научная статья по теме СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ИОАННА ЗЛАТОУСТА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ИОАННА ЗЛАТОУСТА»

тштттяшмшжттмяшгтттмржтАтммшшт

Кецба Б. И.

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ИОАННА ЗЛАТОУСТА

Статья посвящена анализу идей Иоанна Златоуста, касающихся вопросов императорской власти, канонического права и тесного взаимодействия светских и церковных институтов. Осмысление Византийской цивилизации нельзя представить без изучения церковно-государственных отношений, их теории и практики реализации, так как в истории Византии государство было тесно связано с Церковью и религией. Важное место здесь занимает византийская концепция взаимоотношений Церкви и государства, которая получила название концепции «симфонии властей».

Ключевые слова: Иоанн Златоуст, Византия, Император, государство, право, церковь, каноны.

Ketsba B. I.

IOANN ZLATOUST'S SOCIAL AND LEGAL IDEAS

Article is devoted to the analysis of ideas of Ioann Zlatoust concerning questions of the imperial power, canon law and close interaction of secular and church institutes. The judgment of the Byzantine civilization can't be presented without studying of the church and state relations, their theory and practice of realization as in the history of Byzantium the state was closely connected with Church and religion. The important place is taken here by the Byzantine concept of relationship of Church and the state that received the concept name of the «symphonies of the authorities».

Key words: Ioann Zlatoust, Byzantium, Emperor, state, law, Church, canons.

Кецба Б. И.

Византийское государство, возникшее в IV в., просуществовало более тысячи лет и оставило после себя богатейшее политико-теологическое наследие. В Византии существовало развитое учение о праве и государстве, имевшее в качестве своей фундаментальной основы положения римского права. Развитие византийского права представляет собой сложный процесс, неразрывно связанный с историей страны и с историей христианства. Он сочетает в себе эволюцию институтов римского права под влиянием нового этапа развития общественных отношений, христианства как государственной религии и правовых традиций множества народов, входивших в состав или соприкосновение с империей и оказывавших воздействие на её развитие. В отличие от большинства государств средневековой Европы, в Византии сохранялось единое кодифицированное, распространяющее свое действие на всю территории империи, законодательство. Вместе с тем право Византийской империи представляет собой уникальное явление в истории человеческой цивилизации. Многие его институты являются не только творческим развитием правовых традиций Рима, но и вновь созданы в результате многовекового развития общества второго Рима.

Признание христианства государственной религией не исключало того, что между императорской властью и церковью временами возникали трения. С одной стороны, императоры не были чужды взгляда на священников как на своих чиновников, обязанных исполнять императорские веления; порой императоры притязали на авторитарные решения даже и чисто религиозных вопросов. С другой стороны, духовенство, сильное своей организацией и идейным влиянием, отнюдь не желало превращаться в послушных исполнителей велений светской власти. А иногда церковь требовала не только полной самостоятельности в религиозных делах, но и права на участие в политической власти, требуя помощи государства в насаждении христианства, в борьбе с ересями, в умножении и охране церковных богатств.

Притязания церкви на участие в государственной власти обосновывались так называемыми теократическими теориями.

Одним из первых теоретиков теократии был константинопольский епископ Иоанн Златоуст (345-407 гг.). Из слов апостола «всякая власть от бога», рассуждал Златоуст, не сле-

дует, что каждый правитель лично ставится богом — богом дан лишь общий принцип власти. Библейские сказания свидетельствуют, что цари, вмешивавшиеся в дела веры, — не истинные цари, они несли наказания за такое вмешательство.

Иоанн Златоуст был прежде всего монахом, но еще до этого — адвокатом, учившимся в родной Антиохии у известного греческого ритора Ливония. Ливоний был известен как последний защитник традиционных полисных идеалов и очень высоко ценил своего ученика. Но молодой Иоанн отказывается от продолжения юридической карьеры. В дальнейшем в своих творениях Златоуст с негодованием пишет о том, что суды, где «приводятся в исполнение законы, преисполнены всевозможными беззакониями и насилиями».

Как пишет профессор Г. Л. Курбатов, у Златоуста и Ливония очень много схожего. Ливония обвиняли в том, что он мало философствует, а Златоуста в том, что он мало богословствует в области догматики и канонов. Их обоих одинаково характеризовали как защитников обездоленных, гуманистов и даже народных трибунов1. К примеру, по мнению ряда западных историков Византии, изучавших деятельность святителя, существует предположение о том, что если бы его теория получила распространение, то она должна была бы неизбежно привести к политической революции и упразднению империи, о чем может свидетельствовать трагический конец его церковной карьеры, острейший конфликт с правящей властью Царьграда и ссылка на Кавказ.

Корень социальной несправедливости и всеобщего неблагополучия святитель усматривал в частной собственности, ибо высшая справедливость заключается в том, что все земное достояние по природе вещей принадлежит Богу, а служить призвано удовлетворению насущных потребностей всех: «Если наши блага принадлежат общему Владыке, то они в равной степени составляют достояние и нашим собратьям: что принадлежит Владыке, то принадлежит вообще всем, и все царское принадлежит всем: города, площади, улицы принадлежат всем; мы все в равной мере пользуемся ими. Касательно того, что принадлежит всем, не бывает ни малейшей распри, но все

1 Курбатов Г.Л. Византийские портреты.— Л.: Историография, 1991.- С. 43.

Кецба Б. И.

совершается мирно. Если же кто-нибудь покушается отнять что-либо и обратить в свою собственность, то происходят распри, как будто вследствие того, что сама природа негодует, что в то время, когда Бог отовсюду собирает нас, мы с особым усердием стараемся разъединиться между собою, отделиться друг от друга, образуя частное владение, и говорить эти холодные слова: „То твое, а это мое". Тогда возникают споры, тогда огорчения... следовательно, для нас предназначено скорее общее, чем отдельное владение вещами, и оно более согласно с самой природой»2.

В идеальном христианском обществе, по учению Златоуста, не должно быть никакого неравенства. Отличительная черта христианского общества — это любовь, которая связывает между собой всех его членов. Но «любви свойственно отвергать всякое неравенство, не знать преимущества и достоинства, но нисходить к низшему из всех»3.

Социальный идеал общности имущества святитель Иоанн находил до конца осуществленным в первоначальной христианской общине, которая во все века церковной истории служила прообразом общежительного монашества: «Это жестокое и произведшее бесчисленные войны во вселенной выражение: мое и твое — было изгнано из той святой Церкви, и они жили на земле, как ангелы на небе: ни бедные не завидовали богатым, потому что не было богатых, ни богатые не презирали бедных, потому что не было бедных. Во всем у них было равенство, и все богатства смешаны вместе»4. Неприятие частной собственности как явления противоестественного и греховного дало основание называть святого Иоанна Златоуста проповедником христианского социализма.

Для Иоанна Златоуста было присуще понимание Церкви и государства как двух различных институтов: задача одного — приведение людей ко спасению, другого — земное благополучие людей. «Иные пределы власти императорской, — говорил знаменитый проповедник, — иные — иерейства, одна ведает гражданские, другая — религиозные дела». Возможно, из-за этой позиции больше всего нажил себе врагов Златоуст среди власть имущих.

Пастырское служение, по мысли св. Иоанна Златоуста, «настолько выше всякого служения, насколько небо превосходнее земли и дух превосходнее плоти. Не мудрствуй; не ты достиг этой чести, а Бог облёк тебя ею; береги ее, как чужую. Если бы тебе поручено было хранить царскую порфиру, то ты, конечно, не стал бы злоупотреблять этой одеждой и портить ее, но с великим тщанием хранил бы ее для вручившего тебе»5.

Святитель Иоанн Златоуст трезво относился к государственной власти как к выполняющей отрицательную функцию ограничений и регуляции взаимоотношения людей. При этом помехой для осуществления идеала справедливости является греховность носителей этой власти. В беседах на Послание к Колоссянам Златоуст говорит: «Некогда наш город оскорбил императора, и император приказал уничтожить его весь до основания, и мужей и детей, и жилища. Так цари гневаются! Они пользуются властью как хотят! Такая власть зло»6.

Но необходимо отметить, что Святитель никогда не призывал народ к бунту; напротив, в знаменитых словах «О статуях», произнесенных в Антиохии, когда там возникло возмущение, он призывал народ к повиновению законной власти.

Ученый и священнослужитель Иоанн Мейендорф в своей книге «Введение в святоотеческое богословие» пишет: «Касаясь

2 Учение св. Иоанна Златоуста. Беседы на разл. места Св. Писания. — 1861.— Т. 1.— С. 255.

3 Симфония по творениям святителя Иоанна Златоустого. — М.: «Дар», 2006.

4 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. — Т. 2.— СПб., 1898. — С. 607.

5 Св. Иоанн Златоуст, 10 беседа на 1-е посл. к Коринф. — 1863. — С. 170.

6 Творения Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского,

в русском переводе. Издание СПБДА., 1905. — Т. 11, Книга 1, Беседы

на послание к Колоссянам. — С. 356-469.

вопросов, связанных с существованием государства, Златоуст утверждал, что власть есть последствие греха, и не скрывал своего неодобрения по поводу методов наказания, практикуемых государством, противополагая их принципу милосердия, осуществляемого в Церкви. Он бесстрашно вы-ступал против императорской власти во всех тех случаях, когда она пыталась вмешаться в церковные дела. С другой стороны, он никогда не пытался использовать государственный авторитет для решения церковных проблем, как это

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком