научная статья по теме СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ СУВЕРЕНИТЕТА И ДЕМОКРАТИИ В ИСТОРИИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ СУВЕРЕНИТЕТА И ДЕМОКРАТИИ В ИСТОРИИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ СУВЕРЕНИТЕТА И ДЕМОКРАТИИ В ИСТОРИИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

ДМИТРОВ Иван Сергеевич,

аспирант кафедры правоведения Академического международного института. E-mail: kalininaleksei@yandex.ru

Краткая аннотация: статья посвящена восприятию национального государственного суверенитета в условиях современной глобализации, а также исторической ретроспективе данного вопроса. Цель статью - показать историческую изменчивость теоретического восприятия государственного суверенитета, а так же невозможность отказаться от национального суверенитета государства в современных условиях.

The article is devoted to the perception of national sovereignty in the modern conditions of globalization, as well as historical retrospective of this issue. The purpose of the article is to show the historical variability of theoretical perception of state sovereignty, as well as the inability to give up national sovereignty in the modern world.

Ключевые слова: национальный суверенитет; глобализация; политический суверенитет; юридический суверенитет; правосубъектность государства.

National sovereignty; globalization; political sovereignty; legal sovereignty; the legal personality of the state.

Государства, будучи первичными субъектами международного права, не просто участвуют в международных отношениях, но конституируют их, насыщая взаимоотношения между странами неотъемлемыми принципами, которые пронизывают всевозможные аспекты межгосударственного сотрудничества. Однако никакое взаимодействие на внешней арене было бы невозможным, если бы стороны находились в неравном и подвластном положении по отношению друг к другу. Ставя перед собой задачу «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи»1, мировое сообщество возвело принципы суверенного равенства и уважения государственного суверенитета

в ранг основополагающих и основных принципов

2

современного международного права .

Термин «суверенитет» происходит от латинского - эирегатиэ, перешедшего в старофранцузское - Боуегетэ, т.е. «высочайший,

1 Устав Организации Объединенных Наций // Международное публичное право: сборник документов / Сост. К.А. Бекяшев, Д.К. Бекяшев. М., 2009. С. 61.

2 Бекяшев К.А. Принцип уважения государственного суверенитета - основополагающий принцип общего международного права // 1_ехКиз8юа. 2008. № 4. С. 913-928.

полнейший, верховный», что уже само по себе предусматривает наличие некой независимости и автономности власти3. В теоретическом же плане формирование концепции государственного суверенитета берет свое начало в XVI в., когда французский философ и юрист Ж. Боден ввел в политико-правовой оборот этот термин. Указанный автор, выступил с развернутой, ставшей классической концепцией, в рамках которой суверенитет понимался как «самая высшая, абсолютная и постоянная власть над гражданами и подданными в политическом сообществе». Ж. Боден поставил в центр своей концепции суверена, т.е. носителя государственной власти. По его мнению, «король не может дать себе закона или командовать собой, король не может быть подданным своих законов»4. Таким образом, Ж. Боден называет суверена «хозяином закона». Религиозное происхождение власти в рамках этой концепции получает широкое обоснование и свидетельствует, что суверенитет не произведен ни от кого, кроме Бога. Как

3 Пастухова Н.Б. Государственный суверенитет: вчера и сегодня. М., 2010. С. 19.

4 Bodin J. Les six livres de la Republique. Paris, 1986. P. 126-128.

следствие, суверенитет становится единым, неделимым, постоянным, неограниченным и над-законным. Как пишет С.М. Шахрай, «Жан Боден пошел дальше ранних систематиков положительного права французской монархии, у которых власть короля ограничена не только религиозной рамкой, но также и самостоятельностью судебных решений парламента и неотчуждаемыми привилегиями дворянства»1. Стоит отметить, что уже тогда философом рассматривался не только внутренний, но и внешний аспект проблемы: вовне суверенитет отражал независимость от папской и императорской властей, торжество национального государства. В этой связи, указанная концепция, также получившая название «вестфальская» (по имени одноименного мирного договора 1648 г.), и на долгое время воцарилась в международных отношениях.

В дальнейшем идея государственного суверенитета подверглась серьезным изменениям, включающим в себя и естественно-правовые элементы (Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо), и этатистский подход (Т. Гоббс), и принцип народного суверенитета (И. Кант), и доктрину суверенитета-абсолюта (Г. Гегель), а также обоснование суверенитета как правового понятия (Г. Еллинек). Сегодня вопросы суверенитета ни в коей мере не потеряли своей актуальности, и, как представляется, именно современное международное право не дает угаснуть, имеющим место здесь спорам.

Как свидетельствует история, суверенитет по своему происхождению есть категория политическая, лишь впоследствии превратившаяся в правовую. Так, по мнению И.Д. Левина, «суверенитет является наиболее политическим из всех юридических принципов»2. Под субъектом, обладающим суверенитетом, в наиболее общем смысле часто понимается, прежде всего, высшая власть, стоящая на вершине властной иерархии. При этом суверенитету отводится роль «оформления юридической рационализации политической власти, которая стремится трансформировать подлинную силу в законную власть, политическую власть - в правовую»3.

1 Шахрай С.М. Конституционное правосудие в системе российского федерализма. СПб., 2011. С. 21.

2 Левин И.Д. Суверенитет. СПб., 2003. С. 11.

3 Современный политологический словарь. М.: Издательский дом Ы^аВепе, 2000. С. 862.

Словарь международного права определяет суверенитет государства как «полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающую всякую иностранную власть на его территории, а также как неподчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия (как правило, на основе взаимности)»4.

А. Кассезе в своем труде «Международное право» называет суверенитет всеобъемлющей категорией и включает в его состав следующие полномочия и права: 1) право распространять свою власть на всех лиц, находящихся на территории государства оно, по мнению ученого, является «квинтэссенцией суверенитета»; 2) право свободно использовать и контролировать территорию, которая находится под юрисдикцией этого государства, и осуществлять любые необходимые действия, необходимые для населения, проживающего в его рамках; 3) право, гарантирующее, что ни одно государство не станет вторгаться на территорию другого государства (jus excludendialios, или «право исключения других»); 4) право на иммунитет от юрисдикции иностранных судов от действий, осуществляемых в рамках суверенитета другого государства, и на исключение действия мер, направленных на использование публичной собственности или активов, в рамках выполнения этим государством публичных функций; 5) право на иммунитет для представителей государства, действующих в рамках своей правоспособности; 6) право на уважение к жизни и имуществу лиц, представляющих государство за его пределами5.

Возможность «добровольного согласия» на ограничение суверенитета подтверждает И.Д. Левин, который выделил здесь два возможных случая. Так, в первом случае речь идет «об изменении в содержании общего понятия суверенитета в связи с развитием международного права»6. Во-вторых, суверенитет может быть ограничен ввиду лишения (хотя бы на основании договора) какого-либо государства тех

4 Словарь международного права. М.: Международные отношения, 1986. С. 388-389.

5 Cassese A. International law. Oxford University Press, 2005. P. 49-52.

6 Левин И.Д. Указ. соч. С. 84.

или иных прав, безусловно вытекающих из суверенитета. По мнению И.Д. Левина, эти ограничения могут пойти настолько далеко, что «от суверенитета останется лишь призрак, тень, jus nudum («голое право»)» .

С другой стороны, ограничение суверенитета дает жизнь всему международному праву, так как оно, по сути, и было основано на согласовании воль акторов международных отношений по закреплению обязательных правил поведения, для всех, кто принимает такую обязанность. Л. Оппенгейм в своем труде «Международное право» полагал, что «суверенитет как нечто исключающее зависимость от какой-либо власти другого государства уже есть независимость. Он является внешней независимостью, поскольку дело касается свободы действий государства за пределами его границ во взаимоотношениях с другими государствами». Но этот же автор отмечает и то, что «независимость не есть неограниченная свобода государства делать все, что ему угодно. Один тот факт, что государство является членом семьи народов, ограничивает его свободу действий по отношению к другим государствам, по той причине, что они не должны вмешиваться в дела других государств»2.

Вопрос о соотношении суверенитета и международного права, сохраняя свою актуальность, не может быть назван изобретением последних лет. И.Д. Левин, задававшийся этим вопросом, отмечает, что «международное право и суверенитет не только совместимы, но и представляют собой логически необходимую корреляцию, предполагают друг друга»3. Исторически в цепочке этого логического предположения суверенитет занимает первичную позицию, во-первых, только наличие суверенитета позволяет государствам использовать международное право, а во-вторых, как пишет С.В. Черниченко, «международное право не наделяет государства суверенитетом, но основывается на признании суверенитета»4. Но с течением времени и при помощи международного права развитие концепции суверенитета постепенно стало смещать

1 Левин И.Д. Суверенитет. СПб., 2003. С. 85.

2 Оппенгейм Л. Международное право. Т. 1. М., 1948. С. 260-261.

3 Левин И.Д. Указ. соч. С. 117.

4 Черниченко С.В. Международное право: современные теорети-

ческие проблемы. М., 1993. С. 150.

вектор с внутренних на внешние аспекты. Подтверждением тому можно считать слова профессора Базельского университе

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком