научная статья по теме СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПЛЕМЕНИ БАНЖАРА ИЗ ЮЖНОЙ ИНДИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПЛЕМЕНИ БАНЖАРА ИЗ ЮЖНОЙ ИНДИИ»

ЭО, 2015 г., № 4 © А.В. Иванов, Б. Ратход

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПЛЕМЕНИ БАНЖАРА ИЗ ЮЖНОЙ ИНДИИ

Ключевые слова: банжара, ламбади, брак, политическая организация, социальная структура.

Статья является результатом совместной работы индийского и российского антропологов. В ее основу легли три полевых исследования, проведенных нами как индивидуально, так и совместно; за это время был собран значительный материал, относящийся к различным сторонам жизни людей, принадлежащих к обширной этнической общности банжара. В этой статье попробуем собрать вместе все имеющее отношение к организации этого общества.

Общество банжара1

Источники. Основой для этой статьи послужили три полевых исследования в шт. Андхра Прадеш: в 2009 г. в р-не Курнул, в 2010 г. в р-не Захирабад, в 2012 г. снова в р-не Курнул. Первую и последнюю работы правильнее назвать выездами в поле, исследование 2010 г. проводилось более месяца индивидуально Б. Ратходом, и за это время и был собран основной материал. Бикку сам является банжара и вполне владеет их языком, так что информация, полученная им, выглядит значительно достовернее многих опубликованных источников.

Из опубликованных о банжара (ламбади) материалах мы опираемся на две работы: это совместное исследование А.М. Карапа и Б.К. Роя Бурмана (Kurup, Burman 1974), в котором много описаний материальной культуры, а также сведения об экономике и политическом устройстве; и публикацию Д.Р. Пратапа (Pratap 1970), в которой он перечислил все важнейшие религиозные праздники и фестивали этой этнической общности. В российской этнографии банжара описаны журналистом и путешественником И.М. Ковалевым (Ковалев 1982: 90-100) и упомянуты в некоторых справочных изданиях. Впрочем, данные на русском языке явно нуждаются в дополнении, и эту лакуну мы попытаемся восполнить собранным нами материалом.

Общие сведения. Банжара - самое многочисленное "племя"2 в шт. Андхра Прадеш. Согласно данным переписи 1991 г. их численность лишь в этом штате составляла 1641897 чел. Это одно из наиболее многочисленных и в то же время колоритных племен Индии. Во всяком случае, принадлежащую к банжара замужнюю женщину легко узнать по традиционному наряду, яркому и замысловатому.

Считается, что банжара пришли в Южную Индию из Раджастана, где с VI по XI вв. имели большую власть. В XII в. Прудви Радж Чаухан, из банжара, княжил в

Алексей Вадимович Иванов - преподаватель Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ (г. Москва); e-mail: alex.freeday@gmail.com; Бикку Ратход - аспирант Центрального университета (г. Хайдарабад, Индия); e-mail: bikkurathod@gmail.com

Дели, но проиграл сражение Мухаммеду Гхури, владыке Кабула3. Следствием этого поражения стало разделение банжара на три части: первая осталась в Раджастхане и сейчас относится к варне кшатриев, вторая двинулась на юг и ныне относится к адиваси, или "зарегистрированным племенам", а третья ушла за пределы Индии и теперь известна как джипси банжара, или цыгане (Cheeniya 1998: 8). Трудно сказать, насколько эта история правдива, но между банжара и цыганами на самом деле много общего, во всяком случае, внешне.

Банжара упоминаются и в хронике о нашествии Шикандара на Дхолпур в 1504 г., и в хронике 1630 г. о походе полководца Асаф Хана. Тогда вождями (наик) банжара были Бханги и Джанги из клана Ратход и Бхагван Дас из клана Джадон, и сохранилось послание Асаф Хана этим вождям, выгравированное золотом на медной пластине4. Банжара составляли обоз, ухаживая за тягловыми животными, число которых составляло не менее 5 тыс. голов (Russel 1916: 168).

Б. Бхукийя (Bhukya 2010) сообщает, что до образования на территории Индии современной транспортной системы банжара являлись основными перевозчиками товаров. Они занимались снабжением армий Султаната, Моголов, позже - англичан и французов, а также войск низама Хайдарабада. Лишь после появления сети железных дорог банжара перешли к оседлости. В настоящее время их поселения (тханда) располагаются на окраинах многих деревень.

Этноним, язык и внешний вид. У банжара есть несколько этнонимов. Самоназвание - гоаар банжара, где гоаар - это составное слово, произошедшее, возможно, от санскритского гаведи - корова, и ракша - защитник. Впрочем, существуют и другие мнения: так, российские авторы объясняют происхождение этого этнонима словом банж (торговля), производным от санскритского виньяджа, и делают вывод, что это название профессиональной группы (Смирнова-Сеславинская, Цветков 2009: 227). На севере шт. Тамилнаду банжара называют шугали, в Мадхья Пра-деш - базигар банжара, и практически повсеместно, и в частности в нашей стране, представители этой этнической общности известны как ламбади. Возможно, это название произошло от слова лаван (lavan), что на санскрите значит "соль"5, которой банжара активно торговали; также существует мнение, что слово ламбади происходит от английского словосочетания long body, длинное тело. Действительно, антропологический тип банжара отличается от южноиндийского - они значительно выше ростом, и многие представители этой этнической общности имеют характерные европеоидные черты, что легко объяснить их происхождением из Северной Индии.

Диалект банжара называется гоаар боли (гоаар вате или гоаар бхаша). Язык банжара не имеет письменности, диалекты различаются в зависимости от региона, в шт. Андхра Прадеш, например, банжара используют телугу. В то же время дома, среди друзей и во время религиозных церемоний банжара разговаривают на своем диалекте. В тексте мы неоднократно будем встречать слова на гоаар, для удобства читателя они будут выделяться курсивом.

Банжара хорошо заметны, их можно увидеть и в Дели, и самом небольшом селении на юге страны. Наряд замужней женщины этой этнической общности разительно отличается от одежды, принятой в Индии6. Он состоит из блузки канчли, куска яркой материи на шнуровке, закрывающей часть живота и грудь женщины, но не спину; эта материя богато украшена металлическими бубенцами и зеркальцами, длинной юбки гхагро, платка гхункато и украшений. На щиколотках у женщины навечно закреплены увесистые медные браслеты, а на руках надето множество легких, под "слоновую кость". В волосах украшение топли (губбалу) - два больших металлических колокольчика с множеством цепочек из полых шариков, цветом под серебро. Все дополняется платком и множеством аксессуаров, и такой арт-объект трудно не заметить. Возможно,

это знак традиционно кочевого образа жизни - на новом месте нужно уметь быстро опознавать своих женщин7.

Политическая система. Банжара следуют и традиционной организации, и современной форме политической организации. Все политические партии, такие как ТДП (Телугу Десам партия), ИНК (Индийский Национальный конгресс), ТРС (Теленгана Раштра Самитри), БДП (Бхарати Джаната партия) и ПРП (Праджа Раджьям партия) активно работают среди банжара и имеют своих избирателей. Банжара постепенно привыкают к правилам гражданского общества Индии, хотя и предпочитают решать свои вопросы внутри коллектива, обращаясь в суды и полицию лишь в самых исключительных случаях. Традиционная политическая система называется насааб. Все споры внутри поселений банжара, называемых тханда, решаются двумя формальными главами сообщества: наиком и карбхари; они же назначают и даты праздников и фестивалей.

Наик и карбхари избираются всеми членами поселения из числа наиболее зажиточных и влиятельных людей; существуют также должности дхадийя (тот, кто рассказывает священные истории) и дхалийя (тот, кто бьет в даппу - барабан). За исполнение своих обязанностей люди, занимающие эти должности, получают раз в полгода долю урожая, равно как кузнец, парикмахер, ювелир, плотник и другие, занятые ремеслом.

Социальная структура. Социальная организация банжара базируется на системе родства. В общих чертах структуру общества банжара можно изобразить так (от простого к сложному): семья-клан-фратрия-племя.

Семья и линидж. Семья характеризуется проживанием в одном домовладении, под одной крышей. У банжара существует нуклеарная (не более двух поколений) и расширенная (не менее трех поколений) семья. Родство считается по линии отца - мужчины наследуют имущество. Патрилинейный линидж кровных родственников называется гот-вада, и вада означает несколько строений, расположенных по соседству. Живут кровные родственники действительно неподалеку, но в разных домовладениях. Традиционно именно расширенная семья являлась базовой единицей общества банжара, но в настоящее время доминируют нуклеарные семьи.

Клан. Каждый банжара имеет фамилию, которая добавляется к имени собственному. Количество фамилий велико - Б. Бхукия (Bhukya 2010) приводит 92. Фамилия (как и любое имущество) наследуется от отца. Банжара называют группу однофамильцев пада, или гот (джат), и это действительно группа - люди регулярно встречаются по случаю ритуалов перехода. Если кто-то умер, или родился, или вступает в брак, то на церемонию собираются члены его пады, т.е. однофамильцы. Браки внутри пады, разумеется, запрещены, а причина запрета не ясна - люди никак не могли объяснить этого. Пада схожа с объединением, которое в социальной антропологии называют кланом; впрочем, происхождение от мифологического предка обнаруживается лишь на этапе объединения нескольких пада в готру, или кланов во фратрии. Мы рассмотрим эти истории чуть ниже, а пока взглянем на сами фратрии.

Фратрия. По своей структуре и функции в обществе банжара готра схожа с группой, условно называемой фратрией в значении "братства" кланов, обычно связанного с регулированием порядка заключения браков. Готра является наиболее заметной группой и наиболее часто упоминается самими банжара. Браки внутри одной готры строго запрещены. Каждый взрослый банжара знает, к какой фратрии он принадлежит, во всяком случае, если он знает свою паду (т.е. фамилию), то обязательно выяснит и свою готру, как только соберется завести семью. Принадлежность каждой пады к определенной группе максимально упрощает задачу идентификации потенциального брачного партнера - достаточно лишь знать свою готру.

Таблица 1

Состав фратрий

Готра

Пада (гот, джат

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком