научная статья по теме СОВЕТСКИЙ СОЮЗ И БОРЬБА ПРОТИВ КОЛОНИАЛИЗМА И РАСИЗМА НА ЮГЕ АФРИКИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СОВЕТСКИЙ СОЮЗ И БОРЬБА ПРОТИВ КОЛОНИАЛИЗМА И РАСИЗМА НА ЮГЕ АФРИКИ»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

СОВЕТСКИЙ СОЮЗ И БОРЬБА ПРОТИВ КОЛОНИАЛИЗМА И РАСИЗМА НА ЮГЕ АФРИКИ

Подходы и политика СССР в отношении национально-освободительного движения и «третьего мира» с годами менялись. Определялось это тем, как ВКП(б), КПСС и международное коммунистическое движение оценивали место и роль антиколониальной борьбы и освободившихся стран в мировом революционном процессе, их антикапиталистический и антизападный потенциал.

В первые коминтерновские годы был выдвинут лозунг «пролетарии всех стран и угнетенные народы соединяйтесь», однако колониальный вопрос в то время в число приоритетных не входил.

СССР И КОЛОНИАЛЬНЫЙ ВОПРОС

VI Конгресс Коминтерна (1928 г.) принял тезисы «О революционном движении в колониях и полуколониальных странах». Интерес к антиколониальной борьбе резко повысился, но считалось, что гегемоном этой борьбы должен быть пролетариат, а ее задачей - осуществление пролетарской революции.

Во время Второй мировой войны колониальный вопрос заметного места в политике СССР не занимал. С подъемом национально-освободительной борьбы в Азии и Северной Африке после окончания войны проблема деколонизации во весь рост встала перед международным сообществом. Развитие этих процессов в условиях противостояния двух систем предопределило вовлеченность в них СССР, США и их союзников. Через будущий «третий мир» прошла одна из линий фронта «холодной войны».

Первоначально идеологическая непримиримость помешала и СССР, и Западу правильно понять и оценить самостоятельность феномена национально-освободительного движения.

США считали источником всех национально-освободитель-

А.Ю. УРНОВ

Доктор исторических наук

Автор статьи в 1966-1990 гг. -сотрудник, зав. сектором Африки, зам. заведующего Международного отдела (МО) ЦК КПСС, в 1990-1994 гг. -посол СССР/РФ в Намибии, в 1994-1998 гг. - посол РФ в Республике Армения.

ных революций «подрывную деятельность коммунизма». Именно так было заявлено в доктрине Трумэна (1947 г.). Развивая эту идею, будущий государственный секретарь США Джон Фостер Даллес в ноябре 1950 г. подготовил для правительства и сената меморандум, в котором рекомендовал рассматривать все без исключения революционные события, в том числе антиколониальную борьбу, в качестве «составных частей одной программы подрывных действий» Москвы1. Как отмечал советский исследователь В.А.Кременюк, подобная оценка «не осталась курьезным эпизодом в истории внешней политики США, ... а послужила в 50-х гг. основой для принятия ряда важных политических реше-ний»2.

«Пролетариат не будет поддерживать так называемое «национально-освободительное» движение, так как до настоящего времени всякое такое движение совершалось в пользу буржуазии, развращало и калечило классовое самосознание пролетариата»3. Слова эти были сказаны еще в 1904 г., принадлежат они Сталину, который счел возможным опубликовать их в своем собрании сочинений, увидевшим свет в 1946 г.

Москва, тем не менее, не осталась нейтральной. Антиколониальная борьба была борьбой против угнетения, имела антизападную направленность, поэтому, не

считая «непролетарские» национально-освободительные движения важным фактором мирового революционного процесса и видя в них скорее попутчиков, чем союзников, СССР и по политическим, и по идеологическим соображениям счел целесообразным солидаризироваться с ними и оказать им поддержку. В ООН и на других форумах СССР неизменно выступал за право всех народов на национальную независимость.

По-настоящему СССР «открыл» для себя «третий мир» в середине 50-х гг., чему способствовали первые визиты советских руководителей в Индию, Бирму и Афганистан в 1955 г. С характерной для первых послевоенных лет недооценкой Москвой революционного потенциала антиколониальной борьбы было покончено.

Стремление многих освободившихся стран, в том числе таких гигантов, как Индия и Индонезия, к укреплению политической независимости и экономической самостоятельности, дистанцирование бывших колоний от западного блока, нашедшее свое выражение в создании Движения неприсоединения в 1961 г., национально-освободительная борьба в странах, еще остававшихся под колониальным господством, привносили новое качество во всю систему международных отношений, открывали перед СССР широкие возможности для наступления на противника по «холодной войне» на наиболее уязвимых для него «участках фронта».

Борьба за ликвидацию колониальной системы, за укрепление и развитие завоеваний национально-освободительных революций была признана важнейшим компонентом мирового революционного процесса, уже не «чисто» коммунистического, а широкого - антиимпериалистического.

«Развитие социализма и национально-освободительного дви-

жения резко ускорило процесс распада империализма», - говорилось в Декларации совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран, которое состоялось в Москве в ноябре 1957 г.4 Совещание представителей коммунистических и рабочих партий, состоявшееся в Москве три года спустя, констатировав «активный процесс распада колониальной системы под ударом национально-освободительного движения», охарактеризовало «крушение системы колониального рабства» как «второе по своему историческому значению явление после образования мировой социалистической системы»5.

Этапным событием стало внесение правительством СССР на рассмотрение XV сессии Генас-самблеи ООН проекта Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам. 14 декабря 1960 г. она была одобрена подавляющим большинством голосов. Воздержавшись от голосования, США, Англия, Франция, Австралия, Бельгия, Испания, Португалия и Южно-Африканский Союз (с 1961 г. - Южно-Африканская Республика, ЮАР).

Нужны ли комментарии?

От классового подхода пока что никто не отказывался. Национально-освободительные революции стали рассматриваться как «звено единой цепи всемирных схваток между капитализмом и социализмом», отмечалось в сборнике «Мировое коммунистическое движение», отражавшем официальные оценки и позиции КПСС6.

В 50-е - 60-е гг. советские люди в большинстве своем симпатизировали антиколониальной борьбе африканцев. Образ черного человека как жертвы несправедливости, дискриминации и угнетения вошел в сознание многих. «Помогли» Соединенные Штаты - «Хижина дяди Тома», Поль Робсон, певший по-русски «...нет для нас ни черных, ни цветных».

Неся дежурство в комсомольском патруле на Садовом кольце в день открытия в Москве Всемирного фестиваля молодежи (лето 1957 г), я собственными глазами видел, в каком искреннем порыве приветствовали люди, следовавшие на стадион в Лужниках автомобили с делегациями из стран Африки.

В последующем отношение к африканцам, число которых в Советском Союзе неуклонно росло, уже не было столь восторженным. Но идеология интернационализма работала, и таких диких расистских эксцессов, как сегодня, в то время представить себе было невозможно.

«НЕЧЕСТИВЫЙ СОЮЗ»

В 60-е годы с колониальной системой в Африке было в основном покончено.

Отчаянно сопротивлялись переменам на континенте лишь португальские колонизаторы, южноафриканские и родезийские расисты, объединившиеся в альянс, который получил в Африке название «Союз нечестивых». Это привело к тому, что освободительная борьба на Юге Африки приобрела вооруженный характер.

США и их союзники по НАТО поощряли и поддерживали этот «нечестивый» альянс, однако от открытых форм вмешательства до времени воздержива-

хук) и ЮАР находились в своих странах под запретом, подвергались террору и репрессиям. Поэтому жизненно важное значение для них имела поддержка из-за рубежа. Они нуждались в штаб-квартирах, где могли функционировать их зарубежные руководящие центры, в тыловых базах и лагерях, механизмах приема поступающего от поддерживавших их иностранных государств вооружения и последующей переброски в свои страны. Роль Организации африканского единства (ОАЕ), созданной в 1963 г., во всем этом невозможно переоценить.

ОАЕ была политически разнородной организацией. Позиции ее государств-членов по вопросам освободительной борьбы, поддержки тех или иных национальных движений нередко расходились. Имели место острые споры и сепаратные действия. И все же в антиколониальных делах дух африканского братства преобладал. Достигались компромиссы, в частности, о том, следует ли поддерживать в данном националь-

лись, полагая, что объединенных сил колонизаторов и расистов будет достаточно, чтобы не допустить развития событий по антизападному сценарию.

Национально-освободительные организации в португальских колониях, в Зимбабве (до 1980 г. -Южная Родезия, столица - Солсбери), Намибии (бывшая Юго-Западная Африка, в 1968 г. по решению ООН была переименована в Намибию, столица - Винд-

Встреча заместителя министра иностранных дел СССР Л.Ф.Ильичева и Дж.Ньерере - президента Танзании, одного из «прифронтовых» государств (слева автор). Дар-эс-Салам, май 1982 г.

ном движении одну или несколько организаций.

Особо следует отметить «прифронтовые» - пограничные государства, служившие освободительным движениям главным ты-

ловым плацдармом. В годы существования «Союза нечестивых» такими государствами считались Танзания и Замбия, к которым я бы добавил Гвинею и, возможно, Ботсвану. После развала португальской колониальной империи (1975 г.) к ним присоединились Ангола и Мозамбик, а затем и Зимбабве (1980 г.).

Советский Союз оказывал борцам против колониализма и расизма разностороннюю поддержку, в том числе поставками вооружения и подготовкой военных кадров. Между КПСС и партиями, возглавлявшими национально-освободительную борьбу, были установлены дружеские связи.

После того как в середине 70-х гг. обрели независимость африканские колонии Португалии, эпицентр национально-освободительной борьбы переместился на юг континента, где в ЮАР, Зимбабве и Намибии продолжали господствовать расистские режимы.

ЗАПУ ИЛИ ЗАНУ?

В национально-освободительном движении Зимбабве СССР поддерживал партию Союз африканского народа Зимбабве (ЗАПУ). С Африканским национальным союзом Зимбабве (ЗАНУ), образованным в 1963 г. группой порвавших с ЗАПУ деятелей, официальных связей н

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком