научная статья по теме СОВРЕМЕННЫЙ ЖУРНАЛИСТСКИЙ ТЕКСТ: НЕИЗБЕЖНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ Языкознание

Текст научной статьи на тему «СОВРЕМЕННЫЙ ЖУРНАЛИСТСКИЙ ТЕКСТ: НЕИЗБЕЖНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ»

Язык прессы

Современный журналистский текст: неизбежная трансформация

© А. В. НИКОЛАЕВА, кандидат филологических наук

В статье рассматриваются те изменения, которые претерпевает публицистический текст на современном этапе.

Ключевые слова: диалогичность, разговорный стиль, сниженная лексика, инфографика, журнографика.

В газетных и журнальных изданиях в основных чертах сохраняются традиционные жанры, в которых реализуются информационные, рекламные, развлекательные и другие виды текстов. В то же время СМИ испытывают на себе мощнейшее воздействие со стороны Интернета. И это главная причина трансформации печатных журналистских текстов. Меняется и внутреннее их содержание, и внешнее оформление.

Прежде всего, возрастает тенденция к диалогичности. Все репортажи, очерки, большая часть информационных блоков являются по существу диалогическими, формально оставаясь монологами. Дело в том, что автор выбирает такие языковые средства, которые были бы близки и понятны его адресату, обращается к нему напрямую, используя прецеденты и жаргонизмы, демонстрирует свою общность с читателем. Автор предлагает ему свою картину мира и свои комментарии к ней. При этом публицист все чаще представляет себя в повествовании как реального участника событий, не скрывающегося за маской рассказчика. Редакторские колонки, авторские колонки, отклики читателей и колонки читателей - все это представляет расширенную диалоговую систему.

Своеобразно лексическое и стилистическое оформление этих материалов. В них используются такие речевые формы, как личные местоимения, обращение к читателю, экспрессивный синтаксис, разговорные конструкции, просторечие, жаргонизмы. В центре материала - сам журналист, вся персонажная и событийная системы строятся вокруг него.

Часто в подобных текстах оказываются преодоленными все ранее существовавшие лексические, стилистические и коммуникативные огра-

ничения, связанные с соблюдением нормы. Нередко на печатной странице мы видим грубо-просторечную лексику, дисфемизмы, неологизмы. Прямое или косвенное обращение к стилистически сниженной лексике является способом привлечения читательского внимания к материалу. Даже если используется стилистически нейтральная лексика, общее впечатление от заголовков в центральных изданиях остается удручающим: «Они опять восстали из сортира» (МК. 2011. 26 янв.); «У кого длиннее» (МК. 2010. 24 нояб.). Журналисты постоянно эксплуатируют карнавальную тему телесного низа. Речевая норма, по мнению многих журналистов, связывает автора, мешает ему выразить собственное «я» в достаточной степени, поэтому и происходит огрубление речи.

Развитие новых технологий приводит к нарастанию общего объема информации. Но в современном коммуникативном пространстве функция информирования оказывается недостаточной. Эмоциональность, своеобразная интерпретация - главные критерии успешности текста. Соответственно, увеличивается и персонализация информации. Уже не так важно становится в печатных СМИ, о чем идет речь, как то, кто эту речь ведет. Функцию же оперативного информирования полностью взял на себя Интернет. И в меньшей степени телевидение. Именно поэтому некоторые газеты и журналы организуют работу собственных телеканалов. Каждое уважающее себя издание имеет свой сайт, на котором присутствует его интернет-версия. Любой читатель имеет право оставить свой комментарий к журналистской статье. И вот уже эти комментарии становятся естественным продолжением материала. Газетный текст в таком случае служит поводом для общения сотен людей, которые дополняют его, опровергают, восхваляют, осуждают и т.д.

Между журналистом и читателем возникает новая парадигма отношений. Таким образом, для читателей электронной версии интернет-издания текст выглядит уже совсем иначе, чем для тех, кто ознакомился с ним в бумажной версии. Возникшая оппозиция: комментарии - авторский текст может быть рассмотрена как отношения условно-безусловного или реального и гипотетического. То есть журналистский продукт - это некое факультативное, потенциальное явление, которое корректируется реальными репликами «настоящих» людей. Важность немедленного реагирования читателя на статью понимают все издатели. Поэтому многие журналы в начале каждого номера публикуют наиболее интересные читательские комментарии к статьям (например, «Огонек», «Русский репортер» и др.).

Можно сказать, что компьютерно-медийный дискурс постепенно поглощает все остальные. Собственно, печать теснят, на смену ей приходят смешанные типы коммуникации. Статья, Интернет, видео - все «в одном флаконе». Газеты в своих электронных версиях обязательно публикуют в режиме online последние новости, тем самым пытаясь отвлечь своего

читателя от новостных выбросов в социальных сетях. Журналисты стали также дополнять свои тексты видеоматериалами.

Как мы видим, создается и новый функциональный стиль, в котором приоритетными становятся разного рода эмотивные речевые конструкции, прецеденты, игровые словообразовательные модели, эксперименты с орфографией. Аффтар, зачот, убейся аб стол уже давно прописались в печатных СМИ. Как пример еще одной авторской речевой ошибки, распространившейся по всему медийному пространству, можно назвать знаменитую фразу Светы Курицыной: «Мы стали более лучше одеваться». С одной стороны, конечно, неплохо, что сообщество потребителей продукции массмедиа понимает, что такая ошибка - это смешно, и может поймать ее. С другой стороны, не станут ли эти растиражированные ошибки привычкой?

В настоящее время мы можем говорить о создании сверхтекста, гипертекста. Любой материал вливается в общее информационное пространство, с одной стороны. А с другой - включает в себя наработки предыдущих авторов. Существует общая информативно-эмотивная база, которая является для общества актуальной на данный момент и может быть рассмотрена как матричная база любого авторского материала. Информация распространяется так быстро, что при возникновении информационного повода журналист, работая над материалом, уже имеет под рукой готовые формулы описания события, растиражированные в информационном пространстве.

Отсюда широкое распространение такого языкового феномена, как мем. Интернет-мем (англ. Internetmeme) - это слово или фраза, распространенная сначала в Интернете, а потом и в других информационных источниках. Примеры тех мемов, которые активно используют печатные СМИ: школота (недоразвитые или все современные дети), превед (привет), йакриведко (варианты креведко, креветко) используется в качестве экспрессемы с разным семантическим наполнением, пичалька (печаль). Эти слова и даже целые предложения с такой скоростью распространяются в информационном пространстве, что абсолютно ясно: очень скоро человек, не общающийся в Интернете, не сможет понимать и газетные тексты.

Интернет приучил читателя к получению визуально интересной информации. Газетам и журналам пришлось пойти путем частичной графической визуализации материалов. Прежде всего это инфографи-ка - визуальное информационное сообщение. Еще в 30-е годы А.А. Реформатский справедливо считал, что иллюстрация - один из структурных элементов повествования и должна быть предметом исследования лингвиста.

Инфографика всегда когнитивна, она несет информацию о мире. Совмещение разных знаковых систем помогает человеку получить более

полное и точное представление о предмете обсуждения. Иногда именно графики и таблицы проясняют суть вопроса. Так, в 1854 году доктор Джон Сноу готовил данные об эпидемии холеры. Он рассмотрел всего два параметра: число заболевших и их место жительства. Нанесенные на карту метки образовали траекторию лондонского водопровода. Благодаря этому удалось установить, что виной эпидемии была неисправная канализация.

Иногда инфографика является одним из элементов текстового целого, а иногда она заменяет собой текст. Так, «Комсомольская правда» в конце прошлого года поместила инфографику о том, какие мечты хотели бы реализовать москвичи в следующем году. До этого в той же газете был напечатан текст «Чего хотят женщины?» (Комс. правда. 2012. 8-15 марта). Основное пространство материала - рисунки, цифры, вопросы, но есть и журналистский текст. Это не совсем инфографика, которая состоит из таблиц, схем и пояснений к ним. Здесь еще и журналистский продукт. Можно назвать это журнографикой. Думается, что она будет очень интенсивно развиваться в ближайшее время. Короткий текст, красочное оформление - это все то, что привлекает в наше время читателя.

Тексты в газете становятся короче. Это опять же интернет-воздействие. Человек привыкает получать красочную и короткую информацию. Не случайно очень часто длинные тексты в Интернете комментируются так: «Не осилил. Много букофф». Значит, будет все больше коротких материалов в СМИ.

МГУ им. М.В. Ломоносова

3 Русская речь 6/2013

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком