научная статья по теме СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ, СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (О ПРИРОДЕ ПРЕДМЕТА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ) Социология

Текст научной статьи на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ, СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (О ПРИРОДЕ ПРЕДМЕТА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ)»

Теория. Методология

© 2003 г.

М. О. МНАЦАКАНЯН

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ, СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (О природе предмета социологической науки)

МНАЦАКАНЯН Мкртич Оганесович - доктор философских наук, профессор кафедры социологии МГИМО (У) МИД РФ.

Дискуссии, которые прошли в России по данной проблеме в первой половине и середине 90-х годов, не привели к консенсусу по существу проблемы предмета социологии. В научных трудах и в учебниках по социологии можно встретить и сегодня самые различные толкования предмета данной науки, случаи ухода от вопроса. Вместе с тем в последние 2-3 года наметилась тенденция усиления внимания отечественных социологов к человеческому измерению: подходу к предмету социологии через призму человеческих действий и взаимодействий, поведения. Это выразилось в выступлениях Ж.Т. Тощенко на страницах журнала "Социологические исследования", в трудах, учебниках А.И. Кравченко, С.А. Кравченко, А.Г. Эфендиева, в статьях, выступлениях Г.С. Батыгина, Ю.Г. Волкова, А.Н. Данилова, Н.Е. Покровского и других ученых. Но вместе с этим положительным важным сдвигом возникают новые проблемы, без предварительного решения которых трудно удовлетворительно нарисовать портрет "социологического человека", раскрыть содержание его поведения, дать характеристику предмета социологии.

Индивид, социальное и социальное поведение. В статье "Социология жизни как концепция исследования социальной реальности" Ж.Т. Тощенко справедливо критикует точку зрения, объявляющую предметом социологии общество или акцентирующую "общие" и специфические социальные закономерности организации, функционирования и развития общества, пути, формы и методы их реализации в действиях и взаимодействиях людей, их общностей и общества в целом [1, с. 5]. В последнее время распространяется и точка зрения, согласно которой предметом социологии объявляются действия индивидов в обществе, действия человека вообще.

Вполне правомерно, что к XXI веку основным характерным признаком ситуации в обществоведении становятся антропоцентрический подход, ценность человека и его деятельности. В этих рамках человек представляется и как ресурс общественного развития, и как носитель социального капитала, огромный резерв и импульс общественного развития. Такая дихотомия, однако, действительна только в рамках "общество-человек". Социология, как одна из наук об обществе, рядом с другими обществоведческими науками, не может рассматривать человека полностью, во всех его качествах, связях, со всеми общественными чертами и свойствами в качестве собственного исследовательского и познавательного предмета. Не стану перечислять имена авторов, которые стремятся монопольно превратить индивида, его поведение, в исключительный предмет социологической науки. С такой трактовкой не могут согласиться и, действи-

тельно, не соглашаются представители экономической, политической наук, права и других обществоведческих дисциплин.

Представители, например, экономической науки считали и считают, что поведение человека (действие и взаимодействие) в экономической сфере является предметом экономической теории. На таких позициях стояли А. Маршалл, Дж. Кейнс и стоят сегодня многие авторитеты. Дж. Гелбрейт, например, писал: "Экономическая теория изучает поведения людей, вовлеченных в этот процесс. Она является наукой именно потому, что у нее нет никакой иной задачи, кроме понимания этого поведения" [2, с. 29]. Л. Роббинс, английский экономист, определяет экономическую теорию как науку, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными ресурсами, средствами, допускающими альтернативное использование. Экономическая наука изучает соотношение издержек и эффективности человеческого действия. Отношения между действующими индивидами, акторами выступают для нее как аспекты производства и обмена товарами, услугами и т.д. Политическая наука, в свою очередь, будет рассматривать человеческое действие через призму власти и влияния, правовая наука - через право и закон, и т.д. Следовательно, социологическая наука, выделяя и кристаллизируя свой предмет, должна корректно определять собственную познавательную перспективу, найти свой угол зрения и набор вопросов для изучения и понимания человека и его действий, как и собственные подходы, и совокупность принципов интерпретации фактов.

В последнее время некоторые социологи с известными, правда, оговорками отходят от общих рассуждений о человеке и о человеческом поведении. Ж.Т. Тощенко, считая важным такую спецификацию предмета, предпочитает употреблять вместо индивида, человека понятие "личность", выделяя лишь социальные параметры в жизни человека. А.Г. Эфендиев более определенно в центр предмета социологии ставит социальное действие и взаимодействие человека. Но это лишь первые робкие шаги. К примеру, употребление понятия "личности" и выделение лишь социальных параметров его характеристик в принципе мало что меняют, ибо и в экономике, и в политике, и в правовом поле действует человек социализированный, с личностными характеристиками и социальными качествами. А вот что такое социальное действие человека как родовое социологическое понятие, элементарная, но жизнеспособная, саморазвивающаяся микросистема, по А.Г. Эфендиеву, представляет интерес. Стоит рассмотреть точку зрения этого автора подробнее. "Социальное действие, - пишет автор, выделяя курсивом, - это преднамеренный, целенаправленный, поведенческий акт, ориентированный на других, их возможные ответные действия" [3, с. 120]. Внимательное чтение авторского текста не оставляет сомнений: это социальное действие М. Вебера. Автор безоговорочно принял феноменологическую концепцию Питера Бергера, который писал: «что касается строгого определения понятия "социальный", то трудно добавить что-либо к формулировке Макса Вебера, который квалифицировал как "социальную" ситуацию, когда люди в своих действиях ориентируются на других. Переплетение смыслов, ожиданий и поведения, основанного на взаимной ориентации, составляет предмет (курсив мой. - М.М.) социологического анализа» [4, с. 32].

Здесь ахиллесова пята как западных феноменологов, так и наших. М. Вебер, создавая свою теорию социального действия, исследовал процесс наполнения человеческого действия рационализмом, рациональным смысловым содержанием, который сам действующий субъект вкладывает в свои действия. Отсюда и ориентация на других и т.д. Подчеркнем: иные виды действия аффективного, эмоционального свойства, идущие нередко из глубин бессознательного, инстинктов, или по привычке, традиции и т.д., в которых отсутствуют более или менее ясно выраженный смысл или ценностный постулат, Вебер отлучает от понятия социального, считая их не социальными, не рациональными. С другой стороны, социальное действие у Вебера ведет к становлению социальных институтов, структур, регулирующих смысловые взаимодействия, взаимные ожидания и т.д.

Интерсубъективный мир повседневности, который изучают социологи-феноменологи, сплошь и рядом состоит из иррациональных действий, конфликтов, умонастроений людей, групп, направленных как против друг друга, так и институциональных структур и регуляций. Причем наиболее мощные социальные силы, конфликты и социальные потрясения связаны с иррациональностью человеческого поведения. Именно они составляют основную заботу социологии; изначально на их понимание и разрешение, регулирование ориентированы положения о "порядке", "консенсусе", "солидарности", "интеграции" и т.д. Я вернусь более подробно к этим вопросам, здесь же отмечу, что данное противоречие выразилось у А.Г. Эфендиева в том, что его попытка определить "социальное", следуя логике выше приведенного "социального действия", вылилась в нечто более широкое, по его словам, чем "общественное": «Мы рассматриваем термин "социальное", - пишет автор, - в третьем самом широком смысле, как качественно новую, особую, специфическую для человека форму регуляции поведения и порождаемые его свойства человеческой жизни» [3, с. 107].

Считая в целом позицию антропоцентризма, говоря языком социологии - социологического номинализма, исключительно плодотворной, а феноменологическую парадигму - также в целом перспективной, уверен, необходимо найти новую интерпретацию социального поведения человека, взяв за основу не одно направление, а все то научное богатство, которое накоплено социологической мыслью, начиная от Э. Дюркгейма и М. Вебера. Начнем с того, что человек сам по себе, один, не социален. Он приобретает такое качество, когда имеет дело с другим, другими. Следовательно, его действия одновременно выступают как взаимодействия, которые оформляются определенными социальными формами ассоциаций, даже двух, трех людей, выступающие в качестве автономных своего рода социальных единиц, внутри которых складывается повседневная социальная жизнь. Именно в них человеческие действия предстают как элементы более широких структур, т.е. не случайных совокупностей действующих лиц, ориентированных друг на друга, а органично связанных различными сетями зависимости и обладающих волей, свободой и т.д. Индивиды, взаимодействуя внутри таких ассоциаций, общностей, решая свои повседневные проблемы, входят во взаимодействие с индивидами других ассоциаций, выступая, таким образом, как представители различных общностей. Но сами общности формируются как на основе рационального выбора, так и традиционно, естественно, на основе чувств, инстинктивных влечений, родственности и т.д. Нет ни одного человека, индивида, который бы не входил в общности. Здесь он становится личностью, получая социализацию - начиная от семьи, -проникаясь ее интересами, получая признание, любовь, сострадание, защиту и т.д. В общности раскрываются таланты и устремления человека, формируются его интересы и мотивы поведения и т.д. Так складывается и общая матрица его идентичностей.

В свете сказанного мне не кажется малопродуктивным и далеким от истины соображение В.А. Ядова, связывающего предмет социологии с социальными общностями людей. То, что социальные общности являются массовидными, первичными социальными формам

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком