научная статья по теме СОВРЕМЕННОЕ ХРАМОВОЕ ЗОДЧЕСТВО Науковедение

Текст научной статьи на тему «СОВРЕМЕННОЕ ХРАМОВОЕ ЗОДЧЕСТВО»

СОВРЕМЕННОЕ ХРАМОВОЕ ЗОДЧЕСТВО

Тамара ГЕИДОР, заведующая отделом истории архитектуры России Государственного музея архитектуры им. A.B. Щусева (Москва)

Приостановка, точнее, пресечение в России с 1917 г. строительства храмов в связи с приходом к власти большевиков привело к утрате его традиций и преемственности. Возродилась эта интереснейшая область архитектуры лишь во второй половине 1980-х годов, превратившись в крупное явление отечественной культуры, чему в немалой степени способствовало принятие Правительством РФ в 1997 г. Закона о «Свободе совести и религиозных объединениях». Наиболее наглядно этот процесс воден на примере московского зодчества.

Храм Христа Спасителя. Первоначально построен в 1837-1883 гг., архитектор Константин Тон. Взорван в 1931 г., воссоздан в 1990-е годы.

Церковь Святителя и Чудотворца Николая у Соломенной сторожки. Первоначальная постройка 1916г., архитектор Федор Шехтель. Разобрана в 1960-е годы, воссоздана в 1996-1997гг.

Часовня Благовещения Пресвятой Богородицы в Бабушкине.

За два последних десятилетия в нашей столице появилось более 50 православных церквей и часовен, несколько сооружений для совершения богослужений других конфессий. Большое распространение получили храмовые комплексы, включающие здания для осуществления разнообразной религиозной деятельности. А часто при уже существующих культовых постройках появляются дополнительные — дома причта*, воскресные школы и пр.

Рассматриваемый архитектурно-строительный процесс развивается в основном по двум направлениям: воссоздание объектов, утраченных в период богоборчества, и проектирование новых. Первое — своего рода реабилитация идеи государственной религии, символ возрождения русской христианской культуры и в то же время освоение на практике утраченных традиций посредством обращения к устоявшимся канонам. Нередко такие постройки возводят, строго следуя несохранившемуся оригиналу, для чего привлекают авторские или обмерные чертежи, натурные рисунки, подлинные фрагменты. Примеры тому — прежде всего воссозданные в 1990-е годы грандиозный храм Христа Спасителя на улице Волхонке,

*Причт — состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви (прим. ред.).

собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, часовня Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот, церковь Святителя и Чудотворца Николая у Соломенной сторожки.

Иногда, чтобы отметить место, где некогда находилась святыня, воздвигают лишь часовню (как на углу улицы Петровки и Столешникова переулка в честь стоявшей там ранее и несохранившейся церкви Рождества Богородицы) или памятный знак, например, у Арбатских ворот, где был храм Святых благоверных князей Бориса и Глеба (неподалеку взамен его построили выдержанный, как и оригинал, в стиле классицизма). Такая практика была особенно характерна для конца 1980-х — 1990-х годов. Причем одним из первых эту благородную деятельность сначала в Москве, а потом и по всей стране развернул Российский фонд архитектурного наследия им. Андрея Рублева.

Второе направление развития культового зодчества в настоящее время — возведение новых сооружений — стало частью национальной строительной политики. В отличие от других стран, где оно непрерывно развивалось, следуя художественным веяниям времени, у нас сложилась трудная ситуация, к которой современные архитекторы оказались не подготов-

ленными. Не случайно в 1990-е годы среди подобных конкурсных проектов встречалось множество таких, где авторы не придавали должного значения основной идее — символике структуры, сакральности пространства церковного здания, а стремились к самовыражению, оригинальности форм, яркости образов, часто без учета традиционных закономерностей. Но сегодня, по истечении двух десятилетий с начала возрождения храмостроительства, уже есть здания с разнообразными конструктивно-планировочными решениями и композицией, что позволяет сделать некоторые выводы о его современной стилистике.

В деревянном зодчестве (его расцвет пришелся на вторую половину 1990-х годов) довольно точно воспроизводят древние образцы. Особенно часто встречаются клетские* храмы с шатровыми и двух-, четырех-, восьмискатными покрытиями, с прирубами (бревенчатыми пристройками) алтаря, трапезной (западная часть здания, часто отделенная от средней глухой стеной) и колокольней. Нередки и круглые в плане часовни, т. е. «о восьми граней» (например, Благовещения Пресвятой Богородицы в Бабушкине, Сергия Радонежского в Лосином острове), пятистен-

*Клетъ — простейшая деревянная конструкция, образованная положенными друг на друга венцами из бревен (прим. ред.).

ки (Святого Николая в Отрадном, иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Медведкове, Андрея Первозванного в Люблине и др.).

А поскольку современная городская застройка требует повышения высотности, среди нынешних деревянных культовых сооружений наиболее гармонично выглядят многоярусные и с шатровым завершением. Таковы церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Новогорске (город Химки Московской области), Владимира митрополита Киевского в Свиблове, Алексея митрополита Московского в Северном Медведкове. Последняя в плане крестообразная — восьмерик на четверике, крыта шатром, а прирубы двумя ярусами бочек (полуцилиндрами с повышенным и заостренным верхом).

В каменном же строительстве конца 1990-х — начала 2000-х годов трактовка архитектурных форм более разнообразна, чем в деревянном. В планировочных решениях чаще всего используются традиционные схемы бесстолпного храма (как, скажем, у церкви Троицы Живоначальной на Борисовских прудах), завершает его один или несколько шатров либо одно-, трех-, пятиглавие. Объемно-пространственная композиция и художественное оформление фасадов чаще всего эклектичны, а иногда представляют собой

стилизацию на тему новгородской, псковской, владимирской или раннемосковской средневековых школ*. Например, близко к традициям двух последних подошел автор храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине.

Более того, часто встречаются откровенные исторические повторы. Скажем, прообразом церкви Воскресения Христова в Шереметьеве послужила одноименная в Сокольниках (1909—1913 гг.). А храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на улице Гурьянова — аналог подмосковных культовых построек неорусского течения стиля модерн**, сооруженных в честь Серафима Саровского в усадьбе Федино и в Серафимо-Знаменском скиту (обе 1912 г.).

Однако большинству ныне возводимых культовых зданий свойственно стилистическое смешение различных художественно-исторических направлений — использование отдельных декоративных форм,

*См.: В. Даркевич. Вечевая республика на Волхове. — Наука в России, 1998, № 5; О. Базанова. Заповедные места Владимирской земли. 2005, № 4; Т. Гейдор. Неподвластные времени. 2009, №1; О. Базанова. Дом Святой Троицы, 2010, № 6 (прим. ред.). "См.: Т. Гейдор. Русская архитектура Серебряного века. — Наука в России, 2009, № 6 (прим. ред.).

присущих какому-либо из них (церковь Святого Тихона патриарха Всероссийского в Донском монастыре, часовня Сергия Радонежского на автозаводе «Москвич» и пр.), или задействованных «на равных» элементов сразу нескольких архитектурных течений. Это прежде всего храмы Воскресения Христова и Святых новомучеников и исповедников российских в Бутове, Державной иконы Божией Матери в Северном Чертанове. Объемно-пространственная композиция последней представляет собой трансформированный образ многошатровых древнерусских храмов ХУ1-ХУП вв.

В поисках целостного художественного образа архитекторы часто обращаются к закомаре* — главному мотиву, символу древнерусского культового зодчества (XI—XVII вв.). В наши дни его рассматривают как основное звено при создании новых приемов, связь с национальной традицией. Первые примеры подобных работ, появившиеся в 1990-е годы, — церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе в честь победы нашей страны в Великой Отечествен-

*Закомара — полукруглое или килевидное завершение части

наружной стены, повторяющее очертание свода (прим. ред.).

Часовня Казанской иконы Божией Матери на Калужской площади.

Синагога на Большой Бронной.

ной войне 1941—1945 гг. (хотя в целом композиция объемов и архитектурных форм здания отражает поиски нового художественного образа) и часовня Святого Николая при Психиатрической больнице № 1 им. Н. А. Алексеева (Загородное шоссе).

Среди примеров построек с трехлопастным завершением (имеющих фасады с закомарами), характерным для архитектуры Новгорода и Пскова XIII—XV вв., можно назвать небольшие храмы Казанской иконы Божией Матери на Калужской площади и Святой княгини Ольги за Серпуховскими воротами. Немало в наши дни и кубических сооружений с примыкающими к ним притворами или экседрами (полукруглыми глубокими нишами), увенчанных куполом на невысоком круглом в плане или граненом барабане, явно ориенти-

рованных на архитектуру эпохи ампира* и неоклассицизма XIX в. (часовня иконы «Всехскорбящихрадость» на Митинском кладбище и пр.).

Большое разнообразие наблюдается в архитектурных формах и расположении звонниц. Они могут быть отдельно стоящими, поставленными на здание храма, примыкающими к нему (как у храма Священ-номученика Николая Мирликийского в Отрадном), в виде арки либо ярусной конструкции (у церкви иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» в Царицыне). В целом это явление современной архитектуры можно отнести к эклектике, на базе которой развиваются неонаправления.

*См.: 3. Золотницкая. «Благородная простота и величественное спокойствие». — Наука в России, 2009, № 3 (прим. ред.).

Мемориальная мечеть на Поклонной горе.

На фоне характерного для современного храмо-строительства полистилизма можно выделить здания неканонического облика. Прежде всего отметим церковь преподобного Серафима Саровского и благоверной княгини Анны Кашинской на Донском кладбище, возведенную в 1902—1910 гг. и восстановленную в 1990-е годы. Она еще изначально имела нетрадиционную форму (сильно вытянутый параллелепипед), что объяснялось устройством в подклете трех ярусов склепов на 450 захоронений. В 1920—1927 гг. храм перестроили, приспособив весь основной

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком