научная статья по теме Социально-философский контекст проблемы отчуждения в теоретическом наследии К. Маркса и современность Философия

Текст научной статьи на тему «Социально-философский контекст проблемы отчуждения в теоретическом наследии К. Маркса и современность»

Преподавателю социально-гуманитарных дисциплин ==

Социально-философский контекст проблемы отчуждения в теоретическом наследии К.Маркса и современность

Л.Л. ВАЛЬЦ

К. Маркс создал оригинальную и вместе с тем генетически проистекающую из предшествующей философии концепцию отчуждения. Он предложил собственный, социально ориентированный «ракурс» видения проблемы отчуждения и не менее оригинальный путь ее решения.

В трудах Маркса категория отчуждения проходит определенный

л

путь эволюции и становления1. По мнению некоторых авторов, уже в «Экономическо-философских рукописях 1844 г.» намечается выдвижение понятий, преодолевающих расширительное толкование отчуждения, в «Святом семействе» просматривается линия отказа от теории отчуждения как главного методологического инструмента исследования социальных отношений, а в «Немецкой идеологии» эта линия реализуется полностью. Хотя те же авторы подчеркивают аксиологическое содержание отчуждения и в этом контексте его абсолютную незаменимость другими философскими категориями.

В марксизме возникли два в равной мере важных и, в конечном счете, взаимосвязанных, действующих каждое «на своем месте» понимания категории отчуждения. В первом из них данная категория выступает в более узком значении. Это социально-классовое понятие, раскрывающее одну из глубинных сторон жизни людей в условиях

1

См.: Титаренко А.И., Воронцов Б.Н. О месте понятия отчуждения в системе категорий марксизма // Вопросы философии, 1978, №11, с. 101-105.

эксплуататорских обществ. Феномен отчуждения в этом

смысле свойствен всем классово-антагонистическим формациям, но наиболее характерен он для капиталистической общественно-экономической формации и теснейшим образом связан с двумя другими феноменами - эксплуатацией пролетариата и угнетением всех трудящихся господствующим классом буржуазного общества. В более широком значении - это отчуждение труда. Отчуждение, понятое в таком смысле, рассматривалось как исторически преходящий процесс.

Анализируя проблему отчуждения в теоретическом наследии Маркса, И.С. Нарский отмечает, что «идея отчуждения, присутствовавшая еще в докторской диссертации Маркса (1839-1841), хотя и под маской терминов «непосредственное отрицание» и «абстрагирование», была существенно переосмыслена в работе «К критике гегелевской философии права» (1843): если в диссертации «отчуждение» атома от отвесной линии падения было образом победы атеизма над религиозным традиционализмом, то теперь разрыв с религией и вообще с идеализмом стал обозначаться Марксом уже не как «отчуждение», но, наоборот, «в соответствии с существом дела, как его преодоление»1.

Если в докторской диссертации «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» Маркс обратил внимание на проблему религиозного отчуждения, то уже в «Экономическо-философских рукописях 1844 г.» он указал, что в основе всякого отчуждения лежит отчуждение труда как формы человеческой деятельности. Подобного рода труд возникает, по Марксу, вследствие разделения труда и появления частной собственности.

1 Нарский И.С. Проблема отчуждения в теоретическом наследии К. Маркса // Философские науки, 1983, №2, с. 21.

В «Экономическо-философских рукописях 1844 г.» Маркс писал об отчуждении (преимущественно в его социально-экономическом модусе) как общечеловеческом феномене, связанном не только с политико-экономической организацией общества и производства, но в определенной степени и с природой человека, Преодоление экономического отчуждения на основе коренного изменения отношений собственности в этот период Маркс также связывал с очень далекой перспективой коммунизма как реального будущего всего человечества.

В таком, особым образом устроенном будущем обществе будет обеспечено «подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека, а потому... полное, происходящее сознательным образом и с сохранением всего богатства предшествующего развития, возвращение человека к самому себе, как человеку общественному, т.е.

л

человечному»'. Такой коммунизм, по Марксу, есть «действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом»2.

Необходимо отметить, что в «Экономическо-философских рукописях 1844 г.» понятие отчуждения настолько тесно переплеталось с понятиями угнетения и эксплуатации, что разделить их в этом труде практически невозможно: здесь «присвоение и освоение выступает как отчуждение, а отчуждение выступает как присвоение...»3.

По существу, Маркс отождествлял отчуждение труда с эксплуатацией, с отчуждением продукта и процесса труда производителя вообще, что позволяло применять это понятие почти ко

А

' Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42, с. 116.

2 Там же.

3

Там же.

всем явлениям общественной жизни, вызванным последствиями частнособственнического разделения труда.

В этом сочинении понятие отчуждения носит предельно широкий, синтетический характер. В нем спиты экономический, моральный, психологический, эстетический и другие аспекты, а также отчуждение родовой сущности человека, отчуждение человека от самого себя. Оно оказалось понятием, органически сочетающим познавательное и ценностное содержание, причем настолько, что аксиологический, этико-

гуманистический, нравственно-психологический подход нередко

-1

предварял подход познавательный1.

Абсолютизация ценностной, нравственно-психологической интерпретации понятия отчуждения в раннем творчестве К. Маркса была положена европейскими экзистенциалистами XX в. в основу их трактовки места человека в мире. Феномен отчуждения был сведен ими к этому аспекту, трактовался расширительно и оказывался вечным роком самого человеческого существования. М. Хайдеггер, подчеркивая плодотворность интеллектуальной деятельности Маркса и обращаясь к его учению об отчуждении, писал: «Поскольку Маркс, осмысливая отчуждение, проникает в сущностное измерение истории, поскольку марксистский взгляд на историю превосходит другие исторические теории... ни феноменология, ни экзистенциализм не достигают того измерения, внутри которого оказывается продуктивный диалог с марксизмом2. С одобрением воспринимает немецкий философ и гуманистическую позицию Маркса, претендующего познать и признать

о

«человечного человека», действующего как «общественное существо»3, правда, полагая при этом, что Homo humanus может мыслиться

1

1 См.: Титаренко А.И., Воронцов Б.Н. О месте понятия отчуждения в системе категорий марксизма // Вопросы философии, 1978, №11, с. 103.

2 Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1954, с. 207.

3 Там же, с. 196.

различно, но лишь как некий идеальный тип. Позитивные аспекты философии К. Маркса подчеркивает и К. Ясперс: «Когда молодой Маркс пишет о новом, подлинном, не существовавшем ранее человеке, который устраняет свое отчуждение, то перед нами встает образ, близкий к символу веры»1.

Тенденция психологизации феномена отчуждения, когда сам термин ведет к описанию психологического состояния индивида, сохраняется в некоторых работах о философии К. Маркса и сегодня. Единственное надежное средство от такого искажения проблемы - адекватное представление о человеческом в человеке, о его сущности, ибо жертвой отчуждения является именно человеческое, сущностное ядро личности. Поэтому эвристический и гуманистический потенциал теоретического наследия Маркса весьма актуален, в том числе проблема места и роли категории отчуждения в системе категорий марксизма.

В «Экономическо-философских рукописях 1844 г.» понятие «отчужденный труд» выступало в качестве главного методологического средства анализа классово-антагонистических общественных отношений, в первую очередь экономической их основы.

В процессе углубления анализа капиталистических отношений взгляды Маркса по проблеме отчуждения меняются, содержание и роль концепции отчуждения критически переосмысливается Марксом в «Капитале» и подготовительных к нему работах 50-60-х гг. XIX в.

По Марксу, в условиях отчуждения труд перестает быть средством для самореализации и саморазвития человека, работник ощущает себя «винтиком» огромного, чуждого ему трудового процесса, придатком машины. Труд становится ненавистной повинностью, которую человек вынужден отбывать. Яркие примеры подобного отчуждения мы находим

у К. Маркса: «Чем больше рабочий выматывает себя на работе, тем

1

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994, с. 229.

могущественнее становится чужой для него предметный мир, создаваемый им самим против самого себя, тем беднее становится он сам, его внутренний мир, тем меньше имущества ему принадлежит... Рабочий вкладывает в предмет свою жизнь, но отныне эта жизнь принадлежит уже не ему, а предмету... Чем больше рабочий производит, тем меньше он может потреблять; чем больше ценностей он создает, тем больше сам он обесценивается и лишается дос-тоинства»1.

Развивая идеи Гегеля, первым в истории философии указавшим на феномен самоотчуждения человека в труде, Маркс показывает четыре стадии развития отчуждения: самоотчуждение деятельности пролетария; отчуждение результатов труда рабочего; угнетение его личности; взаимоотчуждение людей.

Маркс пишет: «...если продукт труда не принадлежит рабочему, если он противостоит ему как чуждая сила, то это возможно лишь в результате того, что продукт принадлежит другому человеку, не рабочему»2. Маркс анализирует различные формы овеществления человеческой деятельности и дает анализ тех общественных ситуаций, в которых овеществленные продукты человеческого труда отделяются от непосредственных производителей, а затем противопоставляются им в виде объективированной общественной и материальной силы, что в свою очередь приводит к различным формам овеществления человеческого существования и межчеловеческих отношений в условиях капиталистического способа производства. Самоотчуждение человека «в его продукте, - писал Маркс, - имеет не только то значение, что его труд становится предметом, приобретает внешнее существование, но еще и т

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком