научная статья по теме Специфика формирования региональной идентичности молодежи Юга России Философия

Текст научной статьи на тему «Специфика формирования региональной идентичности молодежи Юга России»

А.В. Сериков кандидат социологических наук, заведующий отделением «Регионоведение»

И.Б. Скуднова аспирантка кафедры социологии, политологии и права ИППК Южного федерального университета*

Специфика формирования региональной идентичности молодежи Юга России

Идентичность молодежи в пространстве разрушенных ценностей -огромная проблема. Идентификационный кризис и есть выражение ощущения утраты не какой-то отдельной идентичности, а всей иерархической системы. Конструирование собственной идентичности всегда являлось одной из главных проблем молодежи. Трансформационные проблемы российского общества обусловили актуальность осмысления проблем социокультурной самоидентификации личности в условиях регионализации. В современных условиях неопределенности мировоззренческих установок, их амбивалентности, размытости духовных ориентиров, переоценки ценностей, смены стереотипов и норм поведения, являющихся основой самоопределения личности, проблема создания «Образа-Я» становится наиболее актуальной в молодежной среде.

Юг России и Северный Кавказ в настоящее время представляют собой пространство конфликта идентичностей, вызванного противоречивыми процессами в социуме. Такой вывод подтверждается результатами исследований, проводимых многочисленными учеными (Ю.Г. Волков, З.А. Жаде, Е.С. Куква, РД. Хунагов, А.Ю. Шадже, Ф.А. Барков и др.) «Разделение идентичностей, их обозначенность по отношению к "чужим" и несет в себе потенциал конфликтности. Этот негатив

* Сериков Антон Владимирович, e-mail: aserikov@inbox.ru

* Скуднова Ирина Борисовна, e-mail: sppkaf-ippk@yandex.ru

снимается в случае, когда идентичность осмысливается как иерархия выборов, зависящих от системы интегративных социальных ценностей и смыслов»'.

Юг России - регион, значительную часть которого составляют жители северокавказских республик. Доминирование в этих республиках мусульманской религии определяет консервативность сознания, приверженность традициям. Традиционно сильные позиции в Краснодарском и Ставропольском краях, а особенно в Ростовской области занимает казачество, также в основном ориентирующееся на традиционные ценности. В настоящее время Юг России в целом - наиболее традиционалистский регион Российской Федерации, имеющий определенные дифференциации.

Среди российских регионов Северный Кавказ - один из самых важных в геополитическом, в георесурсном и в культурно-цивилизаци-онном отношении. В процессе культурно-цивилизационных взаимодействий, происходящих сейчас в России, принципиально важно учесть специфические черты региона. Одной из главных является этническое разнообразие.

В ходе социокультурной трансформации и модернизации уклада народов северокавказского сообщества исторически сложившаяся этническая карта подвергалась серьезной деформации. Население территории из моноэтнического сделалось полиэтническим, смешанным. Увеличивается динамизм в межэтнических взаимодействиях и отношениях, переход от традиционных форм жизни к инновационным. Данные процессы уже размыли классические основы социального жизнеустройства народов северокавказского сообщества, но не ослабили роли этнического фактора.

При этом стоит обратить внимание на одно из уточнений британ-

1

Хунагов РД. Социокультурные основы российской идентичности. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Социально-культурная консолидация в условиях модернизации современной России. Майкоп, 2013, С.19.

ского социолога З. Баумана: «Пожалуй, вместо разговора об идентично-стях, унаследованных или обретенных, более уместным и соответствующим реальностям глобализирующегося мира выглядело бы исследование идентификации, никогда не заканчивающейся, всегда незавершенной, неоконченной, открытой в будущей деятельности, в которую все мы по необходимости или сознательно вовлечены»1.

Анализ современных идентификационных процессов подтверждает необходимость конструирования региональной идентичности, формирующейся в рамках традиционной культуры и социальных связей, обусловленных этническими и социокультурными особенностями. Общекавказская идентичность молодежи формируется на базе найденного образа жизни, в который входит и географическая константа, но последняя не является определяющей. Кавказскую идентичность молодежи рассматривают как способность молодого поколения кавказского сообщества осознавать свое социокультурное единство в целом кавказском мире. Соединяя себя в некоторое региональное духовное сообщество, молодые люди Кавказа устанавливают свое социокультурное пространство и вводят его границы, выделяя его из окружающего внешнего мира. Проживающие внутри этого пространства народы, этносы, по их собственному мнению, - это «свои», а живущие за его пределами - это «чужие».

Кавказская идентичность молодежи является реально существующим феноменом. Это данность, как и этническая идентичность, иллюстрирующая многообразие мира культуры. Онтологизация кавказской идентичности, постулирование ее как сущности особенного рода не исключает взаимодействия кавказской культуры с отечественной и всемирной культурой. Конкретно это взаимодействие разрешает выйти за рамки своего народа, на новый уровень бытия, раскрывает путь к новому модусу идентификации. Молодой человек принимается соотносить себя не только со своей этнической общностью, а и с другими

этническими молодежными группами, обнаруживает толерантное отношение к ним. Диалог культур заставляет задуматься над вопросом «Кто я есть?» по отношению к молодому человеку и окружающему миру, понять свое единство с природой. Соотнесение себя с миром обогащает сознание и понимание, расширяет поле сознания. Это более высокий уровень идентификации молодежи, когда она начинает понимать, что от усилий всего человечества зависит сохранение самого человека и решение глобальных проблем2. На данном уровне кавказская молодежная идентичность не сменится на западную либо восточную. Значит, в изменяющихся условиях России нужно найти пути развития собственной классической идентичности.

Региональная идентичность молодежи Юга России формируется в условиях повышенной трансформации регионального общественного сознания. В нем отражается амбивалентность социальных процессов и трансформация традиционных ценностей культуры, создавая противоречивые социально-психологические установки. Они формируют определенные культурные и аксиологические расхождения в восприятии идентичности. Отсутствие устойчивых общекультурных ценностных установок накладывается на региональный традиционализм и патернализм.

Исследователи подчеркивают, что на сегодняшний день необходимы системные социологические исследования процессов формирования региональной идентичности, эффективный мониторинг региональной политики, которые позволят определить эмпирические индикаторы конструирования региональной идентичности. Без объединения в единую региональную идентичность разрозненных идентификационных сегментов успех социально-экономических и культурных преобразований невозможен как на Юге России, так и во всей стране.

2

Шадже А.Ю. Феномен кавказской идентичности // Очерки кавказской культуры. Майкоп: ЛГУ, 2001. С.128-145.

У молодежи Юга России сложилась определенная идентификационная иерархия: ярко выражено преобладание региональной идентичности над общероссийской, традиционные этнические, культурные, религиозные, региональные идентичности в республиках СКФО являются

о

наиболее устойчивыми по сравнению с русскими3.

Установлено, что важным фактором конструирования региональной идентичности является самосоотнесение индивида с конкретной территориальной общностью региона, в котором обнаруживается сравнительно устойчивая социокультурная гомогенность идентификационных признаков.

Модель культурного плюрализма, особенно актуальная в полиэт-ничных регионах, предполагает одновременное сосуществование гражданского, этнокультурного и регионального компонентов идентификации. Такая ситуация требует специального внимания и научного анализа. Современная социальная реальность доказывает ограниченность технической эффективности и требует поиска духовного консенсуса, сочетания и взаимодействия культуры и цивилизации. Как утверждает Ю.Г. Волков, «как невозможно строительство однополярного мира, так и унификация человечества по либеральному образцу делает насущным самопознание общества через идеологическую сферу, через повышение качества социальной рефлексии. Гуманистическая идеология становится основанием строительства институтов, регулирующих конфликты интересов путем нахождения интегративных объединяющих смыслов»4.

Рядом ученых разработана модель укрепления российской национальной идентичности на Северном Кавказе, построенная на основе

Сериков А.В., Барбашин М.Ю., Барков Ф.А., Васьков М.А., Гвинтовкин А.Н., Крамарова Е.Н. Трансформация гражданской идентичности в полиэтничном городе: институциональные механизмы и институциональные практики. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2012.

4 Волков Ю.Г. Идеологическая сфера российского общества и развитие российской государственности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Социально-культурная консолидация в условиях модернизации современной России», г. Майкоп, 2013 С..36.

синергетико-ценологического подхода5. Существует мнение, что сегодня синергетика выступает концептуальной основой решения проблемы устойчивого развития региона.

Рассмотрим процессы взаимодействия и конкуренции различных идентичностей в регионах Юга России, основываясь на результатах эмпирического исследования, проведенного Южнороссийским филиалом Института социологии РАН и ИППК Южного федерального университета в Ростовской области, Кабардино-Балкарской Республике и Чеченской Республике. Данные три региона репрезентируют три различных типа региональных структур: регион с преимущественной численностью русского населения в этнодемографической структуре (Ростовская область); регион, в котором проживают несколько крупных этнических групп (Кабардино-Балкарская Республика); регион с явным доминированием титульного этноса, являющийся моноэтничным образованием (Чеченская Республика).

Исследования показали, что процессы взаимодействи

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком