научная статья по теме СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ АНЕКДОТАХ Социология

Текст научной статьи на тему «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ АНЕКДОТАХ»

Kimmel A.J. Rumors and rumor control: A manager's guide to understanding and combatting rumors. N.J., 2004.

Knapp R.H. A psychology of rumor // The Public Opinion Quarterly. 1944. Vol. 8. №. 1. P. 22-37.

Renard J.-B. Denying rumours // Diogenes. 2007. Vol. 213. P. 43-58.

Rosnow R.L., Yost J.H., Esposito J.L. Belief in rumor and likelihood of rumor transmission // Language and Communication. 1986. Vol. 6. № 3. P. 189-194.

RosnowR.L., Esposito J.L., Gibney L. Factors influencing rumor spreading: Replication and extension // Language and Communication.1988. Vol. 8. № 1. P. 29-42.

Rosnow R.L. Inside rumor a personal journey // American Psychologist. 1991. Vol. 46. № 5. P. 484496.

RosnowR.L. Rumor and gossip in interpersonal interaction and beyond: A social exchange perspective // Behaving badly: Aversive behaviors in interpersonal relationships / Ed. R.M. Kowalski. Washington, 2001. P. 203-232.

Shibutani T. Reviewed work: The psychology of rumor. By G.W. Allport; L. Postman // The American Journal of Sociology. 1948. Vol. 53. № 4. P. 319-320.

Shibutani T. Improvised news: A sociological study of rumor. Indianapolis, 1966.

© 2015 г.

Н.И. БОБЫЛЕВА, Е.Н. ШОВИНА

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ АНЕКДОТАХ

БОБЫЛЕВА Надежда Игоревна - кандидат биологических наук, доцент Северного Арктического федерального университета, г. Архангельск (Е-mail: pur-navolok@ yandex.ru); ШОВИНА Елена Николаевна - кандидат философских наук, доцент Мурманского государственного гуманитарного университета (E-mail: shovina@yandex.ru).

Аннотация. Анализируются анекдоты о социальной работе в форме отражения представлений о специфике профессии. На основе контент-анализа выявлены основные сюжетные линии, действующие лица анекдота, типы возникающих отношений. Показано, как рефлексируются основные личностные и профессиональные проблемы социальных работников в общественном сознании, какие явления в процессе реализации специалистами ведущих задач своей профессиональной деятельности становятся объектом высмеивания. Осуществлена попытка конструирования образа социального работника, выявлено соотношение типов восприятия и оценки социальной работы (критического, нейтрального, позитивного).

Ключевые слова: социальная работа • социальный работник • клиент социальной работы • анекдот • профессиональный юмор

Социальная работа - профессиональная деятельность по социальной защите интересов, прав и свобод граждан, которая возникла в структуре трудовой сферы более двух десятилетий назад. Социальная работа обладает набором конституирующих и структурирующих признаков: содержание деятельности, стандартизированный перечень функциональных обязанностей, уровень требуемой подготовки, получение дохода, а также наличие социально-профессиональной среды (наличие профессиональных сообществ, лексики и этики, традиций и ритуалов). Особенностью деятельности

является ее "человеческая" ориентация, непосредственно-практический "помогающий" характер. Это определяет отношение различных социальных групп и институтов: клиентов, государства, общественных организаций, бизнеса и пр., что проявляется в различных формах официального (например, уровень оплаты труда, образования) и неофициального (престижность профессии, профессиональные взаимоотношения) характера.

Профессиональный юмор - своеобразная трактовка реальности, рефлексирующая социально-культурологические особенности формирования и специфики профессии, ее восприятие обществом. Это отражение субъективно комических качеств, особенностей и противоречий профессиональной деятельности. Мы исходим из следующих позиций: во-первых, в пространстве социально-значимой деятельности профессиональный юмор занимает особое место, выполняя специфические функции типизации и обобщения, трансляции профессионального опыта и контроля, психологической защиты, преодоления невротического состояния и релаксации, идентификации и самоидентификации, регуляции социальных отношений и пр. (см.: [Латышев, 2003; Анекдот.., 2002 и др.]). Во-вторых, наличие анекдотов, посвященных социальной работе, рассматривается авторами как качественный показатель ее успешного профессионального становления и развития, неофициальным признанием со стороны большей части общества ее права на самостоятельное существование, отграничение от других профессий, утверждение востребованности и значимости. В-третьих, профессиональный юмор позволяет рефлексировать изменения, происходящие с социальной работой, выявлять позитивные и негативные тенденции в развитии данного социального института и принимать действенные меры по устранению и предотвращению последних.

Анекдоты - это продукт коллективной рефлексии, своеобразная реакция на активно меняющийся социум и взаимоотношения в нем. Отражая мельчайшие изменения и противоречия, свойственные обществу, анекдот придает им гротескные формы и сбрасывает маску таинственности, мнимой значительности и важности. Соглашаясь с подходом М. Кагана, что в профессиональном анекдоте отражается в большей степени этическая составляющая, в которой "предметом художественного анализа являются человеческие отношения во всем многообразии их конкретных форм, стержень же их, как в самой жизни в ее повседневном течении - нравственные принципы взаимоотношений людей", анекдот становится "своеобразным художественно-ироническим зеркалом этого бытия" [Каган, 2002].

Анекдот обладает семантической многослойностью: одни из его значений лежат на поверхности, просты и понятны; другие - скрыты, требуют понимания изображаемого феномена. Как социальное и языковое явление анекдот может описываться с различных сторон: исторической, социологической, политологической, социолингвистической, психолингвистической и т.п. [Карасев, 1996; Анекдот..., 2002; Дмитриев, 1996; Дмитриев, 1998; Иванюшкин, 2006; Курганов, 1997; Шмелева, Шмелев, 2002; Ко-пылкова, 2006; Зубанова, 2012 и др.]. Исследователями отмечались такие его качества, как анонимность, устойчивость воспроизведения, необходимость соответствия контексту коммуникации, подвижность и пластичность, краткость, стереотипность содержания, проявляющаяся в пародировании представляемого феномена, экспрессивность, театральность и др. Анекдот является своеобразным "кривым зеркалом", позволяющим разрушить пафосность социальных феноменов, осуществить критическое переосмысление и продолжить конструктивное развитие.

Анекдот представляет собой продукт социального знания, отражающий закономерные и специфические черты той или иной профессии, передает устойчивое коллективное стереотипное знание о профессии: устойчивое, т.к. оно свойственно ей на протяжении длительного периода; коллективное - поскольку выработано не отдельным человеком, а сообществом людей, выполняющих различные социальные роли

в процессе осуществления социальной работы (клиент, администратор, социальный работник и др.); стереотипное, т.к. свойственно профессии в целом, отражающее доминантное представление, вне зависимости от локальных и региональных особенностей ее осуществления. Стереотипы одновременно выступают способами защиты профессиональных ценностей, правил и норм поведения, оправдания неудач, оказывают помощь в адаптации к профессии и пр. Наличие в анекдоте четкой семантической оппозиции "свои - чужие", "мы - они" позволяет очертить поле действия специалиста, способствует профессиональной самоидентификации. Анекдот, таким образом, - речевой жанр, подходящий для выявления особенностей профессиональной социальной работы и ее основного субъекта, представленного в общественном сознании1.

Цель статьи - выявить и охарактеризовать особенности образа профессиональной социальной работы, отраженные в современных российских анекдотах как форме общественного сознания. Достижение этой цели позволит не только осмыслить процессы профессионализации социальной работы, но и внести вклад в разработку проблем социологии профессий и профессиональных групп. Практическая ценность исследования заключается в возможности применения полученных результатов в процессе обучения студентов социальной работе с целью включения в проблемы профессиональной деятельности.

Выборочную совокупность составили русскоязычные анекдоты, рассказанные преподавателями, студентами и социальными работниками, а также представленные в Интернете. По мере возможности авторы избегали анекдотов, имеющих признаки авторского произведения. Было собрано, записано и проанализировано около 200 юмористических сюжетов в различных формах, среди которых был отобран 51 анекдот, относящийся к категории "современный российский анекдот о социальной работе". Отбор анекдотов осуществлялся на основании таких критериев, как прямое указание на социальную работу (употребление соответствующих слов: социальная работа, социальный работник, социальная проблема, клиент социальной службы); ориентация на учреждения, занимающиеся решением проблем социальной защиты и социального обеспечения уязвимых групп и всего населения страны; упоминание или обращение к национальным социальным проектам и государственным программам. Выбор последнего критерия был обусловлен тем, что практическая реализация государственных социальных программ и проектов осуществляется в деятельности социальных учреждений силами социальных работников.

Ролевая структура текста включает основных героев и отношения, возникающие между ними в ситуации описываемой проблемы и ее решения. Действующими лицами выступает социальный работник (в 42 случаях из 51), начальник социального работника (в 7 случаях), клиент (18 случаев). В фокусе внимания анекдота находится социальный работник, а не клиент, который рассматривается в большинстве случаев как объект приложения усилий социального работника, является носителем пассивного, а не активного начала.

Основные сюжеты, представленные в анекдотах, затрагивают ситуации и события, связанные с общением социального работника с клиентом (26), со своими коллегами и руководством (18), отражающие поведенческие, социальные, личностные и профессиональные особенности социального работника (34). Видимо, в силу специфики анекдотического текста, п

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком