научная статья по теме СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ П.А. СОРОКИНА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ АМЕРИКАНСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ Социология

Текст научной статьи на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ П.А. СОРОКИНА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ АМЕРИКАНСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ»

© 2011 г.

И.В. ПОНОМАРЕВА

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ П.А. СОРОКИНА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ АМЕРИКАНСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

ПОНОМАРЕВА Инна Владимировна - преподаватель кафедры социологии Кубанского государственного университета. (E-mail: podsadnyaya@mail.ru).

Аннотация. Дается характеристика особенностей освещения в США социологического наследия П.А. Сорокина. Раскрываются подходы Барри В. Джонстона, Лоуренса Т. Николса, Винсента Джеффриса и Эдварда А. Тириакьяна к освещению интеллектуального становления, научного творчества и академической карьеры российско-американского классика социологической мысли, приводится их аргументация в поддержку актуальности идей Сорокина и методологии интегрализма для общества и социологии XXIвека.

Ключевые слова: американское социологическое сообщество • кризис сенситивной культуры • социальная реконструкция • альтруизм • интегрализм

2009 г., объявленный научным сообществом России "Годом Сорокина", ознаменовался рядом мероприятий, приуроченных к 120-летию со дня его рождения. В феврале состоялась Международная научная конференция "Питирим Сорокин в истории, науке и культуре XX века" (Сыктывкар, Республика Коми); в марте в Сыктывкаре был образован научно-учебный Центр имени П.А. Сорокина [1]; в апреле была проведена Международная конференция: "Питирим Александрович Сорокин и современные проблемы социологии" (Санкт-Петербург); в декабре проходила V Всероссийская конференция "Сорокинские чтения. Социальная и культурная динамика России в условиях глобального кризиса" (Москва).

Интерес его к творчеству высок и в США. К сожалению, имена и работы американских социологов-сорокиноведов мало известны в России, хотя многие из них неоднократно участвовали в конференциях и семинарах в нашей стране. Их работы редко становятся у нас предметом обсуждения. Мне известно только об одном случае: в рубрике "Научная жизнь" журнала "Социологические исследования" за 2009 г. [2, с. 141] упомянуто о том, что на конференции в Сыктывкаре1 Н. Зюзев представил доклад о восприятии теоретического наследия Сорокина современными американскими социологами. Автору статьи довелось столкнуться с их именами дважды. Впервые -на конференции Международной социологической ассоциации по истории социологии в 2007 г., когда после выступления с докладом о "долгом путешествии" по жизни и творчеству Сорокина [3, р. 11] мне был задан ряд вопросов об американских исследователях его идей; во второй раз - совсем недавно, когда я получила на представленную в международный журнал статью замечания анонимных рецензентов, содержащие "обвинения" в игнорировании англоязычных источников. Все это побудило меня узнать: что же думают о Сорокине по ту сторону океана, где он провел большую часть своей незаурядной жизни?

1 Имеется в виду Международная научная конференция "Питирим Сорокин в истории, науке и культуре XX века" (Сыктывкар, февраль 2009 г.).

5* 131

В рамках данной статьи будут рассмотрены взгляды четырех ведущих исследователей творчества Сорокина в США: Барри В. Джонстона, Лоуренса Т. Николса, Винсента Джеффриса и Эдварда А. Тириакьяна.

Барри В. Джонстон - авторитетный биограф П. Сорокина, профессор отделения социологии Северо-Западного Университета штата Индиана (Гэри), работавший там с 1973 г. и недавно вышедший на пенсию. Он автор двух фундаментальных книг о Сорокине [4; 5] и множества посвященных идеям Сорокина статей. Написанная Джонсто-ном интеллектуальная биография Сорокина [4] стала за рубежом настольной книгой практически каждого специалиста, обращающегося к его научному наследию. В отзывах о ней говорится: "Основанная на исчерпывающем исследовании работ Сорокина и архивов Гарварда, интервью с членами семьи Сорокина, его бывшими студентами и коллегами, эта биография возвращает Сорокина на его законное место в пантеоне американских интеллектуалов"[6]. Российские читатели не имели возможности ознакомиться с этой книгой, поскольку она ни разу не издавалась на русском языке, за исключением переводов отдельных фрагментов в отечественных социологических журналах [7] и неоднозначных комментариев по ее поводу со стороны некоторых отечественных социологов. К примеру, у Ю.В. Дойкова можно прочесть буквально следующее: «...Барри Джонстон уделил русскому периоду жизни ученого всего двадцать страниц, а его жизни в Праге - несколько строк... Тем не менее, в том, что касается описания жизни Сорокина в США, книга Джонстона - значительный шаг вперед по сравнению с предыдущими исследованиями... Вместе с тем, к сожалению, за скрупулезным перечислением "откликов" на публикации Сорокина и кафедральных интриг в Гарварде в книге Джонстона как-то теряется облик великого мыслителя...» [8, с. 6].

Джонстон утверждает, что Сорокин - одна из наиболее эрудированных и в то же время противоречивых личностей в истории социологии [9, с. 13]. Для одних он предстает пионером и "законодателем" в таких областях исследований, как социальная мобильность, теория социальной стратификации, анализ социальных процессов в периоды революций, для других остается предметом споров и неприятных воспоминаний. Джонстон назвал Сорокина "пионером и изгоем" (outcast) [5, р. 1; 9, с. 14], а при характеристике его положения в американском обществе в ряде случаев применял к нему выражение "пария"2 [10, р. 229].

В интеллектуальном развитии Сорокина Джонстон выделяет христиано-пиети-стическую, позитивистско-прогрессистскую и интегральную стадии [5, р. 2]. Рассматривая первую стадию, он описывает непростое, но прекрасное в силу религиозного и нравственного воспитания, детство Сорокина, проведенное на севере Вологодской губернии в среде Коми-зырян. Привитые ему в детстве трудолюбие, вера в добро, чувство красоты во многом пришли от его отца - ремесленника по металлу и дереву и набожного человека, строго соблюдавшего православные заповеди. В раннем подростковом возрасте П. Сорокин со старшим братом участвовал в ремонте церквей и реставрации церковной утвари. Ранний религиозный опыт сказался на социологическом творчестве Питирима Сорокина (достаточно упомянуть хотя бы о его призывах к преодолению кризиса современности через распространение идей альтруистической любви).

Вторая стадия связана с изменением духовных взглядов Сорокина под воздействием восстаний, революций, Первой мировой войны, тюрем. Джонстон пишет, что "из неоперившегося юноши (callow teenager) Сорокин трансформируется в политического интеллектуала и революционера" [5, р. 4], что он в 16 лет вступает в партию эсеров, знакомится с политическими трудами Н.К. Михайловского, П.Л. Лаврова, П.А. Кропоткина, К. Маркса, М.А. Бакунина, В.И. Ленина. Представлена его учеба в Санкт-Петербургском университете и в Психоневрологическом институте. Оценивается влияние "русских учителей" - Е.В. Де Роберти и М.М. Ковалевского, а также Л.И. Петражиц-кого - на формирование Сорокина как социолога. Отмечается, что в особом интере-

2 Pariah (англ.) - принадлежащий к низшей касте в Индии, отверженный.

се Сорокина к проблемам социальной организации, социального порядка и динамики социальных изменений начальным импульсом явилось влияние М.М. Ковалевского; проводившего сравнительные исследования эволюции политических и правовых учреждений. Истоки же интереса к рассмотрению роли альтруизма в социальной жизни, по поддерживаемому Джонстоном мнению Л.Д. Гурвича, восходят к религиозности Сорокина и к идеям Л.И. Петражицкого [5, р. 5]. Практическую задачу психологической теории права Петражицкий усматривал в выявлении духовно-нравственных оснований для совершенствования общественных отношений и достижения господства в обществе действенной любви. Сорокин использовал концепцию Петражицкого при объяснении роли норм морали и права в формировании социального порядка в группах и институтах [5, р. 27]. В ходе комментирования русских работ Сорокина за период 1910-1922 гг. [11, р. 28-42] Джонстон приходит к мысли, что корни всей сорокинской социологии лежат именно здесь. В период с 1914 по 1922 г. Сорокин нередко сочетал интенсивную академическую работу с опасной политической деятельностью [5, р. 6]. Данная стадия завершается эмиграцией Сорокина из России.

Третья стадия, самая продолжительная и продуктивная, оказалась связана с его жизнью в США. Джонстон констатирует, что отзывы на книги, написанные Сорокиным за годы работы в Университете штата Миннесота3, позволившие ему вырасти из ранга эмигранта до уважаемого ученого, показали, что, хотя Сорокин - противоречивая фигура, но это фигура, которую нельзя игнорировать [5, р. 13]. В период работы в Гарварде готовится и выходит в свет его "magnum opus"4 - "Социальная и культурная динамика" (1937-1941 гг.). По утверждению самого Сорокина, эта работа - более важная, чем любая из его предыдущих публикаций [4, р. 54-83]. Джонстон отзывается об ее роли в карьере Сорокина следующим образом: «Обосновавшись уже среди "старейшин" дисциплины, Сорокин теперь достиг места в пантеоне ученых, а его "транспортным средством" на этом пути была "Социальная и культурная динамика", представляющая интегрализм как систему» [5, р. 13-14]. Затем, с начала 1940-х годов5 Сорокин постепенно переходит к анализу проблемы социального кризиса и реконструкции общества, становится социологом-пророком [5, р. 18]. В этот период его беспокоили административные и кадровые проблемы, уменьшающееся число приглашений, потеря аспирантов и раздоры в отделе [7]. Изменение его положения в Гарварде тесно связано с его разрывом с Т. Парсонсом. Описанию конфликта между двумя учеными, сыгравшего существенную роль в закате университетской карьеры Сорокина, Джонстон посвящает пятую главу в работе о его интеллектуальной биографии [4], а также отдельную статью [12, р. 107-127]. В них сообщается, что в годы Второй мировой войны произошла смена ориентации Гарвардского университета - от эры Лоуэлла6 (в которой главную роль играл Сорокин) к эре Конанта7 (доминирующее влияние в которой уже принадлежало Парсонсу). В 1946 г. с одобрения руководства Парсонс реорганизовал отделение социологии (созданное в 1931 г. Сорокиным) в отделение социальных отношений, которое он возглавл

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком