научная статья по теме СОЦИАЛЬНАЯ КВАЗИРЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ? Социология

Текст научной статьи на тему «СОЦИАЛЬНАЯ КВАЗИРЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ?»

57. Тощенко Ж., Харченко С. Социальные настроения. М., 1996.

58. Тощенко Ж.Т. Возможна ли новая парадигма социологического знания // Социол. исслед. 1991. < 7.

59. Тощенко Ж. Теоретико-методологическое осмысление социального настроения как феномена современной общественной практики / Социология на пороге XXI века. Новые направления исследований. М., 1998; Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М., 2001.

60. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. М., 1992.

61. Циолковский К.Э. Космическая философия. М., 2001.

62. Юзвишин И.И. Информациология. М., 1996.

63. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. Земля в объятиях Солнца. Гелиотераксия. М., 1995.

64. Чижевский АЛ. На берегу Вселенной. Годы дружбы с Циолковским. Воспоминания. М., 1995.

© 2003 г.

Б.С. СИВИРИНОВ

СОЦИАЛЬНАЯ КВАЗИРЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ?

СИВИРИНОВ Борис Сергеевич - кандидат философских наук, доцент Сибирской академии государственной службы (Новосибирск).

Феноменологическая социология в трактовках социальной реальности, наверное, ближе всего находится к тому, что в современной литературе называют виртуальной реальностью. Широкое использование этого термина инициировано компьютерной инженерией, которая процессы и явления в компьютерных сетях обозначает как виртуальное пространство, в противовес реальному. Известно, что компьютер позволяет создавать миры, как бы "похожие" на реальный, а в перспективе почти похожие. Термин virtus имеет богатое семантическое поле, но в этом значении можно исходить из перевода как "возможный", "потенциальный" [1, с. 73].

Очевидно, феноменологическая социальная реальность имеет почти все атрибуты виртуальности, прежде всего - ее рефлексивную основу. Но это может быть и воображаемая, моделируемая реальность. Компьютерную виртуальную социальную реальность мы можем видеть на дисплее. В компьютерном варианте возможна социальная реальность "цивилизации", "городов", жизненных ситуаций и т.д. Но при всем текущем совершенствовании компьютерного моделирования "социальных реальностей" мы осознаем их упрощенность, а порой и условность. Другими словами, мы можем без затруднений отфиксировать их несоответствие с окружающим миром. Но свойством виртуальности обладает и вся наша повседневная жизнь. "Виртуальная реальность, являясь внутренним состоянием субъекта, может быть вызвана внешними причинами и внешними обстоятельствами (природными явлениями, компьютерными технологиями, искусством и др.) или внутренними причинами (например, внутренними ощущениями, соматическим состоянием). Вместе с тем, виртуальные состояния могут быть вызваны как независимыми источниками, так и собственными рефлексивными источниками посредством "самовозбуждения". Таким образом, виртуальная реальность субъекта способна к саморазвитию и на собственной базе, на основе саморефлексии (религия, теоретические исследования, математика, состояние психики субъекта)" [2, с. 44]. Многие

понятия и категории, которыми мы обозначаем процессы и явления социальной реальности, содержат признаки виртуальности. Так на "дисплее" нашего сознания социальная структура общества отображается каждый раз с разной степенью упрощения и в индивидуальной форме. Государство, к примеру, отображено в многообразии определений, образов, ассоциаций в сознании и эмоциях как "простых" людей, так и социологов. Любая сфера жизнедеятельности является объективным источником создания виртуалоподобных элементов социальной реальности. Как пишет Мануэль Кастельс: "Во всех обществах человечество существовало в символической среде и действовало через нее. Поэтому исторически специфичным в новой коммуникационной системе, организованной вокруг электронной интеграции всех видов коммуникации, от типографского до мультисенсорного, является не формирование виртуальной реальности, а строительство реальной виртуальности <.. .> реальность, так, как она переживается, всегда была виртуальной - она переживалась через символы, которые всегда наделяют практику некоторым значением, отклоняющимся от их строго семантического определения" [3, с. 351]. Можно говорить о виртуальной реальности искусства, науки, экономики, административно-управленческих систем и т.п. Человек жил, живет и будет погружен в феномен виртуальности.

Следует отметить некоторую некорректность использования термина "виртуальная реальность" применительно к социальной реальности. Это особенно видно с позиций феноменологической социологии. Поэтому я предлагаю пользоваться термином "социальная квазиреальность", хотя существует термин "симулякрум" [4, с. 11]. Но проблема для нас не столько в том, чтобы доказать наличие "виртуальных" реальностей и представить весьма сложный и малоисследованный механизм их формирования, а обратить внимание на проблему соответствия, адекватности этих квазиреальностей действительной реальности и возможности научной и практической реакции на этот феномен.

Символическая функция человеческого сознания вытекает из компенсирующе-адаптационного мышления. Сознание человека воспринимает ограниченное конечное число социальных явлений, в то время как окружающий мир богаче в своей реальности. Но и сознание творит больше смыслов и значений, чем воспринимает реально. Поэтому возникают системы символов, с помощью которых человек объясняет противоречивые фрагментарные сведения о реальном мире. Сложные системы символов формируют квазиреальность с ее локальными субреальностями.

Социальная роль символов - создавать замещение реальных предметов и явлений там, где они недоступны или малодоступны человеческому восприятию. Например, значительная часть нашего населения не воспринимает адекватно ни государственные органы, ни партии, ни депутатов, ни их сложные идейно-программные позиции. Но у каждой группы населения есть своя символическая квазиреальность со своим языком понятий и представлений. Используя "опорные" ключевые символы, доступные обыденному сознанию, кандидаты в депутаты могут более или менее удачно говорить на языке символов и знаковых понятий, доступных большинству населения.

Компенсаторная функция символических универсумов защищает человека от "предельного ужаса" перед непонятным, огромным и враждебным в жизни общества. "Символический универсум, - пишут П. Бергер и Т. Лукман, - классифицирует разные феномены в определенных категориях иерархии бытия, определяя сферу социального в этой иерархии" [5, с. 167]. Именно благодаря символическому универсуму как всеохватывающему социальному феномену, люди могут воспринимать целые области и сферы социальной реальности, компенсируя факт ограниченности сознания и органов чувств. Вот что пишут об этом П. Бергер и Т. Лукман:

"Символический универсум упорядочивает также историю. Он связывает коллективные события в единое целое, включающее прошлое, настоящее и будущее. По отношению к прошлому создается "память", объединяющая всех тех, кто социализирован в данной общности. По отношению к будущему создается общая система отсчета для того, чтобы индивид мог планировать свои действия. Так, что символический универсум соединяет людей с их предками и потомками в смысловом единстве, которое служит для

того, чтобы преодолеть конечность индивидуального опыта и сделать осмысленной человеческую смерть. И тогда все члены общества могут считать себя сопричастными смысловому универсуму, который существовал до их рождения и будет существовать после их смерти. Эмпирическая общность переводится в космический план и становится абсолютно независимой от превратностей индивидуальной судьбы" [5, с. 168-169].

Таким образом, "смысловой универсум" социальной квазиреальности является важным компонентом "социальной перспективы", которая выступает как результирующая форма двух видов объективации. Первый вид объективации проявляет себя в социально-практической сфере деятельности людей; второй - представлен квази-объ-ективными образами реальности, которые "независимы" от превратностей индивидуальной судьбы и судьбы социальных групп и общностей. Люди реагируют на эти "квазиобъективные" образы как на действительно реальные и поступают в соответствии с этими образами [6, с. 52]. Н. Смирнова верно подметила механизм формирования ква-зи-объективных образов через процедуру "отнесения к типу", отождествляемую с объективной интерпретацией. "Подобная интерпретация, - пишет Н. Смирнова, - конструирует мир готового опыта или "объективного смысла". Это готовые пред-суждения, пред-понимания. Они образуют устойчивый смысловой контекст, задающий готовые схемы интерпретации будущего опыта. Объективный смысловой контекст -ключевой термин для понимания природы социальности на уровне повседневной жизни. Сама же сфера повседневности выступает конечной областью значений обыденного языка и культурной символики" [7, с. 133]. Но если Н. Смирнова описывает ситуацию шока, когда человек после "пребывания" в сферах культуры, искусства и науки возвращается в повседневность, то, на мой взгляд, подобные ситуации встречаются в более широком поле социальных реальностей. Точно так же это может быть переход из "деловой сферы" в сферу семейных отношений и, наоборот, из сферы политической дискуссии (партийного митинга, собрания) в сферу другого, но также типизированного социального контекста. Причем "ситуация шока" не обязательна при подобных переходах. Парадокс в том, что многие люди обладают развитой способностью быстро адаптироваться, "переключаться", иногда просто отстраняться от только что пережитых чувств, эмоций и настроений, вписываясь в контекст новой реальности, предлагающей конъюнктурные формы поведения. Именно "виртуалоидность" социальных реальностей-ситуаций позволяет переходить от контекста к контексту. И чем проще и примитивнее образы-ситуации, тем легче это осуществить. Чаще всего это можно наблюдать в социальном поведении детей, когда ребенок искренне готов быть честным и слушаться родителей во время назидательной беседы, но тотчас забывает об этом, попадая в контекст социальной реальности общения с ровесниками. И у взрослых встречается подобное поведение, что лишь свидетельствует о значительной доле инфантилизма и отсюда безотв

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком