научная статья по теме СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ЭТНИЧНОСТИ Социология

Текст научной статьи на тему «СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ЭТНИЧНОСТИ»

Этносоциология

2013 г.

И.И. КРАСНОПОЛЬСКАЯ, Г.С. СОЛОДОВА

СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ЭТНИЧНОСТИ

КРАСНОПОЛЬСКАЯ Ирина Игоревна - младший научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ-ВШЭ (E-mail: isolodova@gmail.com). СОЛОДОВА Галина Сергеевна - доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник Института философии и права СО РАН (E-mail: solodova@ mail.nsk.ru).

Аннотация. Представлено понимание этничности как социально сконструированного маркера различий, организующего и объясняющего характер социальных взаимодействий. Конструирование предполагает процесс категоризации и приписывания смыслов наблюдаемым признакам, их фиксацию как этничности. Вместе с тем существуют сложности с четким пониманием критериев действенности этничности как социального конструкта. Важны поиск и анализ механизмов, лежащих в основе активизации социальной природы этничности; выделение социальных полей и практик, в которых этничность используется как социальный конструкт. Предложено возможное решение проблемы операционализации этничности как социального конструкта, показаны социальные поля, в которых он функционирует.

Ключевые слова: этничность • конструирование • операционализация • этнические границы • властный дискурс • повседневные практики • стереотипы

Понимание этничности. Основной тезис настоящей статьи основан на понимании этничности как социально сконструированного "маркера", который используется в качестве организующего и стимулирующего социальные практики элемента. Этничность производится в процессе взаимодействий индивидов и групп. Социальный конструкт этничности выступает как основной фактор, объясняющий социальные процессы и поведение отдельных групп и индивидов. Этническая принадлежность воспринимается как объективно определяющая поведение и мышление членов этнических групп, накладывается на группы как "мерка" и основание для определения прав доступа к ограниченным ресурсам [Rex, 1986: 27]. "Нет рас и, тем более, расовых отношений. Есть только вера в существование этих феноменов" [Wodak, Reisigl, 1999: 179]. Социально обусловленная этническая принадлежность превращается в атрибутивную -неотъемлемую и сущностную характеристику.

В рамках субъективно-конструктивистского подхода Ф. Барта этничность следует рассматривать как форму социальной организации, создаваемую категоризацией и самокатегоризацией: "Этнические группы суть категории аскрипции, а также идентификации себя самих как действующих, следовательно, группы являются характеристиками взаимодействия людей". Важны самоидентификация и понимание существования общности с другими индивидами, которые обладают той же самой самоидентификацией и которые "играют в одну и ту же игру". Не "объективные" куль-

турные различия определяют разграничение этнических групп, но, напротив, этнические границы являются источником культурных различий между группами: "Именно этническая граница есть то, что определяет группу, но не культурное содержание, в ней заключенное (culturalstuff)" [Barth, 1969: 10-15].

Значимы самоидентификация индивида и наличие общей, единой идентификации, которая производит и поддерживает границы этнической группы. Для минимизации индивидуального психологического фактора этничность также понимается и как институциональный конструкт, занимающий определенное место в системе социальных отношений и определенный этническими границами. Этнические категории зависимы от контекста, "в различных социокультурных системах им могут быть приданы различные количественные характеристики и различные содержательные наполнения. Они могут обладать большей значимостью для поведения, а могут и не обладать таковой; они могут пронизывать всю общественную жизнь, а могут оставаться релевантными только в ограниченных секторах деятельности" [Barth, 1969: 14]. Этничность является частью социальных границ, позволяющей маркировать значимые различия, задавать формы социальной организации групповых характеристик и совершаемых на их основании взаимодействий.

Конструирование этничности происходит как на институциональном уровне, так и на уровне повседневных практик. На первом этапе приписывания этничности индивиды распознаются как обладатели тех или иных общих антропологических характеристик: цвета кожи, черт лица, языка. Не отрицается, что индивиды отличаются по культурным и ментальным характеристикам. Однако они не столь очевидны, как внешние показатели; последние "легки" в определении и используются для первичного отбора. Вторым шагом является приписывание "выбранным" индивидам маркера этничности, определение их на этом основании в конкретную этническую группу. В дальнейшем индивиды воспринимаются скорее не как отдельные акторы, но именно как представители данной группы. Иначе говоря, индивид становится носителем определенной групповой идентичности, при этом его субъективно переживаемая этничность может не совпадать с социально приписываемой.

На основании сформированной групповой идентичности представители номинирующей группы организуют свои взаимодействия, тем самым используя этничность как естественное объяснение и основу проводимых действий. Этничность становится одной из категорий мышления, а этническая группа воспринимается исключительно как обладающая определенной этничностью и соответствующими ментальными и ценностными характеристиками. Именно в этом наглядным становится социальный характер этничности: произведенные и приписанные категории детерминируют дальнейшее социальное взаимодействие.

Этничность не всегда конструируется на "естественных" фенотипических характеристиках индивидов. Так как конструирование происходит в определенном контексте, некоторые различия могут использоваться как сигналы и эмблемы (маркеры) этнических различий. Эти различия могут быть двух видов, во-первых, очевидные сигналы или знаки - одежда, язык, жилище или схожий стиль жизни; и, во-вторых, базисные ценностные ориентации [Barth, 1969: 14]. При этом в одних случаях значимы лингвистическая принадлежность и культурные символы; в других - этнические границы конструируют политические представления; в третьих - разграничителем служит религиозная принадлежность. Важно понимание, что приписывание этничности и производство границ в любом случае будет относительно субъективным: вне контекста и сознания группы пограничные различия не будут играть существенной роли в разделении. Как полагает Воллман, этничность является "ощущаемой границей", включающей сами различия и социальный смысл этих различий. Она имеет место только в случае взаимодействия групп, производимые этнические границы являются реакцией одной группы на другую [Wallman, 1978: 201-205]. Фактически конструкт этничности отражает восприятие различий и определение значимых различий.

Р. Дженкинсоном было предложено разделение идентичности на номинальную и действительную. Номинальная идентичность - результат социальной категоризации, внешней идентификации группы. Реальная идентичность имеет практические последствия для индивида и группы [Bonilla-Silva, 1999: 909]. В данном случае прямо говорится о деятельностном свойстве этничности, ее способности организовывать социальные практики и различия - выступать социальным конструктом.

Таким образом, этничность выступает как социальный конструкт, как результат социального номинирования и классификации. Наиболее значимым является то, что говорить об этничности как о социально сконструированном феномене можно только тогда, когда происходит его использование как критерия в организации социальных взаимодействий. Соответственно, представляется интересным выделить социальные сферы и поля, в которых этничность используется именно в данной трактовке. Очевидно, что каждая ситуация определяется конкретным контекстом, но существуют общие механизмы, стимулирующие активизацию социального аспекта этничности. Так, социальные практики становятся исключительно этническими в том случае, если они производят или приводят в действие существующие в обществе неравенства. В определенных ситуациях этническая принадлежность может стать критерием доступа к благам, который будет находиться в прямой зависимости от воспринимаемой или приписанной группе этничности. Именно в этот момент, при подобном изменении практик, этничность становится действенным социальным конструктом.

Изменение характера социальных взаимодействий происходит только после того, как группа была определена и воспринята как обладающая этническим признаком. Следовательно, исходным пунктом является социально конструируемая этничность группы. В данном случае элементами операционализации этничности, ее индикаторами служит ряд практик, непосредственно следующих за приписыванием этничности. Практики являются возможными социальными полями, в которых находит выражение социальная природа этничности. Выделено три вида поля, в которых этничность используется как социальный маркер различий: деятельность группы по производству границ между этническими группами, дискурсионные поля, поля повседневных практик.

Построение этнических границ. Этнические границы являются социальными категориями. Являясь индикаторами этнических различий, они обладают символической природой. Непосредственное символическое наполнение границ в определенной мере может быть произвольным. Этнические границы непосредственно не зависят от "естественных", фенотипических отличий индивидов. Границы становятся действенными в случае их восприятия как значимых и уверенности группы в их всеобщем принятии. Основное свойство границ - очерчивать и огораживать среду вовне. Происходит процесс типизации - выделения некого набора общих черт. Представители "типизированной" этнической группы рассматриваются как исполнители ограниченного набора функций. Не принадлежащие к группе индивиды воспринимаются как чужие. Общий механизм конструирования этнических границ построен на процессе взаимодействий и включает этапы идентификации чужих, их типизации и последующей организации взаимодействий на основании выделенных границ.

Этнические границы являются одним из параметров, по которым идентифи

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком