND INTERACTION OF TRADITIONS AND INNOVATIONS IN SOCIAL DEVELOPMENT

Andrey Stovba,

Competitor for the candidate degree of Philosophical Sciences, Assistant of Philosophy, Social Research and Economic sciences Department

Birsk State Social Pedagogical Academy, Birsk, Russia Stovbaav2006@rambler. ru

In this article we investigate the concepts of "tradition" and "innovation" and their interrelation and interaction.

Keywords: tradition; innovation; traditionalism; culture; society.

Современный этап развития общества характеризуется кардинальными переменами, связанными с кризисным положением сформировавшихся к настоящему времени поликультурных традиций, их переходом к инновационному состоянию и модернизационным обновлением социально-культурной сферы. Сегодня изучение единства, взаимосвязи и взаимодействия традиций и инноваций, как базовых механизмов социокультурного развития общества, является важной и актуальной проблемой в отечественной философской науке.

В философии разграничивают как сторонников традиции, представляющих направление традиционализма, или «линию Парменида», так и приверженцев инновации, образующих направление антитрадиционализма, или «линию Гераклита». Также необходимо выделить направление

критического традиционализма, синтезирующее, сближающее приверженцев этих двух диаметрально противоположных позиций и реализующих точку зрения компромисса приверженцев традиций и сторонников инноваций.

Сторонники традиции основываются на априори традиционности самой природы человеческого бытия, мироздания и религии, и отрицают саму потенциальную возможность возникновения инноваций. Данное направление рассматривает появление инноваций, как непосредственную угрозу обществу.

В XX веке ярко выраженное следование традициям подчеркивается, прежде всего, представителями социологической школы. Ими критикуется чрезмерная «фетишизация инноваций» и их навязывание современному обществу. Сторонники традиций - консерваторы, традиционалисты позиционируют рецептивно-апологетическое философское направление и отрицают любую возможность появления инноваций и каких-либо изменений в обществе.

Проблемы традиций, их социальную сущность в отечественной науке рассматривали С.А. Арутюнов, Э.А. Баллер, А.А.Батура, Б.М. Бернштейн, С.К. Бондырева, Ю.В. Бромлей, И.А. Быченкова, В.Б. Власова, М.Г. Завьялов, Н.С. Злобин, В.М. Каиров, Ю.А. Левада, В.Н. Лев-кович, В.А. Малинин, Э.С. Маркарян, И.В. Носова, В.Д. Плахов, Н.С. Сарсенбаев, Ю.Н. Сафонов, А.Г. Спиркин, И.В. Суханов, Л.С. Сычева, Д.М. Угринович, А.К. Уледов, и др.

Инновация, как философская категория, в научных исследованиях стала рассматриваться относительно недавно и еще требует своего обстоятельного анализа. Подходы к инновации как феномену культуры были сформированы в работах Ю. Лотмана, Н.А. Хренова, Л.Н. Когана, Л.Г. Ионина, В.Д. Плахова, С.А. Арутюнова, Т.А. Мазаевой, М.А. Сухановой, В.Л. Абушенко и др.

На наш взгляд, традиции и инновации должны рассматриваться диалектически как социокультурные феномены в их единстве и противоположности, борьбе старого и нового, сохранения и отрицания, соотношения наследуемого и создаваемого, преемственности и обновления, прогресса и регресса. Ведь взаимосвязь между традициями и инновациями выражается такими объединяющими свойствами, как: симметричность, взаимовлияние, взаимообратимость, взаимообусловленность, воспроизводство, взаимовозврат, взаимопереход и взаимопроникновение, стихийность.

В то же время некоторые свойства данных категорий исследователи разграничивают. Например, в основном только традиции присущи такие параметральные характеристики, как: стабильность, однородность, государственность, духовность, гоммогенность, онтологичность, соборность.

В свою очередь, инновациям присущи такие характеристики, как: цикличность, подвижность, динамичность, открытость, стохастичность, нелинейность, гибкость, труднопредсказуемость, адаптируемость, универсальность, глобализм, альтернативность, интегративность и др.

Важным моментом современной социально-философской проблематики соотношения «традиции-инновации» является исследование влияния традиций на инновации при двух противоположных случаях, а именно: когда регрессивная форма традиции становится тормозом для развития и прогресса общества, или в случае, когда следование традициям не противоречит появлению инноваций. Если рассматривать составляющие традиции, то необходимо отметить, что одна часть традиции является адаптируемой, подвижной к инновационным изменениям в обществе, другая составляющая традиции составляет консервативную сторону, тормозящую общественное развитие.

Само существование традиций в обществе и следование традиционализму неизбежно предполагает инновационную динамику. Конечно, традиция может сама изменяться, развиваться под воздействием инновации, что подразумевает использование динамического подхода и учет в философском анализе таких не всегда превалирующих свойств в составе традиции, как подвижность и творческое начало. Данный подход позволяет выделить среди всего спектра существующих традиций так называемые «старые» и «новые» традиции, которые в свою очередь по-разному взаимодействуют с инновациями.

В этой связи Н.В. Перчун справедливо отмечает, что «традиции постоянно должны развиваться. Лишь развивающиеся под влиянием исторического процесса традиции могут приносить пользу обществу. Неразвивающиеся традиции тормозят развитие человечества» [1, с. 147-154.] Необходимо подчеркнуть, что в отечественных научных публикациях свойство динамичности традиции стало рассматриваться только с начала 80-х годов прошлого века.

Традиции служат критерием, определяющим и фиксирующим пределы расширения и принятия инноваций, и могут исключать случайные инновации и узаконивать другие. Традиции являются своеобразным инструментом отбора и проверки инноваций, который эффективно производит выбор и унификацию инноваций из числа всех возможных.

Традиции и инновации могут взаимопроникать друг в друга и наделять свою форму каким-то иным, отличным от предыдущего состояния качеством. Происходит так называемое традиционно-инновационное обогащение общества. Приспособительный процесс традиций происходит таким образом, что одни традиции изменяются и преобразовываются, другие отмирают и выбраковываются.

Справедливо замечено исследователями: существующие в настоящее время традиции, в свою очередь, когда-то были инновациями. Ведь «любая традиция - это бывшая инновация, и любая инновация - в потенции будущая традиция... И то, что мы видим как инновацию, либо не приживется в культуре, отомрет и забудется, либо приживется, со временем перестанет смотреться как инновация, а значит, станет традицией» [2].

Традиции, представляемые в прошлом инновациями, могут существовать при двух следующих обязательных условиях. Во-первых, должен пройти довольно продолжительный временной период для реализации результатов появившихся инноваций. Во-вторых, необходимы убедительные доказательства использования инноваций и их практической реализации несколькими поколениями человечества. В этом то и проявляется одно из существенных различий между традициями и инновациями: инновация реализуется в пределах одного поколения, соответственно, традиция - в течение нескольких поколений.

Таким образом, традиции и инновации являются составляющими единого социально-культурного процесса, который обеспечивает развитие общества. Необходимо отметить, что в современном обществе доминируют креативные поликультурные процессы, которые вытесняют традиции, обогащая своим инновационным содержанием образовавшееся пространство. Еще одной характерной чертой взаимодействия традиций и инноваций является то, что в последнее десятилетие инновации становятся традициями намного быстрее, чем в прошлые века.

В последнее время проблематика взаимодействия традиций и инноваций особенно ярко выражена в дискуссиях ученых-исследователей по поводу широкого использования новых форм коммуникации, информационных, компьютерных, нано-технологий и Интернета, нетрадиционных источников энергии, применения Большого адронного коллайдера (БАК), генной инженерии, клонирования и биотехнологий, внедрения результатов Болонской конвенции об образовании. В связи с вышесказанным особенно примечательны здесь слова Й. Хейзинга, который писал: «Тщеславная и безустанная погоня за чем-то абсолютно новым и отвержение старого с порога лишь потому, что оно старое - эта установка, типичная только для незрелых и пресыщенных умов. Здоровый дух не боится брать с собой в дорогу весомый груз ценностей прошлого» [3].

Существование традиции предполагает соперничество между прошлым и будущим, где прошлое конкурирует с инновацией. Образно говоря, сама жизнь общества - есть противоречивое единство традиций и инноваций. Традиции и инновации могут быть двумя противоположными диалектически связанными сторонами единого процесса развития общества. С одной стороны традиции и инновации не могут сосуществовать друг

без друга, и в то же время они являются антиподами, антитезами, врагами друг другу, и стремятся уничтожить друг друга. Поэтому важно изучать взаимодействие традиции и инновации и учитывать элементы их органического и сбалансированного сочетания.

Итак, традиции и инновации не существуют отдельно друг от друга и неотделимы друг от друга. Они представляют собой взаимообусловленные философские категории, которые определяют тренд развития современного общества. Конечно, свойства и характеристики категории «традиция» и категории «инновация» имеют качественно различный характер, но в то же вре

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком