научная статья по теме СОВРЕМЕННАЯ МЕДИЙНАЯ СРЕДА: СИТУАЦИЯ МНОГОМИРИЯ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СОВРЕМЕННАЯ МЕДИЙНАЯ СРЕДА: СИТУАЦИЯ МНОГОМИРИЯ»

ЭО, 2015 г., № 4 © Е.В. Сальникова

СОВРЕМЕННАЯ МЕДИЙНАЯ СРЕДА: СИТУАЦИЯ МНОГОМИРИЯ

Ключевые слова: массмедиа, коммуникация, предметно-пространственная среда, ритуал, публичная сфера, приватность, мобильный телефон, телевидение, интерактивность, экран, компьютер, публичное пространство, повседневность.

В статье рассматривается повседневная жизненная среда мегаполиса, интерпретируемая как массмедийное коммуникативное пространство, атмосфера которого в начале XXI века оказалась во многом обусловлена работой множества экранных устройств -от огромных экранов на улицах, площадях, в торгово-досуговых центрах до мобильных телефонов. Автор предлагает систематизацию типов коммуникации человека с экранной техникой, выделяя ряд устойчивых моделей: средово-ландшафтная коммуникация, культурно-регламентационная коммуникация, альтернативно-дублирующая коммуникация, интимная коммуникация и др. Многообразие коммуникативных моделей ведет к радикальным трансформациям социальной реальности, которая определяется взаимопроникновением публичного и приватного, а также формированием новых повседневных ритуалов и поведенческих кодов.

Исследователям городской культуры начала XXI в. очевидно, что маленькие и большие экраны сопровождают теперь людей повсюду, определяя и облик повседневной среды обитания, и режимы коммуникации (Jewitt, Tiggs, Kress 2007: 91). В процессе нашего исследования феномена визуального (Сальникова 2012) мы пришли к выводу, что полиэкранная медийная среда, которая и является повседневной средой жителя большого города, играет особую, структурообразующую роль в современной цивилизации. Дома и в офисах, в больницах и банках, магазинах и ресторанах, автомобилях и метро, на вокзалах и в отделениях почты - повсюду разбросаны зоны сообщения с иными информационно-образными мирами. Экранные зоны переходности множатся, завоевывая все новые области повседневности. Иными словами, мы обитаем в тотальной зоне переходности между посюсторонним трехмерным пространством социальной реальности и "потусторонним" внутриэкранным пространством, где обретается бесплотная визуальная образно-информационная материя. К аналогичным выводам приходит и А. Костина, полагающая, что доминирующим в современной культуре оказывается "движение углубления, внедрения, дистанционного погружения воспринимающего с помощью взора и сознания в тот мир, который заключен внутри волшебной коробочки и вне которого находится человек смотрящий. <.. .> Эта единая, глобальная темпоральность начинает доминировать над [физическим] пространством" (Костина 2006: 229).

Умножение экранных систем, подразумевающих возможность восприятия их контента без "выключения" окружающей реальности (выключение может происходить, к примеру, с помощью гаснущего света, что необходимо для кинопросмотра и как это

Екатерина Викторовна Сальникова - доктор культурологии (PhD in Cultural Studies), ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания (Москва); e-mail: k-saln@mail.ru

стало принято со второй половины XIX в. - в театрах; об истории техники освещения см.: Киттлер 2009: 190-195), говорит о том, что современный человек дорожит именно своей симультанной подключенностью и к посюстороннему бытию, и к внутриэк-ранным мирам. Ни уходить всецело в заэкранную виртуальность, ни оставаться один на один исключительно с окружающей реальностью и прямым физическим взаимодействием современные люди не желают. В силу этого плодотворным представляется рассмотрение вездесущих экранных средств в контексте современной повседневности.

Чтобы понять современность, в данном случае - период первых полутора десятилетий XXI в., следует попытаться проанализировать этот новый симбиоз с его множественностью экранных систем различных периодов изобретения, взаимодействием человека с этими системами, новыми ритмами деятельности и логикой сосуществования людей и экранов. Совершенно очевидно, что сама эта новая ситуация создает дополнительный уровень публичности. Обозначим его как виртуальную или дистанционную публичность, которая, будучи заключенной в корпусный экранный носитель, теперь может включаться по индивидуальному желанию индивида и сопровождать его где угодно и сколь угодно долго. Наличие такого альтернативного уровня публичности само по себе меняет индивидуальную картину мира.

Параллельно с публичностью существенные перемены претерпевает и приватность, что уловлено Кристиной Слейд в ее формулировке "глобальное приватное пространство", характеризуемое как воображаемое, умозрительное, тотально рассеянное (Slade 2006: 96). Публичное и приватное перестают существовать в прежнем режиме, который можно обозначить как соседство. В новом столетии происходит взаимопроникновение этих пространств на динамичной публично-приватной территории с гуттаперчевой виртуальной приватностью и столь же мобильной виртуальной публичностью. В этой новой ситуации не только заведомо транзитные места вроде роддома, зала ожидания вокзала, супермаркета, но и любое пространство, в котором человек пользуется экранным устройством - будь то туристическая достопримечательность, либо место повышенной социокультурной актуальности (например, здание ООН) или приватной ценности (дача родителей, "моя" школа, "наш" двор), - наделяется функциями транзитного, переходного пространства, "non-lieu", как определяет этот феномен Марк Оже (Auge 1992: 78). Временная, сиюминутная значимость таких "не-мест" может заключаться в наличии порталов, гарантирующих интегрированность их обитателя или гостя в мир безграничных техногенных коммуникаций. Чтобы увидеть очертания этой с недавних пор формирующейся территории, рассмотрим подробнее современные взаимоотношения человека с экранными средствами.

Полиэкранная публично-приватная среда. Типичные ситуации

Наше многолетнее наблюдение за поведением людей в самых разнообразных публичных местах и приватных городских пространствах в период с 1991 по 2014 г. подтверждает, что жизнь людей в современных больших городах проходит среди множества функционирующих экранов.

Татьяна, 71 год, пенсионер, в прошлом инженер, жительница ближнего Подмосковья:

Утром встаю и сразу включаю телевизор. Пока оденусь смотрю в комнате. Потом за завтраком включаю маленький в кухне. Я долго завтракаю, часа полтора, потому что еще на обед что-нибудь готовлю. В магазин схожу и снова включаю телевизор. Сижу и под телевизор кроссворды разгадываю. С дочкой раза по два-три в день sms-ками перебрасываемся. Она что-нибудь там у себя в Питере смешное услышит и присылает мне. Или я что-нибудь придумаю и тоже ей шлю. Про лекарства все по интернету читаю, а то на этих бумажках все так мелко, я не вижу даже в очках. Вечером телевизор смотрю, или без звука, если позвонит кто... (ПМА 1).

Вадим, 39 лет, офисный служащий, житель Москвы:

Встаю по будильнику, который в мобильнике. Стараюсь поставить какую-нибудь хорошую мелодию, чтобы прямо жить хотелось. И не выключаю ее, пока не пойду в ванну. Я дома не успеваю завтракать, мне до работы полтора часа, так что я только по интернету погоду гляну, новости там, ну, "В контакт" зайду, конечно, и в машину. В пробке стою, ленту друзей листаю, что вечером не успел отсмотреть... На работе ем в буфете, там у них всегда телек включен. Весь день сижу за компом, достает уже к четырем. Прикольно, когда звонит кто-нибудь не по делу. Хоть что-то для души. Сотовый всегда прямо перед собой кладу. Ненавижу, когда внутренний телефон звонит - это значит точно по делу. Обедать некогда бывает, так, схватишь чего-нибудь, принесешь за стол и прямо перед компом съедаешь не глядя. Так что вечером компа видеть уже не могу. По дороге домой в кафе заезжаю одно, хорошее, там сижу, никого не надо, сижу, пью чего-нибудь, ем чего-нибудь такое, и хоть полчаса спокойно с телефоном проведешь, успокаиваешься, домой приезжаешь уже нормальный. Чтоб ни на кого не рявкать. (ПМА 2).

Сергей, 47 лет, врач, житель Евпатории:

Я считаю, у меня XXI век начался, когда я тарелку поставил наконец и ноут себе купил. И ноут с телеком соединил, так что теперь фильмы с интернета я через телек смотрю. Очень удобно, глаза не ломает. Каждый вечер на сон грядущий по фильму, когда футбола нет. Утром мама на кухне телевизор старый включает. Я говорю: "Мама, ну что ты смотришь! Давай новости!" Она в сериал какой-нибудь уткнется и смотрит, а я не могу сериалы. Короче, новости уже на работе смотрю по компу, - кстати, вот этого не люблю, но приходится. Я люблю новости по телевизору, как белый человек, спокойно, сесть и от начала до конца. Я зимой, когда работы нет, по пять раз новости смотрю. Когда у нас тут все бурлило, я пойду, на Театральной площади поснимаю, и "В контакт" выкладываю. И когда море замерзало, тоже выкладывал, круто было, даже из Болгарии и из Германии мне все написали, что круто получилось. (ПМА 3).

Лена, 28 лет, помощник секретаря коммерческой фирмы, Москва:

Обожаю перерыв, потому что мы с девчонками из бухгалтерии идем в напротив кафешку, там можно сесть на угловой диванчик, там нас уже все знают, и пока ланчуем, смотреть клипы по планшету. У нас однажды получилось три планшета на троих, и каждая свой любимый клип нашла, мы там чуть не напугали всех. А вообще класс, когда мы после работы в кино сразу идем. И с моим любимым мужчиной идем, и с девчонками идем. Я уже прямо с утра чувствую, что вечером кино. А чего ненавижу, когда мне моя начальница звонит и что-то спрашивает, а я в кино сижу. Не слышно ни фига, и все настроение сразу насмарку. А нельзя телефон отключать, нас за это штрафуют. Один раз мне пришлось срочно прямо в кинозале находить в своем ноуте один документ и посылать целых пять бшб-ок по поводу этого документа, я чуть не озверела. Потом смотрю обратно на экран, там уже половину героев нету, не понятно ничего. Телевизор мне некогда смотреть, и вообще зачем он нужен, у меня родители его и то почти не смотрят (ПМА 2).

Итак, человек просыпается утром, включает за завтраком телевизор, смотрит, к примеру, новости или ищет, переключая каналы, что-нибудь нераздражающее, чтобы легче было начинать день. Потом садится за компью

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком