научная статья по теме СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЗНИ РОССИЙСКИХ КОРЕЙЦЕВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ Социология

Текст научной статьи на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЗНИ РОССИЙСКИХ КОРЕЙЦЕВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ»

© 2015 г.

ЧОЙ ВУ ИК

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЗНИ РОССИЙСКИХ КОРЕЙЦЕВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

ЧОЙ ВУ ИК (Choi Wooik) - кандидат социологических наук, профессор Института российских исследований Университета иностранных языков Ханкук (Южная Корея) (E-mail: wooikchoi@yahoo.co.kr).

Аннотация. Рассматриваются изменения и их особенности, произошедшие в жизни российских корейцев в условиях рыночной экономики. Во времена СССР они в основном были заняты в сельском хозяйстве, однако сейчас активно включаются в коммерцию, торговлю и частное предпринимательство. Уровень их образования повысился, все больше этнических корейцев заняты в интеллектуальных сферах. Можно говорить, что корейцы стали играть заметную роль в современном российском обществе.

Ключевые слова:российские корейцы • этнические меньшинства • переселенцы • нация • рыночная экономика

В 2014 г. исполняется 150 лет с тех пор, как этнические корейцы впервые поселились в России. Поначалу они проживали только на Дальнем Востоке, однако в силу обстоятельств были вынуждены переселяться и в другие регионы, полностью ассимилировавшись с местным населением (в России и на территории стран СНГ).

Исследования, посвященные этническим корейцам, проводятся более 20 лет, с момента установления дипломатических отношений между Южной Кореей и Россией. Однако и до этого учёные разных стран (России, США, Японии) занимались этим вопросом: Левин М.Г., Джарылгасинова Р.Ш., Ионова Ю.В., Бугай Н.Ф., Джордж Гинзбургс, Джон Стефан, Герман Ким, Вада Харуки, Ока Нацуко [-feJSS, 2005: 71-73]. Изучение этнических корейцев ведётся в Южной Корее с 1990 г., главным образом оно фокусировалось на истории переселения, быте и культуре, языковой ситуации, этнической самоидентификации и т.д. 2011: 186-205]. Южнокорейские ученые смогли активно заниматься изучением данной проблемы благодаря установлению дипломатических отношений между странами и активизации академических обменов; они продолжали считаться частью корейской нации и для Южной Кореи. Во всех исследованиях, проводимых южнокорейскими учеными в данной области, достигнуты значимые результаты, в них содержится много точных и подробных сведений, полученных в ходе полевых исследований и интервью, социологических опросов и анализа примеров из практики, но имеются и "узкие места". Большая часть этих исследований проводилась с позиции: "этнические корейцы как часть корейской нации". Такая точка зрения могла иметь определенные преимущества, но с большой вероятностью результаты могли стать субъективными или эмоционально окрашенными. К примеру, большинство исследований построено на тезисе о том, что "наши соотечественники

Исследование выполнено при финансовой поддержке Университета иностранных языков Ханкук в 2013 г. (This work was supported by Hankuk University of Foreign Studies Research Fund of 2013).

покинули родину, так давайте же посмотрим на то, как они приспособились к новым условиям жизни, и как мы можем с ними сотрудничать в этих новых условиях". Однако "наши соотечественники" с течением времени ассимилировались к условиям той страны, куда они переехали, стали независимыми и полноправными членами общества; они потеряли связь с исторической родиной, отказавшись от языка, культуры и этнической самоидентификации. Поэтому называть их "нашими соотечественниками" -значит рассматривать проблему только под одним углом. Объективные исследования невозможны без рассмотрения вопросов их ассимиляции и взаимодействия с местным населением, особенностей поведения и положения в новом обществе.

Большинство исследований концентрировались на истории этнических корейцев, их сознании и культуре, однако сейчас, когда этнические корейцы заняли активную позицию в социальной, экономической и политической жизни страны проживания, иной подход к изучению поставленной проблемы более уместен. Существует необходимость подойти к вопросу с позиции отношений этнических корейцев с местным населением в социальной, экономической и политической сферах в контексте особенностей региона их проживания. Подобного рода исследования уже проводились и достигнуты определенные результаты 2002; 2004; 2006].

Однако данный вопрос требует дальнейшей работы.

За 150-летнюю историю на долю этнических корейцев выпало много испытаний, но в конце концов они стали неотъемлемой частью российского общества, войдя в круг интересов ученых, занимающихся темой национальных меньшинств, особенно актуальной после распада Советского Союза. Научные работы, становятся важным источником для сравнения.

В данной статье мы хотим рассмотреть социально-экономические изменения в жизни этнических корейцев за последние 20 лет, в которые Россия встала на путь создания рыночной экономики. Существует большое число работ южнокорейских ученых, охватывающих данный период истории, и в данной статье мы намереваемся рассмотреть те из них, которые сфокусированы на социально-экономических изменениях, взглянуть на результаты этих работ под другим углом, в некотором смысле -пересмотреть их выводы.

Изменение жизни российских корейцев в условиях рыночной экономики. С 1990 г. в России произошли резкие социальные перемены. В результате быстрых экономических изменений расширилась область частного предпринимательства и значительно возросла роль общественных организаций в этой области. Тяжелый экономический кризис затруднил работу социальных институтов (что стало причиной резкого расслоения общества) и в целом повлек за собой серьезные перемены. Разумеется, затронул он и российских корейцев. Выделим несколько изменений социального и экономического положения, характерных только для них.

"Советские" корейцы в конце Х1Х-начале XX вв. проживали преимущественно на территории Дальнего Востока, а в 1937 г. были депортированы в Среднюю Азию. В исторической перспективе можно выделить три этапа их переселения: первый - в 1937 г.; второй - в 1957 г., после официальной отмены на передвижения молодое поколение стало постепенно переезжать обратно в Россию, на Украину и в Белоруссию для учебы или в поисках работы; третий - их переселение в Приморский край и другие южные районы страны после распада Советского Союза ^Л^г^т1^, 2003а: 6].

Во времена СССР корейцы прилагали всевозможные усилия для того, чтобы стать примерными гражданами Советского Союза. На социальной лестнице того времени они находились посредине между привилегированными славянами и угнетаемыми этническими меньшинствами, для них была характерна сильная поддержка 30

имеющейся системы. После распада СССР бывшие союзные республики стали независимыми государствами, каждое из которых выбрало свой путь развития, и корейцы столкнулись с новыми трудностями. Прежде всего, каждая страна стала использовать свой национальный язык в качестве официального, что поставило корейцев, говорящих исключительно по-русски, в крайне невыгодное положение. Вместо того, чтобы учить новый официальный язык, большинство отдали предпочтение английскому или выбрали переезд в Москву, Приморский край и другие регионы России, где использовался русский язык, а некоторые планировали эмигрировать в США и Канаду [££]£!(£!), 2001: 160].

Проблема национальных меньшинств российского общества особенно сильно проявилась во время смены политической системы. Понимая всю важность данного вопроса и извлекая уроки из чеченского опыта, в качестве первого шага по исправлению прошлых ошибок российское правительство начало проводить политику восстановления прав национальных меньшинств. Среди событий, напрямую связанных с корейцами, можно выделить принятие Постановления ВС РФ от 01.04.1993 № 4721-1 "О реабилитации российских корейцев". Согласно ему они получили право вернуться в те места, где проживали до переселения в 1937 г., также им оказывалась финансовая поддержка на восстановление экономики регионов и возрождение национальной культуры 1999].

Этих мер оказалось недостаточно, чтобы полностью разрешить национальную проблему, и в некоторых регионах даже вспыхивали конфликты на этнической почве. В ответ правительство выработало новую концепцию, получившую название "национально-культурная автономия". Благодаря ей стало возможным разрешение многих проблем, связанных с поддержанием культуры, языка, традиций и этнических особенностей. В настоящее время все национальные меньшинства могут напрямую создавать различные организации и институты, поддерживающие их культурную и экономическую деятельность. Благодаря этой концепции для российских корейцев стало возможным создать самоуправляемый округ на юге Приморского края [££!£!(£!), 2001: 157-160].

Особенности изменения социального и экономического положения российских корейцев. Согласно последней в СССР переписи населения 1989 г., в Советском Союзе проживало 440000 корейцев, из них чуть больше 100000 - на территории РФ 2005: 117]. Согласно последним данным Росстата, в России проживают

около 150000 этнических корейцев, что сопоставимо с диаспорами молдаван, евреев и грузин [Росстат, 2012: 84-86]. Вскоре после распада СССР, вследствие ухудшения экономических условий в странах Центральной Азии, а также из-за преимущественного использования только национальных языков, большая часть этнических корейцев, для которых русский язык является родным, переехали в Россию. В подобной ситуации оказались и русские, проживавшие на момент распада Советского Союза за пределами РФ, например, в Казахстане.

Переселявшиеся в начале 1990-х гг. в Россию корейцы выбирали местом своего жительства регионы, где они проживали изначально, главным образом - Приморский край. Причиной этому служило как принятие закона о национально-культурной автономии в 1993 г., так и географическая близость к Корейскому полуострову. Данная тенденция находилась в прямом противоречии с миграционными потоками самих русских внутри страны.

Экономическая ситуация в России в то время складывалась не самым благоприятным образом. Не только в 1990-е гг., но и сейчас Дальний Восток - регион с наибольшим оттоком населения. Наибольший приток отмечается в Центральном и Южном федеральном округах, а с начала 2000-х годов - так

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком