научная статья по теме Социальный институт армии и его влияние на ценности военной службы Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «Социальный институт армии и его влияние на ценности военной службы»

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ АРМИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЦЕННОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

О.Н. Марусенко, преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Хабаровского пограничного института ФСБ России

Сегодня в период становления российской государственности страна в целом и армия в частности переживают один из кризисных этапов в своем развитии. С одной стороны, сложная политическая обстановка в России и на международной арене, воздействие на военнослужащих дестабилизирующих факторов, усиление социальной напряженности в военной среде значительно усложняют задачи органов государственной власти, военного управления. С другой стороны, осуществляемая в Вооруженных Силах РФ военная реформа, отражая объективную потребность страны в высокоподготовленных и всесоронне развитых военных специалистах, предъявляет к ним повышенные требования. Армия — не только инструмент защиты государства от внешних угроз, но и социальный институт. Она оказывает значительное идеологическое влияние на общество, формирует новую ментальность.

Для военнослужащих огромное значение имеют социокультурные традиции и исторические ценности российских военных. Основным содержанием духовного облика военнослужащего являются традиции, в которых сконцентрирован опыт поколений. В истории неоднократно возникали периоды духовного упадка, разложения ценностей, периоды трудностей развития армии и общества в целом. Проявление общих ценностей и норм, которые складываются в самостоятельную профессионально-духовную систему, обусловлено спецификой профессиональной деятельности.

Социальный институт можно определить как исторически сложившуюся устойчивую форму организации совместной деятельности людей, совокупность обычаев, традиций и правил их поведения. Исходя из этого можно сказать, что социальный институт армии представляет собой устойчивый комплекс социальных действий и отношений, складывающихся и функционирующих по поводу военной службы, одним из признаков которого являются ценности и идеи.

Армия выполняет ряд функций, которые выражаются в той пользе, которую она приносит обществу. Среди ее функций можно выделить следующие:

ТРИБУНА СОИСКАТЕЛЯ

удовлетворение насущных потребностей общества, выражающееся в обеспечении национальной обороны государства;

образование и воспитание людей, привитие им определенных ценностей. Итак, существует исторически сложившаяся специфическая система профессиональных ценностей, иерархия которых выстраивается в соответствии с основополагающим принципом защиты Отечества как высшего блага. На этой основе определяется содержание категорий добра, зла, справедливости, долга применительно к профессии военного, формируется отношение к определенным социальным ценностям: Отечеству, Родине, государству, обществу и т. д. Следует также добавить, что в профессиональной среде военных складывается определенная система взаимоотношений, характеризующаяся сложностью, разветвленностью, многоуровневостью. Необходимо отметить, что ввиду большой социальной значимости деятельности по защите Отечества проявляется более жесткая нормативность в выполнении предъявляемых требований; ряд норм и правил закреплен в юридических документах: уголовном кодексе, наставлениях, уставах.

В общей системе ценностей выделяют подсистемы социально-политических, патриотических, гуманистических, духовных (нравственных), военно-профессиональных и иных ценностей.

Важное значение для военнослужащего занимает такая ценность, как патриотизм, который является нравственным принципом, в обобщенной форме выражающим чувство любви к Родине, заботу об ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Это мировоззрение, определяемое любовью к своей стране, родной земле, народу и его культуре, преданностью национальным (общегосударственным) интересам, стремлением принести благо и славу Отечеству. Оно находит свое проявление в гордости за достижения родной страны, в горечи из-за неудач и бед, в уважении к ее историческому прошлому и в бережном отношении к народной памяти, национальным и культурным традициям. Нельзя построить сильное государство, если в обществе принижены и не культивируются патриотические идеалы и ценности. Однако патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм, а этого следует избегать.

Любовь к отчизне—более широкое чувство, выходящее за рамки этнонацио-нального содержания и формируемое на общегражданской и культурно-духовной ценностной основе.

Подлинный патриотизм невозможно отделить от следующих духовных ценностей: веры в Россию как великую страну, бескорыстного служения ее интересам и целям возрождения былого могущества, святости и нерушимой целостности российской земли и ее границы, знания и уважения отечественной истории, святынь страны и заслуг предков; почитания русского языка как источника духовного развития и приобщения к достижениям мировой культуры; бережного отношения к российской национальной культуре, традициям и обычаям народной жизни; преданности «малой родине»; уважения российской государственной

символики — герба, флага (боевых знамен), гимна и других атрибутов государственности.

Понимая это, государство приняло Программу патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В группе социально-политических идеалов важнейшие идейно-ценностные ориентиры российской государственной идеологии получили свое правовое оформление в Конституции Российской Федерации 1993 г., в которой заявило, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Конкретизация и систематизация ценностного состава и содержания государственной идеологии дается в Концепции национальной безопасности России.

К числу важнейших общих (общесистемных) ценностей демократии относятся: открытость общества; плюрализм мнений, идей и интересов; свобода слова и критики; терпимость к оппозиции; консенсуальность отношений; уважение человеческого достоинства; свобода и ответственность выбора и поведения личности.

Говоря о ценностях военной службы, нельзя не упомянуть о ее гуманистических ценностях. Понятие «гуманизм» является воплощением идеалов, провозглашающих жизнь человека как высшую ценность. Подлинный гуманизм невозможен без уважения достоинства человеческой личности и любви к людям. Гуманизм служит мерой цивилизованности современного человека и общества в целом. Это становится очень важным в условиях прохождения службы с оружием в руках в многонациональных воинских коллективах. Гуманизация служебных отношений в немалой степени способствует улучшению морально-психологического состояния военнослужащих. Это подтверждает история. Очень остро стоит данная проблема в армии. У всех на слуху постоянные сообщения о новых случаях дедовщины в войсках.

Говоря о духовных ценностях, необходимо помнить, что свобода совести как политико-правовая ценность закрепляется в качестве важнейшего принципа всякого цивилизованного общества. Право на свободу совести предоставляется, естественно, и военнослужащим. В этих целях, а также в интересах использования духовно-нравственного потенциала в защите Отечества и его границ, например, руководством Министерства обороны и Пограничной службы ФСБ РФ заключены договоры о сотрудничестве с Русской православной церковью. В Законе РФ «О статусе военнослужащих» реализуется их право в свободное время участвовать в богослужениях и религиозных церемониях в качестве частных лиц, индивидуально использовать религиозную символику, литературу и предметы культа. В то же время ценность свободы совести не распространяется на отказ военнослужащих от исполнения своих служебных обязанностей по мотивам отношения к религии, на попытки создания религиозных объединений в воинских частях. В воинской среде не должно быть разделения военнослужащих по религиозному признаку, а каждый должен выполнять свои функциональные обязанности.

Сегодня жизнь российского общества и Вооруженных Сил РФ характеризуется рядом черт, которые негативно влияют на духовные ценности. В частности, наблюдается спад темпов и качества развития духовной культуры россиян, особенно молодежи, снижается ценностная «шкала» их духовных запросов, потреб-

ностей, целевых установок. Усиливается дифференциация населения страны по материальному и социальному положению. Перспективы духовного и материального развития для многих остаются неясными. Зачастую люди отдают предпочтение не общенациональным, государственным, а личным, семейным или узкокорпоративным ценностям и ценностным ориентациям. Это не может способствовать укреплению единства общества и армии.

Но, несмотря на негативные моменты в развитии духовной жизни страны, есть и стойкие позитивные тенденции, позволяющие с надеждой смотреть в будущее. Прежде всего необходимо отметить тот факт, что духовность значительной части россиян сохраняет устойчивость, несмотря на влияние противоречивых внутренних и внешних условий и обстоятельств. Они остаются привержены многим чертам своего национального характера. Данное обстоятельство подтверждается тем, что большинство граждан предпочли бы себя идентифицировать не по гражданству, а по этнонациональной принадлежности. Например, около 36% опрошенных респондентов назвали себя россиянами в противовес 47%, предпочитающим называть себя русскими.

Положительное влияние оказывает и возрастающая активность религиозных конфессий в жизни страны. Так, сегодня религия воспринимается многими людьми все больше как необходимая часть духовности, как социально-исторический феномен, имеющий нравственное, общекультурное и мировоззренческое значение. Итоги проведенных в последнее время социологических исследований показывают, что Русской православной церкви доверяет 44 % респондентов, рассматривая ее в качестве одного из важнейших элементов российской духовной культуры.

Это обстоятельство накладывает определенный отпечаток и на состояние духовности Вооруженных Сил России. Армия по своей природе и назначению представляет собой крайне специфическую организацию. Военнослужащие, с одной стороны, тесно связаны с обществом, а с другой — ведут свой, строго регламентированный образ жизни. Все, что происходит в духовной жизни общества, проник

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком