научная статья по теме СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИДЕИ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИДЕИ»

История учений о праве и государстве

СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИДЕИ

ЖУКОВ Вячеслав Николаевич,

доктор философских наук,

профессор кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ). E-mail: pifagor2002@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются основные этапы становления социологии права в России. Раскрываются главные направления социологии права, их связь с историческими условиями, идеологией и философскими школами. Показывается специфика социолого-правовых воззрений русских авторов.

The article considers the main stages of formation sociology of law in Russia. One reveals the main directions of sociology of law, their relationship with the historical conditions, the ideology and philosophical schools. The author shows the specificity of sociological and legal views of Russian writers.

Ключевые слова: социология права; позитивизм; марксизм; неокантианство; С.А. Муромцев; М.М. Ковалевский; Л. И. Петражицкий; П.Л. Лавров; Н.И. Кареев; В. И. Ленин.

Sociology of law; positivism; Marxism; neokantianism; S.A. Muromtsev; M.M. Kovalevsky; L.I. Petrazhitsky; P.L. Lavrov; N.I. Kareev; V.I. Lenin.

В России, так же как и в Европе, становление социологии права было процессом с одновременным участием социологов и юристов. При этом следует вспомнить, что и в Европе, и в России во второй половине XIX - начале XX вв. социология как отрасль знания представляла собой довольно рыхлое, аморфное образование, а сами социологи были в известном смысле самоучками, пришедшими в новую дисциплину из смежных областей науки: истории, философии, юриспруденции, этнографии, географии, политической экономии и др. Социологи классического периода - это новаторы, каждый из которых стремился идти своим путем, подчас безмерно расширяя границы новой науки и залезая во владения смежных отраслей. Такой подход был во многом неизбежен, так как диктовался целью социологии - создать некое обобщенное, абстрактное, универсальное знание об обществе и взаимосвязи его институтов. В условиях данной обществоведческой среды вполне естественным выглядит тот факт, что социологический анализ вопросов государства и права предпринимался представителями самых разных наук и публи-

цистами различных политических направлений. Искать родоначальников социологии права только в среде юриспруденции было бы методологической ошибкой.

Обществоведческая мысль России, где ее политическая история, деятельность государственных органов, особенности политического режима, формы государства, законодательство рассматривались с использованием тех или иных аспектов социологического метода, берет свое начало в социальной философии и философии истории первой половины XIX в. В русле так называемой критической (скептической) школы в русской историографии (Н.С. Ар-цыбашев, М.Т. Каченовский, Н.А. Полевой, П.М. Строев, И.Ф. Эверс), опиравшейся на труды Г.З. Байера и А. Тюрго (известные К.А. Сен-Симону и его ученикам), обсуждалась идея закономерности исторического процесса, наличия в нем отдельных стадий. П.Я. Чаадаев, поставив вопрос о судьбе России в мировой истории, фактически попытался вскрыть закономерности появление деспотической власти, ее обусловленности характером, культурой и религиозными предпочтениями русского народа. Дискуссия за-

падников и славянофилов еще более привлекла внимание к специфике русской политико-правовой культуры, к факторам ее формирования и закономерностям развития. Интенсивная разработка принципов идеального общественно-политического устройства на основе методологии О. Конта происходила в кружке петрашевцев (В.Н. Майков, В.А. Милютин). Заметный вклад в развитие и пропаганду социологического подхода внесли основоположники русского социализма (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев). Если Н.Г. Чернышевский много сделал для обоснования категории общественных законов независимо от учения О. Конта, то Д.И. Писарев уже прямо объявил себя сторонником контизма, посвятив данному направлению немало публицистических статей.

Полномасштабное появление философии позитивизма и социологии в России приходится на конец 60-х гг. XIX в. В это время создаются сочинения, не просто пропагандирующие модные европейские идеи, но демонстрирующие зрелость и самобытность их авторов. Классик русской социологии Н.И. Кареев называет три имени, с которыми связано рождение самостоятельной социологической мысли в России: П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, С.Н. Южаков . Все трое - представители народничества, в научном плане - разработчики так называемого субъективного направления в социологии. Обращает на себя внимание тот факт, что социология в России возникает как критика самодержавно-феодальной системы, как метод обоснования социально-политического и экономического переустройства страны. Труды народников - это одновременно и наука, и политическая публицистика. В них можно найти обоснование философии позитивизма и социологии, представления о природе общества и его закономерностях, анализ государства и права, теорию революционной борьбы с самодержавием, этику самопожертвования ради великой цели.

Здесь следует напомнить, что в основе позитивной науки О. Конта также лежал политический мотив: он мыслил себя «пастырем че-

1 Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб., 1996. С. 38.

ловечества», предложившим грандиозный проект социального реформаторства. В России социология права, как правило, была тесно связана с политической платформой ее разработчиков: дворянством, народниками, либералами, марксистами, анархистами, консерваторами. Политический, во многом оппозиционный характер русской социологии обусловил ее запрет со стороны царских властей вплоть до первой русской революции 1905 г.

Как было отмечено ранее, ввиду тесных научных контактов русских ученых с европейскими, социология в России и Европе развивалась практически параллельно и в рамках схожих направлений. Исторически первым и, пожалуй, главным направлением был позитивизм, объединивший первых социологов (К.Д. Кавелин, М.М. Троицкий, Г.Н. Вырубов, Н.Я. Грот, Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареев) на принципах безграничной веры в науку и социального оптимизма. Философия позитивизма стала той широкой методологической основой, на которой авторы разных научных отраслей и школ пытались анализировать эмпирический материал и выстраивать свои гипотезы. Всех их объединяло стремление рассматривать социальные проблемы без опоры на религию и метафизику, максимально приближаясь к естествознанию. Позитивизм в решающей степени повлиял на такие ветви социологической мысли, как субъективная социология народничества, натурализм (в форме географизма и органицизма), оказал глубокое воздействие на юриспруденцию и психологию. Социология для представителей данных направлений представлялась универсальной наукой, включающей историю науки, гносеологию, этику, эстетику, политику, юриспруденцию и т.д.

Позитивистски ориентированная социология, так или иначе, обсуждала, конечно же, широкий комплекс вопросов, связанных с государством и правом. Юристы - в большей мере, специалисты из других отраслей знания - в меньшей. Надо понимать, что социология, изначально складывавшаяся как скрытая или открытая критика самодержавия и феодального строя, не могла обходить такие важные темы, как связь государства с экономикой, политикой и социально-классовой структурой общества, феодальное

и буржуазное законодательство, права человека, революцию и оптимальную политико-правовую организацию общества будущего.

Так, социологи-народники в полный рост поставили вопрос о соотношении государства и личности, до предела обострив его. Если в глазах консервативного обывателя Российской Империи государство представляло собой грозную силу, имеющую сакральные корни, тысячелетнюю историю и незыблемую в своей основе, то народники видели в нем разновидность человеческих институтов, по большей части определяемую волей и сознанием людей, их политико-правовым идеалом. Человеческую историю, полагали они, направляют не так называемые объективные факторы (географическое местоположение, демография, экономика, быт и т.п.), а субъективная воля одного или нескольких лиц, способных подчинить себе послушное большинство. По логике народников, небольшая группа революционеров («критически мыслящих личностей») вполне в состоянии навязать свою волю и свой политический идеал большинству и тем самым совершить социальный, а значит, и политический переворот. В данном контексте государство представало как функция слоя людей с выдающимися волевыми и интеллектуальными качествами, что нельзя, конечно, отрицать применительно ко многим фактам истории.

В натуралистических социологических концепциях тема государства и права если и не была главным предметом внимания, то, как правило, шла фоном, на котором развертывалась аргументация авторов, к ней шли прямые и косвенные отсылки. Это вполне понятно ввиду политической мотивации большинства первых русских социологов.

Органицизм при всем упрощении социальной материи высказал верную мысль о том, что животность человека подчиняет его и созданные им институты законам природы так же, как и другие биологические организмы. Согласно логике органицистов человеческое общество, мир политики, государственную деятельность в виде правотворчества и правоприменения вполне можно рассматривать как организм, живущий по известным законам. Следует признать, что биологические механизмы действи-

тельно работают в таких социальных системах, как отправление власти и применение права. П.Ф. Лилиенфельд, например, справедливо утверждал, что общественные институты (в том числе государство и право) вечны и неизменны, так как соответствуют неким естественным законам (неизменным свойствам людей). Любое искусственное вмешательство в социальный организм способно породить патологию, грозящее гибелью. Для П.А. Кропоткина и Я.А. Новикова таким искусственным компонентом было государственное насилие, которое всегда разрушало общественную солидарность - важнейше

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком