научная статья по теме СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ЭТНИЧНОСТЬ БУРЯТ В ГОРОДСКИХ УСЛОВИЯХ Социология

Текст научной статьи на тему «СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ЭТНИЧНОСТЬ БУРЯТ В ГОРОДСКИХ УСЛОВИЯХ»

11. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998.

12. Радклиф-Браун А.Р. Сравнительный метод в социальной антропологии // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. СПб., 1997.

13. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. СПб., 1997.

14. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. СПб., 1996.

© 2003 г.

И.Г. БАЛХАНОВ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ЭТНИЧНОСТЬ БУРЯТ В ГОРОДСКИХ УСЛОВИЯХ

БАЛХАНОВ Иван Гаврилович - кандидат философских наук, доцент Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства (г. Улан-Удэ).

В данной статье предпринята попытка анализа проявлений этничности во взаимосвязи с социализацией личности в условиях городской цивилизации. В качестве объекта исследования представлены буряты, переехавшие в город Улан-Удэ в 60-70-е годы XX века. Наш основной тезис состоит в том, что социализация бурят в рамках формальных институтов советского общества в городских условиях вела к существенным изменениям в их этнической идентичности. Полагаем, что эта трансформация включает в себя целый ряд социально-психологических проблем, актуализирующих необходимость изучения социализации через призму аккультурации и модернизации. Это дает возможность яснее видеть возникающие противоречия в сфере межнациональных отношений. Например, такое явление, как сильная оскорбляемость при, казалось бы, недостаточных для этого основаниях, зачастую приводящая к межэтническим конфликтам, может стать, по нашему мнению, следствием догоняющей модернизации и социализации в условиях входа в другую культуру. Во всяком случае с подобным явлением приходилось неоднократно сталкиваться в ходе нашего исследования.

Принципы, методика и выборка исследования. В рамках качественного подхода мы использовали метод углубленного биографического интервьюирования и так называемой "кейс ста-ди" (case study), или изучение отдельного случая. Замысел заключался в том, чтобы достигнуть максимального уровня глубины и рефлексивности ответов респондентов. Данная технология интервьюирования позволяет определить поворотные пункты индивидуального развития, которые зависят от многих жизненных событий и проясняются лишь ретроспективно. Большинство ответов респондентов содержат личностные осмысления, выводы и оценки. Используя указанные методы, мы стремились через анализ автобиографических воспоминаний увидеть общую картину коллективной социализации. В число респондентов вошли те, чья первичная социализация состоялась в сельской местности в этнически гомогенной среде. Переезд в город на постоянное место жительства как фактор, модернизирующий сознание, произошел у респондентов в младшем школьном возрасте, т.е. на раннем этапе вторичной социализации. Средний возраст респондентов составил 43 года.

Учитывались два существенных момента, относящихся к критериям отбора. Во-первых, в выборку вошли люди старше 30 лет, так как технология интервью была рассчитана на способность к осмыслению личностью значимых для нее периодов жизни, на собственное импровизированное мини-исследование затронутых проблем. Во-вторых, исходя из целей исследования, факт первичной социализации респондента в бурятском селе и его последующая миграция в город, были основным критерием отбора. Мы считаем, что ни одно социально-психологическое событие в жизни большинства современных городских бурят не может быть понято, если не соотнести его с социализацией, проходившей во взаимодействии с русскими, которых на тот период в городе Улан-Удэ было подавляющее большинство.

В статье представлены наиболее симптоматичные случаи, характеризующие школьную, семейную и "уличную" социализации бурят. Всего нами было проведено 68 экспертных интервью в течение 1998-2000 годов в г. Улан-Удэ. В интерпретации собранного материала использовался метод анализа "человеческих документов", предложенный H.H. Козловой [1]. Предварительные итоги исследования были опубликованы в 1999 г. [2].

Модернизированный характер проявления этничности. Способность к самоидентификации является основным признаком человека Модерна, которая подразумевает такую степень индивидуализации личности, когда происходит смещение идентичности из родовой в социальную, когда личность не может и не желает соотноситься с традиционным сообществом. Автобиографии тех, кого мы относим к модернизированному типу этничности, показывают, что путь к формированию новой идентичности часто начинался с дизъюнктивных (неприязненных) чувств по отношению к людям - представителям своей группы. В подтверждение сказанному приведем отрывок из письма, которое предоставила нам одна из респонденток. Письмо адресовано родителям, отправлено из пионерского лагеря "Сибиряк" Селенгинского района в 1977 г. Отрывок приводится в соответствии с орфографией и пунктуацией источника: "Тут очень много деревенских. Они всегда грязные и трогают наши вещи... Мы с ними не играем и не разговариваем. Когда нет вожатово они говорят по-бурятски и смиются над нами".

Чего больше в этом примере - защитной реакции или же неприязни этой городской девочки к своим сельским сверстницам? Идентичность предполагает языковую компетенцию, а также комплекс жизнестилевых практик (от предпочтений досуга до стиля в одежде). Словом, когда человек относительно комфортно чувствует себя в каком-то окружении. В приведенном примере обнаруживаются несовпадения по целому ряду факторов - от языка до жизненного уклада (городского модернизированного и сельского традиционного). Употребление местоимения "мы" также характерно: мы - это городские. Этническая идентичность у них, городских, принимает новый коллективный образ, включающий структурированные социальные отношения.

Собранные нами эмпирические факты свидетельствуют о дестандартизации типичной биографии у бурят, отнесенных к модернизированному типу этничности на стадии перехода от детства к юности. Мы обнаружили у подростков высокий уровень биографической саморефлексии, включающей представление о возможных альтернативных путях взросления в новых городских условиях, желание не зависеть от родительского руководства и контроля и сильное эмоциональное отчуждение от традиционного окружения.

Процитируем одну из наших респонденток, которая вспоминала, как, будучи подростком, вместе с семьей (родителями и бабушкой), переехала жить в Улан-Удэ. Там, по ее словам, "родителей своих и бабушку я стеснялась знакомить с подружками, мне казалось, что они некультурные". По всей видимости, девочка ориентировалась на некий идеальный тип горожанина. И не трудно догадаться, что ее родственники мало соответствовали этому типу. Понятие "культурный" - это симптом Модерна: "Культурно одеться, культурно отдохнуть, сходить в кино или театр как культурные люди" и т.п. Слепое подражание (снобизм) не могло не присутствовать в поведении вчерашних сельских жителей, которые овладевали новой для себя культурой во внешних, имитационных формах. В данном примере девочка не желает быть действующим лицом "представления" и не прочь была бы взять на себя функции "режиссера", так как, очевидно, родительские "тактики слабых" были ей не по душе. Для нее наступило осознание необходимости и актуальности присвоения новой (городской) идентичности в целях успешной социализации в ином социальном мире, отличающемся от того, где происходила ее первичная социализация. Чтобы не потерпеть неудачу во взаимоотношениях с новым городским окружением, ей необходимо было выработать в себе навыки самоконтроля и воздержания на публичной арене от проявлений этнически обусловленного жизнестилевого и языкового поведения.

Выход из двойного, дискомфортного самоопределения виделся многим респондентам в принятии новой идентичности, которая, как видно из примера, стремится к целостности и объединяет в себе самые различные интернализированные (усвоенные) роли и установки, включающие и "стеснение" за своих соплеменников.

Школьная социализация и идентичность. Сценарий вторичной социализации, когда индивид входит в формальные институты общества (школу, вуз, производство), с одной стороны, предусматривает высвобождение индивида из традиционных связей, с другой, - предполагает взамен новые, обусловленные иными жизненными обстоятельствами. В городской среде место традиционных связей и социальных форм занимают вторичные институты, которые налагают неизгладимый отпечаток на биографию индивида. Причем институализация городских форм этничности происходит во власти внешнего управления и внешней стандартизации. В этом плане значительная роль принадлежит школьной социализации, связанной с расширением межэтнических кон-

тактов. В школьных стенах они происходят в ситуации лицом-к-лицу. Понятно, что формы этих контактов, как и характер формирования новой идентичности, зависят от установок, условностей, предрассудков, а также от обыкновенных человеческих эмоций.

Вот что вспоминает наш респондент по поводу вхождения в городскую систему среднего образования: "В тот год (1974 г. - И.Б.) мы переехали из Иволги в Улан-Удэ. Меня определили в 20-ю школу. Учительница, которая руководила нашим классом, постоянно стыдила меня, обвиняла в том, что я тихий, не инициативный. И хотя я учился не хуже других, тем не менее, она обращала внимание больше на мое внешнее поведение... Я был в то время обыкновенным деревенским бурятом. А у нас в семье вообще не принято было открыто выражать свои эмоции. И во многих бурятских семьях было так же. А ей (учительнице. - И.Б.) нравились полностью противоположные черты, которые присущи русскому народу (открытость, широкая душа и т.д.). В этих чертах нет ничего плохого, и я не это хочу сказать. Я о том, что, зачем это требовалось от меня, по сути еще ребенка? И сейчас, когда я вижу городских бурят с характерным поведением как бы "под русского", я могу безошибочно сказать (т.е. уверен в этом), что они, как и я, находились в школе под таким же психологическим прессингом. Теперь это, видимо, у нас в крови".

Из представленного материала создается впечатление, что субъективные признаки бурята воспринимались учителем чисто антропологически: как "не наши", не русские. Именно си

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком