научная статья по теме Спиритуализм и персонализм как два подхода к изучению личности Философия

Текст научной статьи на тему «Спиритуализм и персонализм как два подхода к изучению личности»

Спиритуализм и персонализм как два подхода к изучению личности

М.И. ИВЛЕВА

Категория личности, одна из самых важных и наиболее активно исследуемых в современной философии, одновременно является и одной из тех категорий, что были сформулированы сравнительно недавно. Объектом полноценного философского исследования и осмысления личность становится лишь в девятнадцатом столетии. Необходимо, однако, отметить, что понятие личности было сформулировано на основе развития учения о человеке в истории философии. В античной философии, начиная с трудов Сократа, Платона, Аристотеля, человек рассматривается в двух планах - со стороны души и тела, большое внимание уделяется разумности и нравственности как его неотъемлемым свойствам. В Средние века появляется новое значение понятия «persona», знаменующее двойственность человека: с одной стороны, его тварная природа неотделима от мира земного, с другой -он обладает бессмертной душой и поэтому способен воспринимать божественное откровение, духовный свет Творца. А. Августин утверждает, что в бессмертной душе человека сосуществуют разум, память и воля, а объединяет их самосознание. Ему же принадлежит доказательство личностного бытия, исходя из факта самосознания: «...для меня в высшей степени несомненно, что я существую, что я это знаю, что я люблю. Я не боюсь никаких возражений относительно этих истин со стороны академиков, которые могли бы сказать: «А что если ты обманываешься?» Если я обманываюсь, то уже поэтому существую. Ибо кто не существует, тот не может, конечно, и обманываться: я,

А

следовательно, существую, если обманываюсь»1 . В эпоху Нового времени, эпоху активного интереса к науке и к изучению природы исследуется интеллектуальная деятельность человека, появляются идеи о социальной обусловленности его характера. В конце восемнадцатого столетия И. Кант выделяет понятия, существенные для философского понимания личности: «Person» - человек как лицо, единство духовного и физического, «Persönlichkeit» -собственно личность, нравственный субъект, «Personalitat» -человек как интеллектуальная субстанция, «трансцендентальный субъект мысли»2. На основе этих понятий формируются два подхода к пониманию того, что такое личность, и к ее изучению. Первый -спиритуализм -исходит из понятия «Personalitat», второй, появившийся позднее, - персонализм, сосредоточен на двух других.

Спиритуалистическая философия постулирует в качестве первичной реальности личность как дух. Дух, или душа, в качестве активного, действующего субъекта по отношению к внешнему миру рассматривается в спиритуализме как единственная субстанция, которая продуцирует объективный мир: «...наше «Я» представляет собой единственный источник понятия субстанции... говоря о телесной субстанции мы незаконно переносим, или проецируем во внешний, существующий лишь как содержание нашего сознания мир понятие, которое на самом деле может служить только для обозначения единой деятельной основы всей нашей душевной жизни, непрерывно проявляется в бесконечно-разнообразных психических актах, и... следовательно, ни о какой иной

о

субстанции, кроме духовной, не может быть и речи»3. Представители спиритуализма отвергают не только материалистическую философию, но и объективный

1 Августин. «О граде божием» /Творения. СПб., 1998, т. 3, с. 498-499.

2 Кант И. Критика чистого разума // Соч. в шести томах, т.З. М., 1964, с. 372.

3 Шилкарский B.C. Проблема сущего. Юрьев, 1917, с. 251.

идеализм, считая, что последний возводит в принцип субстанции идею, феномен, производный от абстрагирующей мыслительной деятельности

человеческого сознания, и абсолютизирует интеллектуальную, разумную сторону души, оставляя вне исследования ее эмоционально-волевой компонент.

Одним из источников спиритуалистического учения была философия Декарта, который наряду с субстанциальностью материального мира постулировал, исходя из самодостоверности внутреннего опыта, субстанциальность души и принимал самосознание, мыслящее «Я» за исходную точку (punctum firmum et immobile) правильного философского исследования. Другим важнейшим источником была монадология Лейбница, учение о том, что мир представляет собой множество духовных субстанций -монад, активных, способных к действию, остающихся тождественными себе при всех изменениях. Монадой, простой субстанцией является и человеческая душа, представляющая собой единство «Я» и его восприятий. Человеку непосредственно даны как его собственная активность, так и его единство: «Каждый акт ощущения раскрывает перед нами как телесные вещи, так и духовные, так как познавая посредством зрения и слуха, что вне меня имеется нечто телесное, я в то же время знаю еще более достоверно, что внутри меня есть некое духовное существо, которое видит и слышит»4.

Термин «спиритуализм» был введен в философский оборот французским философом В. Кузеном, последователем Мен де Бирана, согласно взглядам которого единственным источником понятия о реальном бытии является самосознание. Самосознание активно и деятельно, неотделимым его свойством является воля, или, как говорит де Биран, «свободное усилие»,

4 Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разуме. М, 1936, с.194.

сопровождающее все акты психической жизни человека. Однако наиболее последовательно спиритуалистическая философия впервые была представлена в творчестве широко известного в середине девятнадцатого столетия немецкого философа Г. Л отце. Согласно его взглядам, истинное познание духа находится исключительно в самом духе, и свидетельство этому

- доступная каждому индивиду деятельность его самосознания. Основой самосознания, по мнению Лотце, является самочувствие: «Самосознание считаем мы только истолкованием (переводом на мысль) того самочувствия, которого всегда предшествующая и первобытная живость не усиливается непосредственно от выработки нашей познательности; успехи образования увеличивают только богатство и ясность того образа нашего существа, который мы начертываем перед собой в самопознании» 5 . «Самочувствие» - категория, выражающая единство непосредственных ощущений и восприятий, а также эмоций, их сопровождающих. Синонимом термина «самочувствие» как «непосредственно переживаемой уверенности в себе самом» является термин «для-себя-бытие» (fur-sich-Sein).

В отличие от других живых существ для человека самочувствие - это исходный пункт для формирования понятия о «Я», самосознании - понятия, которое всегда есть продукт его собственной рефлексии. Сосредотачиваясь на себе, своих мыслях, своем отличии от внешнего мира, человек полагает свое «Я» одновременно как субъект и объект исследования. Будучи субъектом, «Я» стремится познать бытие-для-себя. Объектом исследования является непосредственный процесс жизни «Я», а также содержание этого процесса - уникальные мысли, идеи, представления:

5 Лотце Г. Микрокозм. М., 1866, т. 1, с. 315.

«Наше Я мыслит исключительно только наши мысли... о которых существует непосредственная достоверность»6.

По Лотце, «Я»- это не простое совпадение мыслящего с мыслимым. Любое ощущение, представление, мысль обязательно получает оценку и, в зависимости от этой оценки, человек испытывает чувство «довольства или недовольства». И, в конечном счете, самосознание основывается «на непосредственной ценности, какую мы ощущаем при этом своим чувством»7.

Таким образом, как и Мен де Биран Лотце отвергает интеллектуализм Лейбница, подчеркивая тот факт, что самосознание несводимо к одному лишь абстрактному мышлению и что в нем обязательно присутствуют воля и чувства субъекта, которые не являются, как у Лейбница, видоизменениями познавательных процессов, но самостоятельны и равноправны с мышлением. Отражая активную природу познающего субъекта, мышление играет очень важную роль, связывая все проявления деятельности души, тем не менее оно не является единственным элементом «Я».

Исследуя непосредственное восприятие жизни и знания о ней, человек приходит к выводу: как бы ни изменялся окружающий мир или особенности процесса этого восприятия, явления душевной жизни всегда взаимосвязаны, причем не только во времени, в последовательной смене событий, но также и в пространстве. Какой бы сложной и изменчивой ни была душевная жизнь, всегда остается нечто постоянное, неизменное, некая субстанциальная основа всех без исключения психических и познавательных процессов, постоянно сменяющих друг друга. Этой основой как раз и является его «Я». Единство сознания, «нераздельная

6 Там же, с.313.

7 Там же, с. 314.

природа» человека, по сути, служит для него образцом, когда он начинает познавать природу, внешний для себя мир, формулируя представление о взаимосвязях предметов этого мира и о закономерностях, в нем существующих. Но если в самосознании это единство непосредственно переживается, не будучи облеченным ни в какие категориальные формы, в теориях, создаваемых формализованным сознанием для объяснения основ бытия, оно выражается в идее субстанции как неизменной основы состояний и качеств мира. Единство сознания находит свое отражение и в другом понятии - понятии вещи как реального единства, неизменного в течение времени, а также в основных логических законах - тождества, противоречия, достаточного основания и др.

Вслед за Лейбницем Лотце признает подлинно сущими лишь монады, деятельные духовные субстанции. Поскольку при помощи чувственного созерцания познать йгонады, субстанциальные существа невозможно, действительный, реальный мир не может перейти в наше сознание, но является лишь «реально-объективным условием в основе перспективного порядка времени» и представляет сдбой «техническую систему всех функций, отправляемых субстанциями»8.

Идеи, выдвинутые Лотце, легли в основу спиритуализма его ученика Г.Тейхмюллера. В 1871 г. Тейхмюллер приезжает в Россию, где становится профессором Дерптского (Юрьевского) университета и создает спиритуалистическую философскую школу, к которой принадлежат Я.Озе, Е.А.Бобров, В.С.Шилкарский; его последователями становятся А.А.Козлов, Л.М.Лопатин, С.А.Аскольдов. Развивая гносеологический аспект понятия личности, спиритуалисты утверждают ее онтологичес

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком