научная статья по теме Соотношение мотива танца и стиля (к вопросу об интерпретации балетной темы в изобразительном искусстве конца XIX - нач. Xx вв. ) Науковедение

Текст научной статьи на тему «Соотношение мотива танца и стиля (к вопросу об интерпретации балетной темы в изобразительном искусстве конца XIX - нач. Xx вв. )»

Искусствоведение Театральное искусство

Портнова Т.В., кандидат искусствоведения, доцент

СООТНОШЕНИЕ МОТИВА ТАНЦА И СТИЛЯ (К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

БАЛЕТНОЙ ТЕМЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ КОНЦА XIX - НАЧ. XX вв.)

Для понимания предмета нашего исследования - темы танца (в основном балетного образа), бытовавшего в изобразительном искусстве конца XIX - нач. XX вв., и всей системы его построения в центре нашего исследования - вопрос стилистического творчества. Образ танца преломляется сквозь призму эстетики стиля. Понятие стиля не ограничивается изобразительным искусством - с одной стороны, танцем - с другой, а понимается как обобщенное художественное отражение своей эпохи, запечатленное в устойчивых материально-пластических структурах скульптуры, линейно-цветовых формах живописи и графики. Это своеобразный автограф исторического отрезка времени. Феномен стиля в данном случае можно понимать как определенную устойчивую, упорядоченную художественную систему, обладающую целостностью, элементы которой взаимосвязаны между собой. В этой художественной системе нас будет интересовать в первую очередь идейно-образное содержание и структура. Сложение общности образной системы стиля связано с образованием определенных изобразительных структур, использованием предпочтительных композиционных средств и устойчивых приемов художественной выразительности. Образ танца при этом во многих отношениях является исходной точкой, обозначающей начало тех или иных художнических поисков в его воплощении. Художественная практика утвердила стилевое многообразие и богатство формообразующих возможностей, способствующих созданию произведений на балетную тематику.

Стиль, как известно, категория историческая. Вне воспроизведения конкретно-исторических форм времени невозможно раскрыть конкретно-историческое и вместе типологическое содержание нашей темы.

Таким образом, мы вплотную подошли к осознанию стилевых доминант художественного процесса с тем, чтобы раскрыть содержательную основу стилевых поисков отдельных периодов, показать их внутреннюю взаимосвязь с поисками индивидуальными.

Во всем потоке стилей и направлений мотивы балета получили наибольшее распространение в античную эпоху, эпоху рококо, романтизма, импрессионизма, модерна, символизма, отчасти конструктивизма. Каждое из этих стилевых направлений возникало на разной исторической почве и существовало в совершенно определенных хронологических рамках, связанных с конкретным моментом в истории балета, с созерцанием и отражением этого сюжета. Стиль на этом уровне обнаруживает свою связь с методом, и это одна из существенных черт для системного изучения проблемы.

Поскольку произведения на балетную тему в том или ином стиле создаются не одним художником, а рядом мастеров, и поскольку каждый из них имеет свой собственный подход к теме, мы находим у них поразительный по своей конкретности материал для изучения индивидуального стиля каждого из мастеров.

Стиль - не только совокупность приемов, органично выражающих замысел. Стиль несет в себе идею образности, он - критерий художественности. Художественность произведений изобразительного искусства на тему танца обусловлена тем, что в них постижение эстетического материала совпадает с эстетическим осмыслением его художником. Можно сказать, что в самом материале - балете структурно заложено объективно существующее эстетическое начало. Работа с таким материалом, как балет, требует тонкого профессионального мастерства и опыта, умения создавать в произведениях изобразительного искусства, художест-

венные модели и структуры, адекватные первоисточнику. Произведения искусства, посвященные балету, принадлежащие разным стилям и направлениям, представляют широкую возможность, с одной стороны, ознакомиться с изобразительной стороной, с пластической культурой изображения, а с другой - сопоставить стили изображения танца с параллельными (сходными) или контрастными явлениями стилей самого балета. Тем самым изучение таких изображений в разрезе соотношения стилей не замыкается в собственных пределах одного из них, а имеет расширительный смысл и не отключается от вопросов типологии и структуры. Такая постановка проблемы позволяет обратить внимание на поразительное соответствие индивидуального стиля артиста и стиля художника или несовпадения по ряду позиций. Подход к её анализу определил принцип отбора художественных произведений. Среди показательных выбраны пары, близкие по времени (данное соответствие, как правило, появляется в один исторический период), иногда принадлежащие одному автору. Кроме того, попытка раскрыть схожесть индивидуальных стилей потребовала провести анализ произведений, принадлежащих разным эпохам. Соотношение мотива изображения танца и стиля эпохи может решаться на уровне совпадения или контраста, но в любом случае это сходство или противоположность между стилем самого танца и его изображением имеет не случайные устойчивые структуры.

Несмотря на то что танец и изобразительное искусство издавна связаны узами тесной дружбы и с изображением танца, человека в танце мы встречаемся уже на заре существования человечества с древнейших времен, были доминирующие периоды, предрасположенные к запечатлению его образа. Так, величие и безмерная красота пластического человеческого тела - тема, постоянно манящая к себе художников Античности.

В Древней Греции богиня танца, рожденная греческой мифологией, юная Терпсихора, была хотя и младшим, но равноправным членом семейства муз, а античная философия первой отметила огромное значение хореографии. По словам древнегреческого писателя Лукиа-на, танец «воспитывает, обучает и уравновешивает душу... изощряет вкус прекраснейшим зрелищем... дивной гармонией и обнаруживает общую красоту души и тела».1 Эту чисто эстетическую и воспитательную функции танец выполнял в далекие времена и нашел отражение в античном искусстве. Обращаясь к художественным вещам, созданным в этот период (У11-1Х вв. до нашей эры), можно говорить о глубоком интересе греческого мастера к конкретному образу танца. Танцующая «Вакханка» (Менада) Скопаса - работа первой трети 4 в. до н.э., уже обнаруживает те выразительные средства, которые свойственны только развитому балетному искусству. Связь с балетом здесь проявляется через характер телодвижения, сложную пластику, через жест, через богатую гамму душевного состояния.

Скульптуры «Ника» Поэния, «Ника самофракийская», танцующие «Менады» Лисиппа -вот далеко не полный перечень античных произведений круглой пластики, где танцевальное движение является основным мотивом, раскрывающим содержание произведения. Не только круглая скульптура, но и рельеф, вазовая и фресковая живопись Др. Греции и Рима свидетельствуют о том, что танцевальная пластика была элементом осознанного художественного мышления. Великое античное наследие называют образцовым, классическим. В человеческой природе сосредоточилась для художника высшая мудрость, высшая сила и высший порядок. Известна также строгость силуэта и чистота линий классического танца. Подобная параллельность не случайна для феномена культуры, она указывает на общность стилевых явлений.

Л.Р. Нелидова, рассматривая классический танец, подчеркивала: «Вся школа балетного искусства, со времен Новерра, основана на изучении античных образцов, статуй, фресок (но, конечно, не этрусских ваз и гротесских сцен греческих амфор). Все аттитюды, арабески, известные положения головы, корпуса, рук и ног, - все это плоды тщательного и кропотливого изучения классического мира и легли в основание так называемой школы балетного искусства»2.

Тут нужно подчеркнуть, что изобразительное искусство Античности воспринималось танцем в эстетической традиции, формирующейся по законам красоты, - как идеал, образец и норма. Отсюда сам классический балет теперь видится словно изваянный прекрасным резцом, эстетически возвышается. С одной стороны, формула античного стиля не могла быть близкой самому греческому танцу с его дионисовскими настроениями и вкусами, так и его художественному отображению. С другой стороны, именно балет был тем видом танца, который с особой остротой ощутил всю силу и мудрость классического миросозерцания и всю невозвратимость античного мироощущения. Его генезис искал прекрасных классических форм, проникал своей мечтой в душу античных вещей, желая их совершенства.

Теперь обратимся к стилям барокко и рококо, пройдя мимо глухих времен Средневековья, когда танец исчезает в изобразительном искусстве, лишь в эпоху Ренессанса он появляется вновь, давая некую трансформацию античного стиля.

Барокко - общеевропейский стиль XVIII века, пышный и шумный, насыщенный движением, контрастами света и тени, мирным соседством натуралистических и декоративных моментов, чувственностью и экспрессией, казалось, сам содержал стихию танца. Театрально-танцевальные сюжеты не столько по своему содержанию, сколько по композиционно-стилистическому видению населяли произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Украшенные с расточительной роскошью барочные интерьеры стали оболочкой и фоном блестящих пригородных торжеств. Богато орнаментированные штукатурные потолки, мраморные стены, позолота, зеркала, скульптура и картины создавались опытными художниками. Используя законы оптической перспективы, они иллюзорно изображали на гладких стенах барочные колонны, карнизы, аркады и медальоны, а также населяли плафоны сонмом танцующих античных божеств, восседающих или парящих на живописных небесах. Эти монументально-декоративные композиции имеют, как правило, общую идейную концепцию и опосредованный характер в создании идейно-художественного образа танца. Они участвуют в раскрытии образа сооружения, выявляя специфику его объемно-пространственной композиции. Мотив танца подчиняется общим идейно-художественным задачам. Стремясь достигнуть сильного эмоционального впечатления, художники специально разрушали представление о структуре, выдавая ощущение нереальных возможностей конструктивного решения. Разрывая фронтоны, раскреповывая антамблементы, закручивая стволы колонн, он

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком