научная статья по теме СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В МАХАЧКАЛЕ, ИЛИ ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У ТЕБЯ НЕТ ВЛИЯТЕЛЬНЫХ РОДСТВЕННИКОВ? Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В МАХАЧКАЛЕ, ИЛИ ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У ТЕБЯ НЕТ ВЛИЯТЕЛЬНЫХ РОДСТВЕННИКОВ?»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2015 • № 4

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

И.Г. СТАРИКОВ

Социальный капитал и социальная мобильность в Махачкале, или Что делать, если у тебя нет влиятельных родственников?*

Статья посвящена анализу негативных аспектов социальной мобильности в Махачкале. Автор на примере группы официально незанятых рабочих и строителей исследует направленные на социальное восхождение жизненные стратегии горожан, находящихся на низших социальных стратах. Также рассматриваются такие барьеры социальной мобильности, как клано-вость и коррупция. Широкое распространение этих практик в разных сферах жизни общества Махачкалы не просто затрудняет вертикальную социальную мобильность для людей, не имеющих достаточно социального капитала - влительных родственников, обладающих высоким уровнем экономического достатка, но и тормозит модернизационные процессы. Тем не менее для низшего слоя дагестанского общества, представленного рабочими махачкалинской "биржи", социальные лифты не перекрыты полностью. В ходе исследования были выявлены две базовые модели вертикальной мобильности, характерные для представителей данной социальной группы: 1) повышение своего профессионального уровня - в местной терминологии переход из чернорабочих в мастеровые; 2) создание предпосылок для получения высшего образования детьми.

Ключевые слова: социальная мобильность, социальные лифты, социальный капитал, жизненные стратегии, Дагестан, Махачкала, клановость.

Махачкала - один из самых бурно меняющихся городов Северного Кавказа: постоянный приток населения со всего Дагестана, в том числе молодежи, приезжающей получать образование, естественным образом создает большой потенциал развития города. Однако модернизационные процессы в городе и регионе в целом заметно "пробуксовывают". В принципе это неудивительно, ибо, как показывает опыт, не только российский, но и мировой, упомянутые процессы могут сопровождаться разрушением привычных жизненных укладов, что нередко влечет за собой социальную дезорганизацию, хаос, аномию, рост девиантного поведения и преступности. В результате в ходе такой модернизации не удается преодолеть бедность, масштабы которой либо увеличиваются, либо принимают новые формы [Паин 2009, с. 34]. Анализ ряда нега-

* Статья подготовлена по материалам научно-исследовательской разработки "Северокавказский город как особый феномен урбанизации" РАНХиГС при Президенте РФ.

Стариков Илья Геннадиевич - научный сотрудник Центра региональных исследований, институционального анализа и урбанистики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Адрес: 119571, Москва, просп. Вернадского, д. 82. E-mail: il8@bk.ru.

тивных социальных аспектов модернизационных трансформаций в регионе, а говоря точнее, практик и стратегий социальной мобильности его жителей и их адаптации к рыночным реалиям - основная цель моего исследования.

Социальный капитал в депрессивном регионе1

Известно, что Дагестан - дотационная республика. Причем, по оценкам экспертов, перераспределение финансовых средств, поступающих из федерального бюджета, находится в ведении "ограниченного круга чиновников, которые извлекают из этого значительные выгоды" [Стародубровская, Казенин 2013, с. 35]. Схожая ситуация происходит в отношении потоков наличных средств на разных уровнях экономической деятельности в республике. Неудивительно, что данные процессы увеличивают разрыв между населением, не имеющим доступ к федеральным и местным финансовым потокам, и участниками в перераспределении этих ресурсов.

Между тем среди специалистов и экспертов широко распространено мнение, что в социально-экономической жизни Дагестана, как и иных этнических субъектов Российской Федерации, большую роль играет социальный капитал [Лебедева, Ломовцева 2006]. На уровне обыденного сознания и вовсе доминирует представление, что без влиятельных и богатых родственников очень сложно жить: поступить и успешно окончить обучение в вузе; устроиться на работу, особенно в органы государственного или муниципального управления, и т.п. О коррупции и клановости в Дагестане говорят политики и журналисты, исследователи и местные жители, которые не раз становились свидетелями или даже непосредственными участниками практик, основанных на коррупционных механизмах и клановых принципах.

Все это свидетельствует о значимости социальных сетей (в научном значении данного термина, означающего объединение социосубъектов и отношения между ними), и в первую очередь - родственных связей в формировании социальной структуры региона. Однако следует отметить, что когда речь идет о клановости в Дагестане, то не всегда подразумевается деятельность кровнородственных союзов. В круг лиц, принадлежащих к таким союзам, помимо родственников, могут входить односельчане и просто друзья. Подобные социальные сети строятся на обоюдной выгоде от взаимопомощи, обеспечивающей получение привилегий и ресурсов, доступных членам сети (см. [Baron, Field, Schuller 2000]). Выполняя функцию перераспределения ресурсов, социальные сети выступают в роли социального капитала, позволяя индивидам повышать свой статус в обществе.

На этом стоит остановиться подробнее, ибо, с одной стороны, социальный капитал, как пишет Д. Коулмен, "подобно иным формам капитала... - капитал производительный, позволяющий добиваться определенных целей, недостижимых при его отсутствии" [Coleman 1990, с. 302]. В этом смысле социальный капитал, точнее, его недостаточность, выступает в качестве фактора, порождающего или усугубляющего неравенства [Тихонова 2004]. С другой стороны, специфика рассматриваемого вида капитала выражается в нематериальных категориях: нормах взаимности, доверия, структурах гражданской вовлеченности, принципах и пр. Важнейшим из названных форм Р. Патнэм, например, считает доверие [Патнэм 1996]. В свою очередь, М. Гра-новеттер подчеркивает, что доверие генерируется прежде всего там, где соглашения между людьми вплетены в прочную структуру личных связей и социальных контактов [Granovetter 1985]. Следовательно, справедлива и обратная взаимосвязь - чем больше доверия, тем крепче социальные связи.

Побочным эффектом в данном случае выступает повышение барьеров включения в социальную сеть новых участников. Только высокий уровень доверия человеку, его положительная репутация становится решающим фактором для приглашения его к

1 При подготовке данного раздела использовались материалы отчета по НИР "Взаимодействие процессов модернизации и урбанизации в современном мире" РАНХиГС, подготовленного совместно с Т. Интигри-новой, которой выражаю благодарность за участие в определении методологии анализа обстановки в регионе.

полноправному взаимодействию с участниками сети. Поэтому не удивительно, что развитие данных сетей происходит в первую очередь за счет родственников, то есть людей, с которыми изначально существуют тесные связи и которые по умолчанию обладают кредитом доверия.

Ошибочно полагать, что подобные сети взаимопомощи в Махачкале действуют только среди представителей высших слоев общества. Аналогичные механизмы присутствуют в отношениях как среди рабочих завода, водителей маршрутных такси, грузчиков, так и среди чиновников и крупных бизнесменов. Значимая разница заключается в том, какое социальное положение занимают представители конкретной сети. Так, родственники влиятельного человека, занимающего высокий пост в органах республиканской или городской власти, в отличие от людей, не имеющих таких родных в 2

своем тухуме , могут рассчитывать на преимущество при поступлении в вузы, существенно большие привилегии при сдаче экзаменов, более качественное медицинское обслуживание и протекцию при устройстве на престижную работу.

Исходя из упомянутых теоретических разработок, нетрудно предположить, что для жителей Махачкалы, не имеющих среди родственников людей из высших страт общества, каналы восходящей (вертикальной) социальной мобильности, обычно называемые социальными лифтами, в значительной степени перекрыты. А процесс перемещения индивидов между социальными слоями, то есть, говоря словами П. Сорокина, приобретение ими новых социальных статусов, сопровождающееся получением более высокого уровня дохода, властных полномочий и престижной профессии, в достаточной степени затруднен (см. [Сорокин 1992]).

Чтобы проверить эту гипотезу, было необходимо изучить жизненные стратегии горожан, находящихся на нижних ступенях социальной иерархии. На основе неформальных контактов с жителями Махачкалы и метода включенного наблюдения удалось выявить место в городе, где можно было с большой долей вероятности встретить представителей низших социальных страт. Этим местом стала так называемая "биржа" - городская территория, расположенная на пересечении дорог, рядом с рынком стройматериалов3. Туда приходят не имеющие постоянного заработка мужчины с целью найти временную работу в строительном секторе.

"Биржа" и ее завсегдатаи

В каком-то смысле махачкалинская "биржа" оправдывает свое название, будучи местом, выполняющим посреднические функции между работодателем и рабочим. Жители города, нуждающиеся в строительных рабочих, всегда могут найти здесь людей, предлагающих такие услуги. Обычно заказчики приходят на "биржу" с целью найти дешевую рабочую силу, чаще всего для строительства или ремонта частных домов и квартир.

На "бирже" нет ни выходных, ни праздников, здесь всегда легко встретить человека, согласного заработать и грубой физической силой, и выполнением строительных или ремонтных работ, требующих определенных навыков. Состав и количество работников меняется на протяжении всего рабочего дня, но обычно их число колеблется

2 В классическом значении термин "тухум" означает "агнатический союз родственников только со стороны отца", тогда как "родственники со стороны матери считаются чужеродцами, на которых не распространяется начало родовой солидарности" [Энциклопедический... 1907]. Я же использую данную категорию в ином, современном и более широком смысле, поскольку ныне большинство респондентов распространяют упомянутый термин на всех родственников по

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком