научная статья по теме Соотношение понятий «Правовой порядок» и «Позитивное право»: цивилистический аспект Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «Соотношение понятий «Правовой порядок» и «Позитивное право»: цивилистический аспект»

УДК 347.1:340.13

Соотношение понятий «правовой порядок» и «позитивное право»: цивилистический аспект

М.А. ГРИГОРЬЕВА, кандидат юридических наук, судья Арбитражного суда Красноярского края

Отрицая возможность отождествления позитивного права с правопорядком, автор настаивает на том, что рассмотрение правопорядка с позиций системного подхода дает основание для наглядного представления о его соотношении с позитивным правом. При изучении правопорядка в качестве системы позитивное право предстает одним из элементов этой системы.

Ключевые слова: правопорядок, правоотношение, публичный правопорядок, права, обязанности, нормы права, правомерное поведение.

Parity of concepts «the legal order» and « the positive right»: civil aspect

Grigorieva M.

Denying an opportunity of an identification of the positive right with law and order, the author insists that the consideration law and order from positions of the system approach gives the basis for evident representation about his parity with the positive right. By consideration law and order as system the positive right is one of elements of this system.

Keywords: law and order, legal relation, public law and order, rights, duties, norms of law, legal acts.

синоним установленного порядка в общественной жизни людей (правопорядка)... Гражданское право как правопорядок регулирует отношения между людьми (лицами)»3.

Это мнение, по всей видимости, разделял и И.А. Покровский. Определения понятию «правопорядок» он не давал, но контекст, в котором он употреблял термин, позволяет прийти именно к такому выводу. «Одно из первых и самых существенных требований, которые предъявляются к праву развивающейся человеческой личностью, является требование определенности правовых норм, — писал И.А. Покровский. — Если каждый отдельный человек должен подчиняться праву, если он должен приспособлять свое поведение к его требованиям, то. первым условием упорядоченной общественной жизни является определенность этих требований. Всякая неясность в этом отношении противоречит самому понятию правопорядка и ставит человека в весьма затруднительное положение: неизвестно, что исполнять и к чему приспособ-ляться»4. Очевидно, что, говоря о детерминированности правовых норм, цивилист имел в виду определенность правопорядка.

Основатель нормативизма Г. Кельзен, а также его последователи — представители Вен-

1 О контекстуальных определениях см.: Гетманова АД. Логика для юристов: Учеб. пособие. — М., 2005. С. 64. Как признается в логике, «всякий отрывок текста, всякий контекст, в котором встречается интересующее нас понятие, является в некотором смысле неявным его определением. Контекст ставит понятие в связь с другими понятиями и тем самым косвенно раскрывает его содержание» (Ивин АА. Логика: Учеб. — М., 2004. С. 88).

2 Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. — СПб., 2000. С. 158.

3 Синайский В.И. Русское гражданское право. — М., 2002. С. 53.

4 Покровский ИА. Основные проблемы гражданского права. — М., 1998. С. 89.

Термин «правопорядок» относится в правоведении к числу наиболее часто употребляемых, однако обозначаемое им понятие общепризнанного определения не имеет. Цивилисты ограничиваются использованием данной дефиниции, причем в различных контекстах. Поэтому для того, чтобы составить представление о цивилистическом понимании правопорядка, нам придется оперировать контекстом, в котором ученые употребляют данный термин, т. е. рассматривать так называемые контекстуальные определения1.

Одним из вариантов трактовки понятия, сложившихся еще в дореволюционный период, является отождествление правопорядка с позитивным правом. По этому поводу Л.И. Петра-жицкий отмечал: «В психике публики и юристов имеется прочная ассоциация двух идей: "права" и "порядка", так что, например, вместо слова "право" весьма обычно применение выражения "правопорядок" (КесМвоМт1^)»2. В цивилистике такое понимание четко прослеживается у В.И. Синайского, который рассматривал термины «положительное право» и «правопорядок» как синонимы и полностью отождествлял гражданское право с гражданским же правопорядком: «. положительное право есть

ской школы права А. Меркль, А. Фердросс — создали учение, обосновавшее указанный подход. Г. Кельзен начинает исследование правопорядка с установления значения термина «право» и приходит к выводу: «Если мы сравним предметы, которые в разное время у разных народов обозначались словом "право", то обнаружим, что во всех случаях речь идет о порядке человеческого поведения»1. На основе этого путем логических рассуждений он выводит постулат, в соответствии с которым «"порядок" — это система норм, единство которых зиждется на том, что они имеют общее основание действительности (Geltungsgrund), а основание действительности нормативного порядка... составляет основная норма, из которой выводится действительность всех норм, относящихся к этому порядку. Отдельная норма есть норма права, если она относится к определенному правопорядку, а она относится к определенному правопорядку, если ее действительность покоится на основной норме этого поряд-ка»2. Лейтмотивом рассуждений Г. Кельзена является утверждение: «Нормы правопорядка регулируют человеческое поведение», т. е. на место термина «право» правовед ставит дефиницию «правопорядок», стирая всякое различие между ними.

А. Меркль на основе теории права Г. Кельзе-на развил учение о ступенчатом образовании права и построил картину правопорядка, в которой юридические нормы располагаются в строгой иерархии. Каждая норма высшего порядка определяет, кем и как может быть установлена норма низшего порядка. Вместе с тем любая норма низшего порядка является более конкретной, чем расположенные выше нормы. При изменении от высших норм к низшим происходит все большая конкретизация, которая в конечном итоге приводит к индивидуализации.

«На каждой ступени, согласно учению Мегк1, — разъясняет М.М. Агарков, — установление нормы является, во-первых, актом исполнения по отношению к вышестоящей норме, во-вторых, актом создания права. Особое положение занимают высшая и низшая ступени. Высшая ступень является только актом создания права, но не актом исполнения, так как нет вышестоящей нормы, на основании которой была бы образована высшая ступень. Низшая ступень представляет собой чистый акт исполнения»3.

Хотя М.М. Агарков и утверждал, что в цивилистику данное учение проникало с большим трудом, в высказываниях самого ученого трудно уловить какое-либо различие между правопорядком и позитивным правом: «Правопорядок существует для того, чтобы регулировать отношения лиц, порожденные фактами, действительно имевшими место и признанными в качестве основания возникновения, прекращения и изменения правоотношений», — писал М.М. Агарков4. По всей видимости, такое же понимание демонстрировал и О.А. Красавчиков, который, рассматривая вопрос об антисоциальных сделках, указывал: «Не относится к числу антисоциальных сделка, заключенная под влиянием обмана, хотя государству, конечно, далеко не безразлично, насколько соблюдается гражданами правопорядок, и в частности те его элементы, которые определяют порядок совершения сделок»5. Но, как известно, отношения лиц регулируются нормами, нормами те или иные жизненные факты признаются юридическими фактами и нормами же определяется порядок совершения сделок.

В современных цивилистических работах также можно встретить отождествление правопорядка с позитивным правом. Так, Р.С. Бев-зенко пишет: «Трудно объяснить, почему последний российский Гражданский кодекс не содержит норм, регулирующих отношения по поводу владения и его защиты особыми средствами... Во всяком случае, выпадение из нашего правопорядка владельческой защиты. отнюдь не свидетельствует о прогрессивности последнего в части защиты прав и интересов участников гражданского оборота»6. По этому высказыванию трудно определить, что конкретно автор понимает под гражданским правопорядком, но по его логике, если бы ГК РФ содержал нормы, регулирующие отношения по поводу владения и его защиты особыми средствами, то российский правопорядок содержал бы владельческую защиту.

Первым недостатком такого подхода, сразу же бросающимся в глаза, следует назвать удвоение смысла термина, даже двух терминов: и позитивного права, и правового порядка. Второй недостаток заключается в неполноте данного представления. То, что позитивное право дает определенный порядок расположения правовых норм, сомневаться не приходится. А если мы обратимся к существу этих норм, то полу-

1 Чистое учение о праве Ганса Кельзена. К XIII конгрессу Международной ассоциации правовой и социальной философии (Токио, 1987): Сб. переводов. Вып. 1 / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев, Н.Н. Разумович. — М., 1987. С. 24.

2 Там же.

3 Агарков М.М. Избранные труды по гражданскому праву: В 2 т. Т. II. — М., 2002. С. 340.

4 Он же. Основы банковского права: Курс лекций. Учение о ценных бумагах: Научное исследование. — М., 2007. С. 206.

5 Советское гражданское право: Учеб.: В 2 т. Т. 1 / Под ред. О.А. Красавчикова. — М., 1985. С. 243.

6 Бевзенко Р.С. Защита добросовестно приобретенного владения в гражданском праве: Дис. ... канд. юрид. наук. — Саратов, 2002. С. 5.

длительного исторического развития, что в целом ряде случаев, оценивая поведенческие акты, суд руководствуется обычаями или правосознанием, своими представлениями о должном; если учесть, что в истоках европейской юриспруденции лежит римское частное право, а, по словам С.А. Муромцева, «римские юристы мыслили свое право как живой порядок жизни, как известное сочетание множества казусов; самые нормы их имели характер казуальных решений»4, то неудивительно, что правосознание не ограничивается писаным правом и расширяет смысл термина, недаром венская школа права не видела различий между нормой и актом ее исполнения. «Правовая норма может быть не только общей, но и индивидуальной, — пояснял по поводу учения А. Мерк-ля М.М. Агарков. — Сущность нормы заключается в том, что она в качестве долженствования противопоставляется сущему. Долженствование может быть выражено как в общ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком