научная статья по теме СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Б.Н. ЧИЧЕРИНА Социология

Текст научной статьи на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Б.Н. ЧИЧЕРИНА»

История социологии

© 2004 г. A.C. КОКОРЕВ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Б.Н. ЧИЧЕРИНА

КОКОРЕВ Александр Степанович - профессор Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

Попытка сформировать в современном российском социальном знании новые теоретические ориентиры не может быть успешной без обращения к социологическому наследию. Большое значение имеет в этом аспекте освоение научного творчества Бориса Николаевича Чичерина (1828-1904), известного юриста и философа. В его трудах предложена общая система социологии, выступавшая составной частью учения о праве и государстве. Чичерин дал название «Социология» второй части книги «Курс государственной науки» (1896), где наряду с социологией представлены философия, история, правоведение, политология, этика и государственное управление. Его современник И.В. Михайловский писал: «Этими работами по справедливости может гордиться русская наука. Автор их - не узкий специалист, замкнувшийся в свою область, а ученый и мыслитель с колоссальной эрудицией, как специальной, так и общей» [1, с. 897].

Чичерин по праву считается создателем государственной, или государственно-юридической школы в социологии. Основа его социологической концепции - идея главенствующей роли государства в истории России. Государство, по его определению - высшая форма общежития, высшее сочетание свободы с разумным порядком, служение идеалу общего блага, охрана свободы и прав личности и собственности. Очевидно, эту позицию разделяли те, кто продолжал традиции родоначальников теории естественного права, а отчасти и Гегеля. Представители русской государственной школы находили свой идеал разумной действительности в идее правового государства, в разумном сочетании конституционного строя и демократических преобразований.

Творчество Чичерина пронизывает сверхзадача, сформулированная им в 1860-е годы - исследование перспектив и путей исторического развития русского общества и русской государственности. Его концепция «либерального консерватизма» - стратегия социально-политической модернизации России. Такой путь позволял, как ему представлялось, избежать как разрушительных революционных потрясений, так и окостенелости и деградации существующего режима. Чичерин одним из первых в отечественной науке стал рассматривать гражданское общество в качестве объекта социологии. «Независимость гражданской области от политической составляет драгоценнейшее приобретение человечества, первый и главный оплот человеческой свободы» [2, с. 3]. Предметом социологии он считает исследование общества, его элементов, влияния общества на государство и государственной системы на общество.

Несколько слов о биографии ученого. Родился Б.Н. Чичерин 26 мая 1828 г. в семье богатого тамбовского помещика из старинного дворянского рода [3]. Под влиянием отца у будущего видного правоведа и социолога формируется гражданская позиция: стремление к переменам в русской жизни в сочетании с пиететом к государству. В декабре 1844 г. Чичерин приезжает в Москву для поступления в университет. Он поселился в доме старого приятеля отца, у писателя Николая Филипповича Павлова, где по вечерам собирались будущие организаторы западнического и славянофильского кружков. Западников представляли профессора Московского университета П.Г. Редкин, К.Д. Кавелин, Д.Л. Крюков, славянофилов -К.С. Аксаков, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, С.П. Шеверев. Дом нередко посещали А.И. Герцен и П.Я. Чаадаев. В 1845 г. Чичерин поступил на юридический факультет Московского университета, в годы учебы увлекся философией Гегеля.

После окончания университета в 1849 г. Чичерин отказался от карьеры чиновника, решил посвятить себя научной деятельности. В его «Воспоминаниях» можно прочитать: «Следуя внутреннему влечению, я продолжал изучать философию. С этой целью я принялся опять за греческий язык и стал в подлиннике читать Платона и Аристотеля, сначала с помощью перевода, а потом прямо уже по тексту» [4, с. 66]. Сдав в 1851 г. магистерские экзамены, Чичерин приступил к написанию диссертации: «Областные учреждения России в XVII веке» и представил ее в конце 1853 г. Однако к защите она не была принята. Профессор С.И. Баршев - декан юридического факультета, впоследствии ректор Московского университета, прочитав работу, заметил, что диссертант показал старую администрацию России в слишком неприглядном виде. С горечью Чичерин писал: «Передо мной без малейшего повода запирались двери к ученому и литературному поприщу, и это делалось с таким пошлым равнодушием, с таким возмутительным пренебрежением к мысли, труду, знаниям, стремлениям молодого человека, что это одно уже может служить признаком того низкого уровня, на который пал некогда славный Московский университет. Всякий нравственный элемент исчез на юридическом факультете. Кроме пошлости, невежества и мелочных личных целей и отношений ничего в нем не осталось» [5, с. 12]. Попытки представить диссертацию к защите в Петербурге также не увенчались успехом, несмотря на поддержку Т.Н. Грановского и друзей Чичерина. И только в начале царствования Александра II ученому удалось в 1857 г. опубликовать и защитить диссертацию, которая получила широкий общественный резонанс, воспринятая как новое слово в русской исторической и юридической науке. Начало общественно-политической деятельности Чичерина пришлось на середину 50-х годов XIX столетия, когда он выступил продолжателем идей своих учителей - Т.Н. Грановского, К.Д. Кавелина, П.Г. Редкина.

Эрудиция, склонность к теоретическим и философским обобщениям позволили Чичерину стать во главе государственной школы в русской историографии, как ее тогда называли. В соответствии со своей концепцией закрепощения и раскрепощения всех российских сословий он рассматривает закрепощение как результат действия внешних условий существования русского народа на ранних этапах его истории. По мере того, как эти условия менялись в лучшую сторону, началось постепенное раскрепощение. Ни до Чичерина, ни после него, в либеральном лагере не было трудов, в которых до такой степени возвеличивалась бы роль государства. У Чичерина оно выступает той единственно реальной силой, которая является творцом истории. Народная же «стихия», предоставленная сама себе, проявлялась, по его мнению, лишь в бесплодном анархическом разгуле.

В 1858 г. Чичерина приглашают занять кафедру государственного права юридического факультета Московского университета. С целью подготовки к профессорской деятельности, знакомства с социальной жизнью и политическими учреждениями Западной Европы он отправляется в заграничное путешествие, во время которого состоялись встречи с учеными, специализирующимися в областях политической науки, юриспруденции, истории, философии. Имели место контакты с правоведами и историками: Р. Молем, П.И. Шафариком, И.К. Блюнчли, Ф. Гизо, и с учеными-соотечественниками - Н.И. Тургеневым, И.М. Сеченовым и Д.И. Менделеевым. По его признанию, главной целью поездки в Лондон была встреча с А.И. Герценом, с которым у него наметились разногласия. В беседе осенью 1858 г. Чичерин призывал Герцена встать на более умеренную позицию, но стало ясно: эти разногласия преодолеть не удастся. После письма Чичерина к Герцену, опубликованного в «Колоколе» 1 декабря 1858 года с предисловием издателя под названием «Обвинительный акт», их сотрудничество прекратилось. «Мы с ним теперь могли смотреть друг на друга только как офицеры враждебных армий, но уважающие издали друг друга», - вспоминал Чичерин. Весть об отмене крепостного права застала Чичерина в Париже в начале 1861 г. Осенью того же года он возвращается в Москву, где начинает работу на кафедре государственного права юридического факультета Московского университета.

Крестьянскую реформу 1861 г. Чичерин приветствовал как удачный шаг на пути преобразования России. Он считал единственно плодотворными для России либеральные меры и сильную власть. Переход к новому обществу предполагалось осуществить реформистским путем, без потрясений. Чичерин был первым в России, кто открыто выступал с критикой марксизма. По словам Н.А. Бердяева, «он был ненавистником социализма, который соответствовал русским исканиям правды. Это был редкий в России государственник, очень отличный в этом и от славянофилов и левых западников. Он принимает империю, но хочет, чтобы она была культурной и впитала в себя либеральные правовые элементы. По Чичерину: "Можно изучать дух, противоположный русской идее, как она выразилась в преобладавших течениях русской мысли XIX века"» [3, с. 96].

В 1866 г. в качестве докторской диссертации им была защищена научная работа «О народном представительстве». Став известным в России ученым, Чичерин получил признание и в высших сферах власти (что неудивительно, если учесть его позицию либерального консерватизма). Об этом говорит тот факт, что в 1862 г. он получил приглашение читать курс государственного права наследнику русского престола, великому князю Николаю Александровичу, а

в 1864 г. ему поручили сопровождать его в заграничной поездке. На воспитание наследника русского престола Чичерин и его сторонники возлагали большие надежды: рассчитывали обеспечить осуществление реформистского курса самодержавия. Смерть царевича на 22 году жизни лишила их этих надежд. Преподавательская деятельность Чичерина в Московском университете продолжалась семь лет. Академик Л.И. Янжул заметил, что Чичерин своими серьезными и спокойными лекциями сделал гораздо больше для пропаганды и популярности между тогдашних студентов конституциализма, чем все остальные в университете, не говоря уже о придавленной печати того времени. В начале 1868 г. вместе с группой профессоров в расцвете творчества ученый вышел в отставку в знак протеста против нарушения университетского устава и больше в университет не возвращался. Покинув кафедру, Чичерин как бы ушел со сцены политической жизни. Правда, время от времени он пишет острые политические статьи, активно работает в органах самоуправления «по месту жительства» - в Тамбовском земстве. В 1881 г. Чичерина избирают в Московскую городскую думу городским головой, однако через год он б

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком