научная статья по теме СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭТИЧНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ В РОССИИ? Социология

Текст научной статьи на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭТИЧНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ В РОССИИ?»

Дискуссия. Полемика

© 2015 г.

М.А. ШАБАНОВА, Т.А. ГИЦАЛОВА

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭТИЧНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ В РОССИИ?

ШАБАНОВА Марина Андриановна - доктор социологических наук, профессор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ (E-mail: mshabanova@hse.ru); ГИЦАЛОВА Татьяна Александровна -стажер-исследователь того же Центра (E-mail: tagitsalova@edu.hse.ru).

Аннотация. Систематизируются результаты исследований условий развития этичного потребления. На данных эмпирического исследования выявляются уровень, установки и факторы включения в этичные потребительские практики студенческой молодежи. С помощью регрессионного анализа установлено, что основную роль в реальном включении молодых россиян в этичное потребление играют экономические, ценностно-деятельностные и институциональные факторы. Сделан вывод о потенциале и условиях расширения сторонников этой практики в России.

Ключевые слова: этичное потребление • социальные практики • социальные инновации • гражданская активность • гражданское общество • студенчество

Этичное потребление - покупка и использование благ не только исходя из доставляемой ими ценности (ради личного удовольствия, выгоды), но и под воздействием нравственного фактора ("что такое хорошо и что такое плохо"), с учетом условий производства и последствий использования этих благ. Это реакция общества (потребителей) на угрожающее состояние окружающей среды, развитие неприглядных деловых практик, противодействие тем из них, которые наносят значительный вред людям (их здоровью, жизни, материальному благосостоянию или другим элементам достойной жизни), природе или/и увеличивают риски такого вреда.

Спектр этичных потребительских практик сегодня за рубежом весьма широк: бойкотирование продукции компаний с безответственным отношением к окружающей среде; участие в утилизации отходов, сбережении электроэнергии, озеленении, эко-туризме, стратегии "меньше покупать", "чаще ходить пешком", ездить на велосипеде, пользоваться общественным транспортом, а не собственным автомобилем. Применительно к отношениям с развивающимися странами этично предпочитать товары, доставленные по правилам справедливой торговли (fair trade), дабы не ущемлять положения и без того бедных фермеров и ремесленников в этих странах. К таким практикам относится бойкотирование продукции компаний, использующих потогон-

Статья подготовлена на основе результатов исследования, проведенного авторами в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2014 г.

ную систему, детский или рабский труд, а также тестирование на животных. Сюда включаются также добровольный отказ от чрезмерного потребления как такового, поддержка ежегодного дня, когда ничего не покупается ("annual buy-nothing day'), упрощение потребительских стандартов, движение за освобождение от давления труда и потребления, более свободную и естественную жизнь ("take-back-your-time movement" и пр.).

Таким образом, этичное потребление, как правило, связано с включением в практики этичного шопинга, т.е. осознанной поддержки "этичных производителей и продавцов", и / или бойкотирования, т.е. отказа от приобретения благ, при производстве и использовании которых нарушаются те или иные этические требования.

В США и Европе (в первую очередь, Великобритании) сделаны заметные шаги в этом направлении. По результатам исследований, его важность признают более 60% респондентов, почти 40% уже покупали товары с учетом этических факторов (39%), еще треть - никогда не делали этого, но считают, что надо бы, и только 27% - никогда не делали и не собираются делать [Starr, 2009: 921]. И хотя доля потребителей, которые регулярно (еженедельно) участвуют в этичном потреблении, относительно невелика (5-10%), продажи этичных продуктов растут быстрыми темпами (по отдельным позициям - 30-200% в год) [Starr, 2009: 916]. В Великобритании стоимость проданных этичных товаров и услуг в 2012 г. составила 47,2 млрд фунтов (против 36 млрд в 2008 г. и 13,5 млрд в 1999 г.) [Ethical Consumer..., 2012].

Подобные потребительские практики постепенно формируются и в развивающихся странах [Deng, 2013; Ariztia et al., 2014]. В России также реализован целый ряд инициатив в этой области. Растет число магазинов, торгующих товарами, в производстве которых не используется мех и натуральная кожа, нет тестирования на животных. Сеть магазинов электроники Media Markt запустила проект по сбору и утилизации батареек в 27 городах. В ноябре 2012 г. стартовала кампания Центра защиты прав животных "Вита" "Животные - не одежда". Растет число экотуристов: их отличает ответственное отношение к природе и благосостоянию местного населения. На повышение экологической грамотности и культуры россиян направлена деятельность Центра экономии ресурсов на Флаконе (Москва, 2012 г.), при котором работает пункт приема раздельно собранных отходов. Волонтеры ежегодно выезжают в 10-дневный лагерь "Просвет" с целью уборки мусора на территории Токсовских озер в Ленинградской области: по минимальным оценкам, наемным рабочим пришлось бы заплатить примерно 400 тыс. руб. (без учета проживания и питания) (http://centrecon.ru). Среди инициатив, способствующих экономии производственных и природных ресурсов - площадки для даров ставших ненужными вещей в хорошем состоянии (так, сервис Дару-дар (darudar. org) насчитывает более 240 тыс. участников, за пять лет существования подарено более 2,2 млн предметов, ежедневно дарится 3 тыс.).

Все это - свидетельство продвижения в двух взаимодополняющих направлениях, необходимых для развития этичных потребительских практик. Первое состоит в привлечении внимания населения и росте его информированности об актуальных проблемах общего характера, ослабление которых зависит от повседневных действий каждого человека. Второе - в создании разнообразных площадок, помогающих реально включиться в этичные практики. И то, и другое - в значительной степени результат спонтанной самоорганизации граждан, некоммерческих организаций, а также социальных инициатив со стороны продвинутой части бизнес-сообщества.

От каких же факторов в первую очередь зависит превращение отдельных инициатив в области этичного потребления в России в более массовые потребительские практики? Сегодня велико несоответствие между активно развиваемым "снизу" феноменом, релевантным как в социальном, так и в экономическом отношениях, и нашим знанием о нем. Это знание касается преимущественно развитых стран и к тому же весьма противоречиво: сказываются особенности культурного, институционального и экономического контекстов. В статье мы попытаемся систематизировать результаты наиболее известных зарубежных исследований в области

изучения факторов и ограничителей развития этичного потребления (с акцентом на их согласованность или противоречивость) и представим результаты первой части нашего проекта - пилотного исследования реальной включенности в этичное потребление студентов как одной из образованных и перспективных групп россиян, установок на включение, а также факторов, влияющих на попадание в группу этичных потребителей.

Факторы и ограничители развития этичного потребления: результаты зарубежных исследований

В выделении гипотетических факторов, влияющих на развитие этичного потребления, разные исследователи в значительной степени сходятся. Различия касаются установленной в ходе эмпирических исследований реальной значимости этих факторов, а также наборов индикаторов, которые их представляют. Как правило, выделяются факторы социально-демографические, социокультурные, социально-политические и экономические. Нередко они дополняются "способствующими" характеристиками институциональной среды.

Социально-демографические факторы. Эмпирические исследования не позволяют сделать однозначных заключений о роли социально-демографических факторов в приобщении индивидов к этичным потребительским практикам. Что касается генде-ра, то установлено, что женщины активнее мужчин включаются в этичное потребление [Diamantopoulos et al, 2003; Olli, Grendstad, Wollebaek, 2001; Laroche, Bergeron, Barbaro-Forleo, 2001; Starr, 2009] - как молодые, так и пожилые [Lee, 2009; Olli, Grendstad, Wollebaek, 2001], как студентки, так и менеджеры компаний [Beltramini, Peterson, Kozmetsky, 1984; Chonko, Hunt, 1985; Straughan, Roberts, 1999]. Другие исследователи, напротив, фиксируют незначимость гендерного фактора ^м., напр.: De Pelsmacker et al.,2006; Haanpää, 2007; Roozen, 2007; Cailleba, Casteran, 2009].

Нет однозначной зависимости и от возраста. Часть исследователей констатируют положительную связь: считается, что взрослая часть населения имеет более высокий уровень моральных обязательств и поэтому чаще включается в этичное потребление [Vitell, Lumpkind, Rawwas 1991; Carrigan, Szmigin, Wright, 2004]. Другие, напротив, фиксируют более высокую включенность в подобные практики более молодых, будь то защита окружающей среды [Diamantopoulos et al., 2003] или покупки Fair Trade [Cailleba, Casteran, 2009]. Некоторые исследования обосновывают склонность к потреблению этичной продукций потребителей в возрастной группе от 31 до 44 лет [De Pelsmacker, 2006], другие - вывод о невозможности выделения четкой возрастной категории по этому основанию [Starr, 2009].

Согласие достигнуто, пожалуй, в одном - социально-демографические характеристики явно недостаточны для того, чтобы "распознать" этичного потребителя.

Уровень образования и социокультурные факторы. Относительно большее согласие касается уровня образования. Фиксируется значимая положительная связь между включением в такое потребление и уровнем образования: чем он выше, тем выше уровень информированности и рефлексии относительно проблем в обществе, а также способность занимать активную гражданскую позицию, в том числе и в данной сфере [Diamantopoulos et al., 2003; Do Paзo, Raposo, 2009; Cailleba, Caster

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком