научная статья по теме СОСТЯЗАНИЯ НА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ПРАЗДНИКАХ В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СОСТЯЗАНИЯ НА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ПРАЗДНИКАХ В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2004, № 2, с. 30-39

СОСТЯЗАНИЯ НА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ПРАЗДНИКАХ В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ

© 2004 г. М. В. Скржинская

Институт археологии НАН Украины, Киев

Почти каждый более или менее значительный греческий праздник сопровождался соревнованиями поэтов, музыкантов и атлетов, а также конными бегами. Эта часть праздника, называемая аго-ном, служила у эллинов особой формой почитания богов и героев (Андреев, 1998. С. 189). Даже такой специфический праздник, как Элевсинские мистерии, заключался разнообразными состязаниями (Pind. Ol. IX, 98, 99; Латышев, 1997. С. 208). Недаром Платон, предлагая законы для идеального государства, писал, что там следует организовать надлежащие празднества с определенными жертвоприношениями и агонами; кроме того, философ считал необходимым посылать как можно больше граждан участвовать в играх на четырех главных панэллинских праздниках в Олимпии, Дельфах, Немее и на Истме (Plat. Leg. VII, 835b; XII, 950e-951a).

Самые знаменитые праздники славились своими агонами. О соперничестве трагических и комических поэтов на Великих Дионисиях в Афинах знали во всех греческих государствах; эти состязания положили начало театральному искусству, завоевавшему в эллинистический период весь эллинский мир. Высшей наградой для музыканта был приз на Пифийских играх в Дельфах, а каждый атлет мечтал о победе на празднике Зевса в Олимпии.

Одна из характерных особенностей религии и культуры греков состояла в проведении празднеств, называвшихся панэгериями, т.е. всенародными собраниями (Нильссон, 1998. С. 133-138). Они играли важнейшую роль в жизни эллинов; именно здесь греки ощущали свое этническое единство. Активными участниками шествий и жертвоприношений были не только устроители праздника, но и некоторые гости, а на большинстве мусических, атлетических и конных состязаний выступали представители многих городов.

Главными среди панэгерий считались упомянутые выше четыре общегреческих праздника, на которые собирались эллины из большинства государств; менее крупные панэгерии привлекали участников в основном из ближайших областей. Торжества проходили у святилища бога или героя, к нему шли многолюдные процессии и совершались жертвоприношения, а затем несколь-

ко дней посвящалось агонам, занимавшим на многих праздниках большую часть времени. Организация шествий, жертвоприношений и сопровождавших их ритуалов, а также игр осуществлялась тем государством, на территории которого собиралась панэгерия. Область, где шел праздник, считалась в это время священной, поэтому никто не имел права вторгаться туда с оружием. В греческих государствах объявлялось священное перемирие (е К8%£гр{а) на достаточно продолжительный срок, чтобы все могли беспрепятственно прибыть на праздник. Конечно, варвары не соблюдали этого правила, но случалось, что и греки им пренебрегали. Например, в 420 г. до н.э. спартанцам запретили участвовать в Олимпиаде, потому что они во время священного перемирия осадили город Лепрею в Элиде, где были назначены игры. По свидетельству Элия Аристида (XXII, 7), никогда не нарушалось лишь священное перемирие перед Элевсинскими мистериями.

Многие государства стремились организовать празднества по образцу четырех прославленных древних панэллинских игр; они следовали программам этих празднеств и вручали сходные призы. Например, на этолийских Сотериях был учрежден музыкальный агон, как на Пифийских играх, а конный, как на Немейских; на Никефориях в Пергаме установили состязание музыкантов, как на Пифиадах, а конный и атлетический, как на Олимпиадах (Алмазова, 1997. С. 41, 42).

В Северном Причерноморье к числу панэгерий, по-видимому, принадлежал праздник с агонами на Тендровской косе, называвшейся в древности Ахилловым Дромом (Кубланов, 1957. С. 222-231). Там находилось святилище героя, почитавшееся моряками, плававшими по Понту Евксинскому (1РЕ I2. № 328-332). Праздник устраивало Оль-вийское государство. В декрете II в. до н.э. говорится, что состязания в честь Ахилла были установлены по предсказанию Пифии (№Е I2 № 34), поэтому есть основания думать, что ольвийский праздник принадлежал к числу "равных Пифий-скому" (1 аотсибшг) и сопровождался сходными агонами, на которые съезжались граждане разных греческих государств. В надписи сказано лишь о конных ристаниях, во время которых следовало возглашать декрет с похвалой доблести Никерата;

он погиб при нападении врагов на эллинов, возвращавшихся с Ахиллова Дрома (Толстой, 1918. С. 81). Это сообщение - яркий пример игнорирования варварами греческих соглашений о перемирии.

Если проводить аналогию не только с программой агонов, но и с названием игр в Дельфах, именовавшихся Пифиями или Пифиадами, то ольвий-ский праздник назывался Ахиллеями или Ахилле-адами. Как любая панэгерия, они проводились раз в несколько лет, обычно летом или весной в период наиболее безопасного судоходства, когда корабли обеспечивали бесперебойную связь между всеми греческими государствами. Промежуток между Олимпийскими и Пифийским играми составлял 4 года, а между Истмийским и Немейски-ми - 2 года. Срок начала праздника определялся по местному лунному календарю, не совпадавшему с хронологическими исчислениями в большинстве других городов. Например, Олимпийские игры приходились то на конец июня, то на начало июля, так как главный день праздника должен был совпадать с полнолунием в священном месяце, который начинался с новолуния, ближайшего к летнему солнцестоянию (Колобова, Озерецкая, 1958. С. 15). Поэтому, начиная с V в. до н.э., устроители панэгерий отправляли корабли с феорами, священными послами, которые объезжали греческие города и приглашали на праздник, сообщая точную дату его начала. По надписям известно, что феоры, приглашавшие на Пифийские игры в Дельфах, посещали Ольвию, Херсонес и Боспор (МИС № 12-14). Вероятно и ольвиополиты перед Ахиллеями посылали феоров в разные города.

О том, как сами греки ценили панэгерии, хорошо сказал оратор Исократ (Paneg. IV, 43, 44): "Справедливо хвалят основателей всенародных празднеств за переданный нам обычай заключать перемирие и, прекратив возникшие раздоры, собираться в одном и том же месте; после совместных обетов и жертвоприношений мы вспоминаем о родстве, существующем между нами, сохраняем на будущее более дружественные чувства, укрепляя старые и создавая новые связи взаимного гостеприимства. Пребывание здесь полезно и простым людям, и атлетам: когда собираются эллины, одни показывают свои дарования, другие наслаждаются этим зрелищем. Равнодушным не остается никто" (Перевод К.М. Колобовой).

Агоны на праздниках в античных городах Северного Причерноморья, как и всюду, проводились по определенным правилам, которые все участники обещали не преступать. К сожалению сейчас об этих уставах ничего не известно кроме того, что на большинство местных праздников, как и всюду, допускались только граждане своего государства, либо лица, обладавшие исополити-ей, т.е. равными правами. Это было записано в декрете об исополитии Милета и Ольвии (Syll3.

№ 286). В уставы состязаний наряду с разнообразными местными отличиями входили общепризнанные пункты. К агонам допускались только полноправные граждане; так как выступление на празднике считалось служением божеству, все участники должны были быть богобоязненными людьми, не иметь судимостей, не быть уличенным в аморальном поведении и нечестных поступках. Кроме того, давалось обещание не прибегать к незаконным приемам, не убивать противника, не подкупать судей и не спорить с ними. За особо тяжкие нарушения изгоняли с игр, за прочие полагались штрафы. В Олимпии на эти деньги были поставлены статуи Зевса (Paus. V, 21, 15).

В атлетических и конных агонах состязались только мужчины. Редкое исключение составляли некоторые женские праздники на Пелопоннесе. Павсаний (V, 16, 2) описал соревнование девушек в беге на празднике Геры в Олимпии. Иногда женщины принимали участие в самых знаменитых му-сических агонах. В 134 г. до н.э. певица из города Кумы "достойно славила бога" Аполлона на Пи-фиадах (Герцман, 1995. С. 157), а на Истмийских играх Аристомаха из Эретрии дважды победила, исполняя эпические поэмы (Plut. Mor. 675 B).

Так как агоны на Ахилловом Дроме, вероятно, в основном повторяли состав состязаний на Пи-фийских играх, следует сказать об их программе. Агонистическая часть Пифиад начиналась с муси-ческих состязаний, включавших выступления хоров, певцов, солистов на кифаре и аулосе; в эллинистический период к ним присоединились поэты и драматурги (Plut. Mor. 674 D,E). Спортивные соревнования включали все традиционные виды античной агонистики. В античной литературе лучше всего описаны различные виды конных ристаний (Paus. X, 7). Видимо, им на Пифиадах придавалось исключительное значение; правда, и на других играх конные бега выделяли особо ценными призами. Судя по упомянутой ольвийской надписи, конские скачки на Ахилловом Дроме считались наиболее престижным видом соревнований, потому что перед ними в присутствии наибольшего количества зрителей провозглашали самые почетные постановления, к числу которых принадлежал декрет Никерата.

Конные состязания на Пифийских играх ярко и подробно изображены в "Электре" Софокла (ст. 689-755). Хотя поэт повествует о мифических временах, когда на колеснице выступал Орест, стихи трагедии детально обрисовали картину бегов, которые видел сам драматург. В забеге участвовало десять колесниц из разных государств.

Метнули жребий, стали по порядку, Как им по жребью место указали Блюстители. Вот звук трубы раздался -Бег начался. Возницы с громким криком Поводьями стегнули скакунов, И понеслись со скрипом колесницы

По пыльному ристалищу вперед. Вначале вкупе были все, но каждый На волю рвался, не щадя бича, Чтоб миновать передней колесницы Чеку и ржущих головы коней, И каждому четверки задней жар Затылок жег, и брызги белой пены, И спину и колеса покрывали. Искусно бег свой направлял Орест: Всегда вплотную огибал он мету, Давая волю пристяжному справа И левого отвагу укрощая

(Перевод Ф.Ф. Зелинского).

Затем описывается, как несколько колесниц столкнулись и разбились, и п

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком