научная статья по теме СПОР О БОЖЕСТВЕННЫХ ВЕЩАХ: КОНФЛИКТ ФИЛОСОФСКИХ ТЕОЛОГИЙ Философия

Текст научной статьи на тему «СПОР О БОЖЕСТВЕННЫХ ВЕЩАХ: КОНФЛИКТ ФИЛОСОФСКИХ ТЕОЛОГИЙ»

Спор о божественных вещах: конфликт философских теологий

В. В. ЗОЛОТУХИН

Статья посвящается рассмотрению спора о "божественных вещах", состоявшегося в 1811-1812 гг. между Ф.Г. Якоби и Ф.В.Й. Шеллингом. Этот спор касается одного из важных проблематических узлов немецкого классического идеализма - вопроса о построении философской теологии. Шеллинг в 1800-х гг. разрабатывает учение о Боге, находящемся в процессе развертывания из своей темной основы - Природы. Якоби подвергает это представление критике с теистических позиций. Для него природа и Бог соотносятся как тварь и Творец, а обожествление природы воспринимается как спинозизм. Шеллинг отвечает на критику резким полемическим трактатом, атакующим самого Якоби. Кантианец Я.Ф. Фриз также принимает участие в споре, критикуя как Якоби, так и Шеллинга с собственных позиций.

This article is devoted to the consideration of the controversy over divine things. This controversy took place in 1811 - 1812 between two philosophers: F.H. Jacobi and F.W.J. Schelling. It concerns one of the most important problematical questions of German classical idealism, namely a question on formation of the philosophical theology. Schelling in the first decade of19th century precises his notion on God. God, according to him, is constantly deploying from his dark ground, i.e. from the nature. Jacobi criticizes this notion from his theistic position. According to Jacobi, nature and God correlate only as creature and Creator. Jacobi identifies Schelling's position with spinosism. Schelling answers Jacobi in the sharp critical treatise where he attacks Jacobi's position. Kantianist J.F. Fries takes part in this discussion too. He criticizes Schelling's opinion as well as Jacobi's from his own philosophical position.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Ф.Г. Якоби, Ф.В.Й. Шеллинг, Я.Ф. Фриз, божественные вещи, философская теология, Бог, природа, натурализм, теизм, спинозизм, чувство.

KEY WORDS: F.H. Jacobi, F.W.J. Schelling, J.F. Fries, divine things, philosophical theology, God, nature, naturalism, theism, spinosism, sentiment.

Спор о божественных вещах (göttliche Dinge), состоявшийся между Ф. Якоби и Ф. Шеллингом в 1811-1812 гг., был знаковым событием для своего времени. Он привлек внимание целого ряда представителей немецкой философской (и литературной) общественности и послужил катализатором диалога между различными философскими

© Золотухин В.В., 2012 г.

течениями, сложившимися в рамках немецкого классического идеализма конца XVIII -начала XIX в.

Этот спор считается третьим и последним в череде основных философско-теологиче-ских споров классического немецкого идеализма, причем, как и первый спор (о пантеизме), он был инициирован Якоби. Теоретическую область, в которой разворачивались эти споры, можно определить именно как философскую теологию. В трактовке этого понятия мы согласны с отечественным философом и религиоведом Ю. Кимелевым, который понимает философскую теологию как "стремление создать учение о Боге сугубо философскими средствами... в отвлечении от факта и содержания божественного откровения" [Ки-мелев 1998, 171]. А современный католический теолог Й. Шмидт справедливо отмечает: философское размышление о Боге (философская теология) есть исконная область философии, которая составляет ее сущность и основной вопрос [Шмидт 2003, 17-18].

Спор о божественных вещах между Якоби и Шеллингом, который состоялся ровно 200 лет назад1, вызвал живую реакцию ряда современников-интеллектуалов, философов и писателей (Я.Ф. Фриз, Ф. фон Шлегель, Хр. Вайс, И.В. Гёте и многие другие). Они внесли свой вклад в спор о божественных вещах, высказывая свои мнения об обсуждаемом Яко-би и Шеллингом и критикуя их. Спор Якоби и Шеллинга ничем, по сути, не закончился, однако он продолжает притягивать к себе внимание, ибо в нем лицом к лицу столкнулись две знаковые философско-теологические установки. Речь идет о теизме и пантеизме: Яко-би - самый основательный и последовательный мыслитель из теистов и сентименталистов своего времени, Шеллинг - оригинальный пантеист, многие ключевые идеи которого были восприняты Гегелем и более поздней традицией.

В данной статье мы стремимся рассмотреть спор о божественных вещах как яркий пример противостояния теистической и пантеистической философских теологий, сосредоточившись на самом ходе философской полемики и оставляя за скобками мнения позднейших исследователей (при том, что на Западе существует мощная исследовательская традиция философской теологии немецкого идеализма, истоки которой восходят еще к первой половине XIX в.).

* * *

Фигура Ф.Г. Якоби при панорамном историко-философском взгляде на эпоху немецкой классики обычно остается в тени, затмеваясь фигурами Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Однако следует заметить, что Якоби играет в истории немецкого идеализма особую роль - роль неутомимого критика и полемиста2. На протяжении всей своей жизни Якоби последовательно обрушивался с критикой на Б. Спинозу, М. Мендельсона, И. Канта, И.Г. Фихте и на Ф.В.Й. Шеллинга, который был на 32 года моложе самого Якоби. Лейтмотивом этой критики выступает неприятие Якоби пантеизма и его мировоззренческих следствий.

Фридриха Генриха Якоби называют философом "чувства и веры": религиозное чувство и вера постоянно находятся в центре его внимания, будучи неразрывно связаны с теистически понимаемым отношением Бога и мира, Бога и человека. Нельзя не упомянуть, что теизм Якоби и вообще вся его философия были, что называется, глубоко им выстраданы [Якоби 1819, XII-XIII]. Примечательно и то, что сам он именовал свою философию религией. Уже после рассматриваемого нами спора, в последний год своей жизни, Яко-би так определяет цель своего философствования: обнаружение живого Бога как основы всего знания (Wissenschaft), Истины, которая удовлетворяет не только голову, но и сердце [Там же, XVI-XVII].

Не углубляясь специально в вопрос о том, как Якоби критикует Спинозу (это предмет особого исследования), отметим лишь, что критика Спинозы и его пантеизма составляет едва ли не основную тему философствования Якоби. Спинозизм для Якоби - методически совершенная и самая последовательная форма пантеизма, единственно возможный пантеизм. [Якоби, Мендельсон 1916, XIV-XV, 173].

Кратко изложить претензии Якоби к учению Спинозы можно следующим образом: спинозизм не оставляет места Богу-творцу, а значит, по форме он - последовательный ра-

ционализм, по содержанию же - атеизм (можно выразиться мягче, применив термин "кос-мотеизм") [Там же, XIX]. Спинозизм, согласно такому взгляду, делает природную силу божественной и через постулирование слепой необходимости и детерминизма, царящих в мире, проводит вредный атеизм. Естественно, антиспинозистские усилия Якоби направлены на борьбу с отождествлением природы и Бога [Якоби 1811, 157, 186, 190].

Между теизмом и спинозизмом невозможно опосредующее звено, смешивать и пытаться примирить их нелепо [Якоби 1789, 341]. Эта позиция Якоби - первая предпосылка спора о божественных вещах, и позже она будет атакована Шеллингом [Шеллинг 1812, 67, 88, 90, 93]. Таким образом, Якоби фактически признает невозможность разрешить свой спор со Спинозой и теми, кого он причислял к "спинозистам". Спинозист утверждает, что "всё есть одно, и одно есть всё" [Мендельсон 1785, 213, 217] - для Якоби важно сохранить трансцендентность личного Бога и его свободную волю. Этот постулат стал второй предпосылкой спора о божественных вещах.

Якоби постоянно и всюду усматривает спинозизм и изобличает его. Если в 80-е гг. XVIII в. целью его критики были взгляды Г. Лессинга [Якоби 1789, 4], то к концу первого десятилетия XIX в. основным обвиняемым в спинозизме становится Шеллинг.

Работа "О божественных вещах и их откровении", вышедшая в 1811 г., важна не только тем, что Якоби осуществил в ней критику Шеллинговой философии. Стремясь быть убедительным и основательным в своей полемике, Якоби постарался, насколько можно полно, изложить собственные взгляды. "О божественных вещах и их откровении" - небольшая по объему, но насыщенная работа, по которой можно составить целостное представление о воззрениях Якоби.

Сам термин "божественные вещи", определивший название как работы Якоби, так и порожденного ею спора, разумеется, не изобретение Якоби. Он употребляет его вслед за Паскалем (choses divines), цитату из которого берет в качестве эпиграфа. Термин этот восходит к Варрону и Цицерону. У Варрона он предстает одним из членов категориальной пары res humanae - res divinae (человеческие и божественные вещи), где первое понятие обозначает события профанной истории, а второе - в общем смысле всё, что касается сакрального и отношения к нему человека (в том числе, философские конструкции, касающиеся божественного) [Конт, Солодов 1999, 213]. Августин перенимает у Варрона понятие res divinae и придает ему значение "божественной реальности" [Форгриммель 1992, 45].

Сам Якоби определяет термин "божественные вещи" соответственно собственному мироощущению, которое в целом можно охарактеризовать как религиозный сентиментализм, следующим образом: «...непосредственная, позитивная Истина открывается нам в чувстве (Gefühl) - чувством порыва, который возвышается над всеми плотскими (sinnliche), преходящими, случайными интересами. Этот порыв непререкаемо возглашает себя как основной порыв человеческой природы. То, к чему этот порыв стремится как к предметам познания и воления, люди испокон веков называли "божественными вещами"» [Якоби 1811, 90]. В этом определении сжато выражены основные положения философии Якоби, изложенные в работе "О божественных вещах".

В качестве введения к ней Якоби предпосылает свою более раннюю работу "О предсказании Лихтенберга", уже публиковавшуюся за 9 лет до того, в 1802 г. [Там же, 1-44]. Предваряя рассмотрение ключевых идей Якоби, скажем, что этот философ не стремился к выстраиванию последовательной метафизики, а значит, часто пренебрегал точностью словоупотребления и с понятиями обращался вольно.

Небольшое произведение "О предсказании Лихтенберга" представляет собой своеобразное profession de foi философа. Яко

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком